пт, 29 март
00:31
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Ставропольские беспилотники учатся летать

20 сентября 2019, 18:40Статьи
Фото:

Зачем нам свои коптеры, а инженерам — помощь учёных

Купить квадрокоптер может каждый. Для одних это просто игрушка, для других — возможность заработать, снимая что-либо с непривычных ракурсов. Но не для всего подходят китайские беспилотники. У служб безопасности и силовых структур — свои требования, и главное — технология должна быть полностью отечественной. В ней не должно быть «сюрпризов», которые вскроются в самый неподходящий момент.
В России созданием собственных беспилотников занимается несколько команд. Одна из них находится в Ставрополе, и примечательна сразу по нескольким причинам. Они достигли впечатляющих результатов, их техника уже успешно продаётся, а секрет успеха — в грамотной организации сотрудничества учёных из СКФУ и инженеров-разработчиков группы компаний «СтилСофт».
Увлечённые люди
В «СтилСофте» их называют вертолётчиками. Стоит просто зайти в отдел, чтобы почувствовать, что здесь — немного своя атмосфера. Тишина, лёгкой творческий беспорядок, в углу помещения образцы ультрасовременной техники соседствует со средневековыми щитами. Видно, что люди здесь работают увлечённые.
Но времени действительно мало, поэтому довольствуемся знаменитой крышей нового корпуса «СтилСофта», превращённой в футбольное поле. Она огорожена по периметру и даже сверху прочной сетью, поэтому чудес высшего пилотажа ожидать не приходится, но всё равно полёт впечатляет. То ли тем, как ровно коптер держится при порывах знаменитого ставропольского ветра, то ли от самого факта, что это чудо техники не куплено на АлиЭкспрессе, а с нуля создано в твоём родном городе.
«Пока они держат порывы до 20 метров в секунду, — делится начальник отдела разработки БПЛА Александр Исаев. — Конечно, хотелось бы больше. В Мурманске, к примеру, и 30 метров считается нормой».
Вообще требования к своему детищу у вертолётчиков самые строгие. Это всё же не китайская игрушка, а многоцелевая техника, которая будет охранять военные базы, нефтяные скважины, аэропорты, зоны особого режима. Они должны выдерживать любые погодные условия, быть прочными и при этом лёгкими. Там, где их применяют, вряд ли найдётся умелый инженер, который всё быстро починит. Поэтому надёжность – превыше всего.
С виду беспилотник напоминает краба или большую букву Х с толстым брюшком. Это уже второе поколение. Первое было похоже на букву Н и уже выпускается серийно. Спрос — стабильный.
Виртуальная реальность для роботов
И вот тут на помощь инженерам пришли учёные. Вернее, их свели между собой в ходе давно назревшей потребности наладить коммуникацию между заводами и лабораториями. «В рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» реализуется проект «Разработка роботизированного беспилотного летательного аппарата мультироторного типа с использованием бесплатформенной инерциальной навигационной системы» (уникальный идентификатор RFMEFI57818X0222), при финансовой поддержке Министерства Науки и Высшего Образования России», — говорится в сухом отчёте. На деле всё куда интереснее.
Со стороны СКФУ процессом руководит доктор технических наук, заведующий кафедрой инфокоммуникаций института информационных технологий и телекоммуникаций Геннадий Линец. Со своей командой они создали программный продукт, который ускоряет разработку новых аппаратов.
О том, как это работает, Александр Исаев рассказывает уже в своём кабинете. Он снял с беспилотника пропеллеры, подключил через несколько портов к ноутбуку и вывел картинку на большой экран.
«Суть в том, что любые изменения надо проверять на практике, в ходе лётных испытаний. Это долго и дорого, потому что если что-то пойдёт не так, страдает техника».
Вместо этого применяется программный продукт, который чем-то напоминает виртуальную реальность, только для техники. В компьютерной симуляции прописываются все основные условия полёта, а сигналы проходят непосредственно через системы беспилотника. То есть он «думает», что летит в тех или иных условиях. Соответственно, ответные показатели всех систем — как при настоящем полёте.
В режиме реального времени можно устроить «ураган» или внезапную разрядку батареи — да, собственно, что угодно, и посмотреть, как поведёт себя техника. Это не только дешевле, но и гораздо быстрее.
Этот принцип работает в обе стороны. После настоящих лётных испытаний на стол разработчикам ложится список возникших проблем. Они решаются, программы дописываются, а потом всё это обкатывается в симуляции. Когда она даёт стопроцентный результат, коптер снова везут «в поля». Решения, проверенные виртуально на симуляторе, как правило, подтверждают работоспособность и в жизни. К слову, подобные методики применяются не только в технике, но и где угодно, вплоть до построения бизнес-моделей.
Когда они захватят мир
Мы проходим через производственные помещения. Там стоит несколько рулонов ткани, которая после многих операций превращается в элементы корпуса беспилотника. Чёрная — углеволокно, желтоватая — кевлар, белая — стекловолокно, но его лучше не трогать. Потом всё это пропитывается, прессуется под огромным давлением и на выходе получаются удивительно лёгкие и прочные детали, о которых сроду не скажешь, что они были похожи на тряпку. По соседству инженеры работают с небольшой платой, на которую напаяно множество крошечных микросхем. Это — мозг беспилотника.
Пока беспилотники выполняют сугубо охранные функции. Если сработал датчик периметра, он взлетает со своей базы, изучает место, находит нарушителя, передаёт все данные, при необходимости сопровождает цель и, когда заряд подходит к концу (или когда задача закрыта), возвращается в контейнер базирования.
Помимо всепогодности разработчики хотят сделать свои беспилотники устойчивыми к любым средствам борьбы с ними. Любые «глушилки» и новомодные ловушки — это всего лишь очередная инженерная задача. Ещё одна и не менее важная – это безопасность. Поэтому, решая очередные задачи, инженеры в первую очередь думают не о том, что ещё навесить на беспилотник, а о том, чтобы он точно не упал никому на голову.
Текст и фото: Станислав Маслаков
Иллюстрации: Сергей Лычак/ИА «Победа26»