пт, 19 апр.
00:25
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

Ставрополье разложили «по косточкам»: любопытные данные о населении, приезжих и перспективах

1 февраля 2021, 14:51Статьи
Фото:

Как краевому центру войти в «высшую лигу» российских городов, есть ли у жителей свой менталитет, почему в регионе много федеральных колл-центров, и какие главные отличия Ставрополя от Краснодара — в материале ИА «Победа26».

Какие факторы влияют на то, как в следующие годы будет развиваться Ставрополь и край? Недавно в регионе провели исследование, в ходе которого эксперты досконально изучили менталитет и возрастной состав населения, характерные особенности территории. Результатами работы поделился профессор СКФУ, доктор политических наук Арушан Вартумян.
— Арушан Арушанович, что конкретно вы изучали в этой программе и какие результаты удалось получить?
— Сразу уточню, что это не наше исследование. Его проводит АПЭК — агентство политических и экономических коммуникаций. Оно находит партнёров в регионах. В том числе и мы сотрудничали с ним в рамках изучения Краснодарского и Ставропольского краёв. Мы подключали коллег, собирали данные и передавали в АПЭК. Предметом исследования были миграционные потоки в Российской Федерации и составление атласа демографических предпочтений. Там отразится, в какие регионы перемещаются люди, какие территории являются избыточными, какие — принимающими. В частности, Краснодарский и Ставропольский край — к нам едут. Но из каких регионов и какие категории населения?
— И что удалось выяснить?
— Мы получили очень тревожные данные по Краснодарскому краю. Многие недовольны своим переездом туда. По их словам, Краснодар — некомфортный город из-за бешеных пробок, перенаселения, слабой инфраструктуры.
— И куда эти люди едут дальше? К нам, на Ставрополье?
— Увы, нет. Те, кто разочаровался в Краснодаре, к нам практически не едут. Они выбирают Москву, Питер и далее. Но здесь важно отметить, что раньше у Кубани наблюдался безусловный приоритет. Теперь же для переезда всё чаще выбирают и Ставрополье: мы выравниваемся по этим показателям.
Разная картина складывается в демографическом отношении: к нам едут пожилые, а в Краснодарский край — 30-40-летние. Получается, условно, сюда едут отдыхать, а туда — работать.
— А почему так происходит?
— У Краснодарского края свои преимущества: море, горы, множество вариантов отдыха для молодых. А у Ставрополья — Кавминводы, курорты скорее для пожилых. Для инициативной молодёжи они сейчас интереса не представляют. И не случайно 14 миллионов туристов принимает Краснодарский край и 1,5 миллиона — Ставропольский.
Лицо Краснодарского края меняется благодаря приезжим и Крымскому мосту, который превратился в важнейший логистический центр страны. Работает Новороссийский порт, строят ещё четыре новых. В Краснодаре появится огромный транспортный хаб, который объединит новый аэропорт, вокзал и автостанцию. У региона третье место в стране по объёму инвестиций, сразу за Москвой и Петербургом.
В итоге если на Кубань едут авантюрные, с деньгами — открывать свой бизнес, то к нам — в основном пожилые. Пенсионеры, жители северных регионов, военные. Последние, кстати, получают жильё по принципу «где тихо».
На территории Ставропольского края мы проводили глубокое социологическое исследование. Брали интервью, ставили камеры на улицах. Итог: около 60 процентов — пожилые.
— А почему это плохо? В США есть, к примеру, Флорида, которую называют всеамериканским домом пенсионеров. Тем не менее это вполне развитый штат.
— Есть такие понятия — человеческий и социальный капитал. Многие науки используют индекс человеческого капитала, а у нас он низкий. Это значит, что и социальный капитал региона он потянет за собой. Наоборот, в Краснодарском крае — увеличение социальной активности людей, не замутнённых своим казачьим происхождением и традиционалистскими ментальными ценностями.
— Неужели у нас нет своих преимуществ?
— Есть, но они пока лежат не в экономике, а как раз в области менталитета. В Краснодарском крае сейчас происходит метаморфоза. Он перестал быть казачьим, потому что 40 процентов жителей — переселенцы со всех регионов страны. Там изменился состав населения, как и представления о социальном самочувствии граждан. Это уже другой регион.
Ментальность жителей Ставрополья изначально не столь архаична. В соседнем регионе она консервируется всё ещё сильным Кубанским казачьим войском. Там сейчас даже в школах предлагают ввести предмет «Балачка» для сохранения местного диалекта.
Наше Терское казачество разделено между пятью субъектами Федерации и не имеет такого влияния. Переселенческий элемент у нас всегда был значительно больше, чем местный. То, что начало происходить у краснодарцев лишь в последние годы, для нас — норма жизни. Мы никогда не были собственно казачьим регионом. У нас есть устойчивые станицы, но в целом влияние казачьей ментальности незначительно.
Вопреки стереотипам, никакого особого ставропольского менталитета не существует. Мы очень разные и вполне современные. У нас нет своего говора. Именно поэтому в Ставрополе открылось так много федеральных колл-центров: достаточно правильная, грамотная русская речь жителей сочетается с невысокими зарплатными претензиями.
— Вы говорите в целом про Ставропольский край. Но Ставрополь, Невинномысск, восточные территории, Кавминводы — все они очень разные. В чём их различия в плане ментальности их жителей?
— Это действительно так. В Ставрополе, Невинномысске, Будённовске и на Кавминводах совершенно разные ментальные традиции. Города КМВ вообще настолько сложны и различаются между собой, что мы всегда рассматриваем их отдельно.
В Невинномысске и Будённовске большая доля промышленного населения, в основном русского. В Будённовске есть некоторая доля армян, но они размыты и ассимилированы. В Невинномысске высок процент научно-технической интеллигенции: инженеры, конструкторы, технологи. Туда приезжают трудовые мигранты из других регионов страны.
Ставрополь, как я уже говорил, в постсоветское время стал городом для пенсионеров. Он в большой степени растерял свой промышленный и научно-технологический потенциал. В результате стареющая интеллигенция осталась, а амбициозная молодёжь стала выбирать Краснодар, Москву, Санкт-Петербург и другие города.
Лишь в последние десять лет Ставрополь из сонного пенсионерского города начал переходить в качественно иное состояние, приобретая правильные модерновые черты. Если так продолжится и дальше, то вскоре у него будет другая судьба и биография.
— Что для этого нужно сделать?
— Не только у города, но и у всего Ставрополья появятся новые перспективы, если построят железнодорожную ветку из Ставрополя к Невинномысску и прочим городам СКЖД. Трудовой избыток из краевого центра, в значительной степени утратившего свой промышленный облик, сможет ездить на работу в Невинномысск. За счёт связи с Кавминводами и другими территориями город, наконец, выберется из нынешнего автомобильного коллапса. Это тот случай, когда создание одной важной транспортной артерии позволит раскрепоститься муниципалитету в целом. Это обеспечит принципиально другой по качеству состав переселенцев.
Конечно, это главный, но не единственный момент в оздоровлении Ставрополя. Необходимы инвестиции в создание и развитие производства — в первую очередь перерабатывающего, агропромышленного. Всего, что даёт высокую добавленную стоимость и высококвалифицированные рабочие места. Необходимо объединить Ставрополь с Михайловском, создать действительно крупную городскую агломерацию, построить большой современный аэропорт, связать город со всем миром. Всё это звенья одной цепи.
— Об этих проектах говорят десятилетиями. А что будет, если всё останется как есть?
— Я не утверждаю, что это приведёт к чему-то катастрофическому, но это будет причиной снижения социальной активности и роста апатии. Нам нужны амбиции, масштабные проекты, инвестиции и приток населения. Мы должны включиться в конкурентную борьбу за наращивание качественного человеческого капитала.
— Подобные решения принимаются на федеральном уровне. Крымский мост, новые порты, скоростные трассы — понимание необходимости реализации таких проектов должно быть на всех уровнях государственной власти. Но как донесли это понимание?
— Для этого и проводятся подобные исследования. Многое станет понятно уже скоро: в апреле 2021 года в стране пройдёт перепись населения. Мы ждём её, так как она даст сильный новейший статистический материал. Речь об огромном массиве данных по реальной численности населения, миграционным потокам, этническим, религиозным, возрастным, хозяйственным категориям. Это важнейшее событие, поэтому нужно его качественно подготовить и осветить. Именно результаты Всероссийской переписи населения лягут в основу очень многих решений в ближайшее десятилетие.