пт, 19 апр.
19:46
Ставрополь
+16 °С, облачно
Эксклюзивы

Сорвать «Эдельвейс» любой ценой

12 октября 2020, 15:46Статьи
Фото:

В 2020 году Россия отпраздновала 75 лет со Дня Победы. Одно из важных вех, которые ковали эту Победу стала Битва за Кавказ. 442 дня непрерывных боёв, огромный фронт длиной 1000 и глубиной 800 километров, миллион погибших советских солдат. Таков масштаб Битвы за Кавказ, где решался исход всей Второй мировой войны.

9 октября 1943 года завершилась Битва за Кавказ. Для многих, кто живёт не на юге страны, эти сражения проходят в тени других. Они кажутся некой вспомогательной операцией на второстепенном театре. Все знают, что враг был остановлен под Москвой, сломлен в Сталинграде и окончательно обречён на отступление под Прохоровкой. Не снижая значимости этих событий, мы порой забываем, что война — это не только мужество солдат, прозорливость командиров и надёжность оружия. Это ещё и экономическое противостояние. Та сторона, которая лучше обеспечит снабжение своих войск, истощит противника, в итоге и победит.
В таком разрезе у Великой Отечественной войны тоже есть несколько ключевых событий, определивших её исход. Это эвакуация промышленности, ленд-лиз и Битва за Кавказ. Значимость последней описывается множеством факторов, но на первом месте стоит одно простое слово: нефть.
Причины
К лету 1942 года все поняли, что война продлится не один год. Советский Союз уже показал, что он совершенно не похож на рыхлую и безвольную Российскую империю. Потеряв огромные территории и основную ресурсную базу, он не сломался и копил силы для ответного удара.
За спинами солдат вермахта была вся мощь европейской экономики, но её со временем стало ощутимо не хватать. Да, захватив Украину, фашисты обеспечили себе неисчерпаемые запасы продовольствия, а их промышленность круглосуточно штамповала танки и самолёты. Но топлива для техники было всё меньше.
Единственным крупным поставщиком нефти оставалась Румыния, месторождения которой оказались далеко не бездонными. Поставки по морю блокировались флотами союзников. Германскому командованию стало ясно, что без новых источников нефтепродуктов им не то что победить, а даже отступить будет не на чем. Об этом открыто заявляли первые лица фашистского командования. В частности, Йозеф Геббельс.
«Мы ведём войну за уголь, железо, нефть. Если к назначенному времени закончатся бои на Кавказе, мы будем иметь в своих руках богатейшие нефтяные области Европы, а кто обладает пшеницей, нефтью, железом и углём — тот выиграет войну», — сказал Геббельс.
Гитлер был ещё более категоричен.
«Если нам не удастся захватить нефть Майкопа и Грозного, то мы должны будем прекратить войну!» — объявил политик на оперативном совещании в Полтаве в июне 1942 года.
Планы
Так родилась операция «Эдельвейс», названная в честь цветка, растущего в высокогорьях. Суть её была проста: воспользовавшись измотанностью советских войск, нанести удар превосходящими силами и захватить Кавказ с трёх сторон. На западе региона тем самым уничтожались последние базы Черноморского флота, на востоке открывался доступ к грозненской и бакинской нефти. Форсирование центральной части хребта обеспечивало выход к Турции с последующим вовлечением её в войну на стороне своего давнего союзника.
Осуществляла операцию группа армий «А» под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа. Хорошо оснащённая, не слишком потрёпанная в тяжёлых боях и опьянённая блицкригом по Украине, она по всем параметрам превосходила войска Северо-Кавказского фронта. В поддержку немцам отправили румынские подразделения.
То, что происходило в конце лета и начале осени 1942 года, советские историки дипломатично называют «боевыми действиями, приобретшими крайне динамичный характер». На деле противник с лёту захватил левый берег Дона, затем Ставрополь (тогда Ворошиловск), Краснодар, Армавир и другие важнейшие города. Вышли к предгорьям Кавказа, где смогли закрепиться советские войска, потерявшие только пленными 309 тысяч солдат. Потери Германии составили около 54 тысяч, то есть чуть меньше половины изначальной численности группы армий, но её постоянно пополняли.
Битва
О том, что происходило потом, написано много книг и статей. Даже в условиях утраты последней житницы и истощения ресурсов под Сталинградом, советское командование смогло организовать одну из лучших оборонительных операций в истории. Несмотря на все попытки, противник не захватил ни Орджоникидзе (Владикавказ), ни Грозный, ни тем более Баку. Линия фронта стабилизировалась, но ненадолго.
Зимой 1942–43 годов Северо-Кавказская стратегическая оборонительная операция превратилась в наступательную. На тот момент у наших войск сформировалось значительное преимущество в технике и живой силе. И уж точно не было проблем с топливом. Вермахт был деморализован новостями из Сталинграда, а также действиями ставропольских и кубанских партизан.
В итоге ответный удар оказался ещё более сокрушительным. Противник не смог окопаться ни в одном из ранее захваченных городов, а нехватка ресурсов становилась всё более ощутимой. Отступление стало похожим на бегство. Несмотря на то, что датой окончания Битвы за Кавказ считается 9 октября 1943 года, когда наши солдаты высадились в Керчи, уже к началу апреля немцы удерживали лишь небольшой клочок земли вокруг Таманского полуострова.
В Битве за Кавказ мы потеряли свыше миллиона человек против 420 тысяч у Германии. Но именно она определила исход всей войны. Даже в своей последней крупной контрнаступательной операции под Курском вермахт испытывал нехватку топлива. Никакие технические преимущества знаменитых «Тигров» уже не имели значения. Некогда непобедимая фашистская военная машина с тех пор только отступала и проигрывала до самого конца.