Тема дня: Выборы-2021

Трамваи и троллейбусы на Ставрополье: следующая остановка — брутто-контракт

23.07.2021, 15:38 Ставропольский край
Общественный транспорт в Ставропольском крае ждёт масштабная реформа, которая будет идти сразу по трём направлениям. Каким именно — читайте в материале ИА «Победа26».

Во-первых, переход троллейбусного предприятия в Ставрополе и трамвайного в Пятигорске из муниципальной собственности в краевую. Во-вторых, пополнение подвижного состава за счёт участия в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги» и сотрудничества с мэрией Москвы.

В-третьих, уже запланирован и будет поэтапно реализован проект перехода общественного транспорта Ставрополья на систему брутто-контракт. Это заключение соглашения между муниципалитетом или краевыми властями с перевозчиками. Им выплачиваются деньги из бюджета за километры пробега, а не за число обслуженных пассажиров.

Предыстория

Первые трамваи появились в Пятигорске 1 сентября 1903 года, а в Ставрополе троллейбусы — 24 июля 1964-ого. По действующим тогда градостроительным нормам электротранспорт полагался городам с населением свыше 200 тысяч человек. После развала СССР в сферу перевозок вторглись частники, которые заметно потеснили старые предприятия.

В Ставропольском крае муниципальный транспорт выжил, но ежегодно получает многомиллионные дотации из бюджета. Неоднократно он копил долги по зарплатам и за электроэнергию, проигрывал конкуренцию с частниками на автобусах малой вместимости.

Как решают эту проблему

Проблема спекуляций вокруг троллейбусного и трамвайного парков решилась в 2021 году: создали ГУП «Ставропольское троллейбусное предприятие» и ГУП «Городской электрический транспорт города Пятигорска».

«С 1 января 2021-ого закон вступил в силу, созданы два ГУПа. Юридически они состоялись уже в первом квартале. Произошла смена собственников, приняты уставы, в которых записано, что эти предприятия отныне находятся в ведомственном подчинении миндортранса. Сейчас заканчивается процедура оформления в краевую собственность недвижимого имущества. По завершении будет принято распоряжение о новой реорганизации — присоединении троллейбусного предприятия к трамвайному, то есть о создании единого электротранспортного ГУПа», — пояснил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта края Борис Борисов.

Во время самоизоляции в 2020-ом предприятия финансово подкосило и сокращение перевозок. Тогда из резервного фонда краевого правительства им выделили субсидии — 35,7 миллиона рублей. Благодаря этому оба учреждения перешли в собственность края без долгов.

В трамвайном и троллейбусном парках сохранили квалифицированные кадры, сейчас им вовремя выплачивают зарплату. Но транспорт и инфраструктура как в Ставрополе, так и в Пятигорске сильно изношены. Требуется капитальный ремонт оборудования электротяговых подстанций, полная замена примерно половины кабелей и автовышек контактных сетей. Ещё — масштабная реконструкция 48 километров трамвайных путей и 47,8 километра контактно-кабельных сетей.

«Что касается земельного участка, который числится за троллейбусным парком в Ставрополе. Сразу пресеку все спекуляции на этот счет: никто его продавать не собирается. Он уже оформлен в собственность края. Скажу больше, сейчас мы заняты оформлением ещё одного участка, который находится рядом, но по назначению не использовался и был занят сторонней организацией», — пояснил Борисов.

Одна из первостепенных задач — обновить подвижной состав. Чтобы её решить, губернатор Владимир Владимиров провел переговоры с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым. Он пообещал поддержать Ставрополье в рамках механизмов государственной помощи.

Как будет обновляться подвижной состав

Пока в бюджете края нет статьи на закупку подвижного состава. Однако в 2021-ом появилась возможность получить его в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», входящего в нацпроект «Безопасные качественные дороги».

Заявка на участие уже практически подготовлена. В ней фигурируют 50 новых троллейбусов, которые в случае успеха в переговорах с Минтрансом край получит безвозмездно.

Второе направление работы — с мэрией Москвы, которая предоставит Ставрополю 40 автобусов большой вместимости. Дело в том, что столица сейчас планово обновляет подвижной состав, а бывший в эксплуатации передаёт регионам. Там есть транспорт в хорошем состоянии, который требовалось оценить на месте.

В апреле этого года специалисты из Ставрополя осмотрели первую партию списанных автобусов, а в июне — вторую.

«Часть предложенного мы забраковали. Остановились на 30 автобусах, устраивающих по всем параметрам. Их и попросили. В адрес мэра Москвы направлено соответствующее письмо. Ждём распоряжения правительства Москвы, и будем забирать автобусы, которые затем направим в распоряжение ГУП «Ставропольское троллейбусное предприятие», — сообщил Борисов.

Как и почему нужно оптимизировать перевозки

Одно лишь обновление подвижного состава и сопутствующей инфраструктуры не выправит систему перевозок. Требуется комплекс мер: научные изыскания, оптимизация маршрутной сети, развитие транспортного сообщения в юго-западном районе. Нужна и соответствующая нормативная база, например, регулирующая использование единого билета.

«Мы исходим из того, что транспорт, входящий в госпредприятия, в том числе электрический, в идеале должен окупаться. Но главное всё-таки — приемлемые для населения тарифы и степень удовлетворения услугами перевозчиков. В этом и заключается его социальная роль. Общественный транспорт во многих странах, особенно в развитых, большей частью дотационный», — отмечает Борисов.

В нынешних условиях диктовать тарифы можно лишь подведомственным предприятиям, но есть немало рычагов для оптимизации и коммерческих перевозчиков. Как? Обратимся к мировой практике. Существуют три основных способа управления общественным транспортом.

Первый: перевозчики не дотируются, всё отдано на откуп частникам. В итоге появляются тысячи «анархистов» на маленьких автобусах, которые работают кто во что горазд.

Второй: транспорт делится на государственный, дотируемый из бюджета, и остальной — коммерческий. Тут, как правило, результат конкуренции получается не в пользу первого. Частники постепенно «уводят» пассажиропоток.

Третий вариант: весь общественный транспорт дотируется — и муниципальный, и коммерческий. Такая схема хорошо зарекомендовала себя в Европе и в США. Суть в том, что единый заказчик платит из бюджета перевозчикам, обеспечивая им фиксированный уровень прибыли. Тариф при этом держат ниже себестоимости, чтобы стимулировать спрос и снизить на улицах число личных легковушек.

Будущее общественного транспорта — за третьим вариантом, что определено Концепцией развития транспорта в РФ. Такая схема называется брутто-контракт, и она уже успешно применяется в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других крупных городах.

Как решат проблему с перевозками на Ставрополье

«В соответствии с поручением губернатора, в ближайшей перспективе запланирован переход на брутто-контракт, который коснётся всего общественного транспорта Ставрополья», — сообщил Борисов.

Начать планируют с ГУПов, а затем перейдут на частников. Жителей города не должно интересовать, кто их возит: главное, чтобы услуга была качественной и доступной, уверены в минтрансе Ставрополья.

Основная особенность брутто-контракта заключается в том, что отобранный по конкурсу перевозчик получает ежемесячную плату, вне зависимости от пассажиропотока, за километры пробега. По-другому они называются нормо-часы. В транспорте ставят терминалы, с помощью которых безналично оплачивается проезд. Эти деньги поступают на счет заказчика перевозок, то есть в бюджет.

«Это очень эффективно. Кстати, брутто-контракт был изобретён в ФРГ ещё в конце шестидесятых прошлого века. Многие немцы стали мобильнее, на дорогах появились «выделенки», и, купив билет, пассажир может в течение часа делать бесплатные пересадки. Как результат — на улицах уменьшилось число легковых автомобилей, улучшилась экология. А исключение наличного оборота денег позволяет избежать на предприятиях мошеннических схем, утаивания прибыли от налогообложения. Всего этого мы добьемся и на Ставрополье, соблюдая интересы всех сторон», — уверен Борисов.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Андрей Володченко

 

 

Большая транспортная реформа в Ставрополе началась с пяти маршрутов. К чему это приведёт Зачем понадобилось сокращать часть маршруток в Ставрополе, что будут делать частные перевозчики, которые останутся без работы? Каким будет «переход» на автобусы и сколько их нужно, чтобы покрыть трафик, — читайте в материале «Победы26».
Оживление скифов: как в Ставрополе прошёл фестиваль исторической реконструкции В Ставрополе, на главной поляне Татарского городища, прошёл фестиваль исторической реконструкции. Его участники были одеты и вооружены как скифы, которые владели этими землями тысячелетия назад. «Победа26» пыталась разобраться, зачем это нужно в мире гаджетов и машин.
Изменения в ЕГЭ-2022. Почему ставропольским школьникам будет сложно как никогда В 2022 году единый государственный экзамен пройдёт по-новому. Корректировки уже определил Федеральный институт педагогических измерений. Что поменяется, как это скажется на подготовке и оценках? Почему будущим выпускникам будет сложнее, чем всем, кто сдавал ЕГЭ раньше, — в материале «Победы26».
Ценные приветы из ХХ века: что можно купить на блошином рынке в Ставрополе Каждые выходные по утрам рядом с Центральным парком в Ставрополе коллекционеры и владельцы раритетных вещей выкладывают свои сокровища на импровизированные прилавки. Здесь есть товары на любой вкус, в том числе и действительно редкие вещи, которые могут стать необычным подарком или интересным сувениром.
Будущее ставропольских школ: как скоро ученики смогут проводить лабораторные работы с алмазами и нефтью Ставропольские учёные разрабатывают технологию, которая сможет перевернуть школьный мир — такого не делал ещё никто в России. Речь о виртуальных лабораториях, способных повысить качество образовательного процесса и облегчить работу учителям. Что будет в виртуальной реальности — в материале ИА «Победа26».
Как устроены выборы 2021 года на Ставрополье: разбор Как будут проходить выборы, где и кого будут выбирать ставропольцы, почему на голосование отведено три дня? Какие правила ввели в пунктах для голосования и что изменилось для избирателей — читайте в материале «Победы26».
На Ставрополье устанавливают всё больше вышек сотовой связи. Опасны ли они для людей — объяснили эксперты Влияют ли сотовые вышки на здоровье человека? Правда ли, что их излучение вызывает утомляемость, усталость, головокружения? Сколько станций нужно, чтобы решить проблемы со связью? На каком расстоянии от домов они должны находиться? Ответы на эти и другие вопросы — в материале «Победы26».
Пролетая над верхушкой леса: как проходят будни ставропольских парапланеристов Михаил Рыбасов говорит, что ему никогда не снятся полёты, ведь он летает наяву. «Победа26» провела один день с пилотом-инструктором и парапланеристом, чтобы узнать, как он это делает.
«Токио — город из компьютерной игры»: ставропольский легкоатлет об изнанке Паралимпиады и отношении к российским спортсменам В Токио завершились летние Паралимпийские игры 2020 года. За день до этого в Ставрополь вернулся легкоатлет Игорь Баскаков. Домой он привёз четвёртое место за метание диска и пятое — за толкание ядра в категории спортсменов с нарушениями зрения. Ставропольчанин рассказал, как прошли Игры и что его поразило больше всего.
Как молодым специалистам найти хорошую работу? Ставропольские эксперты о возможностях студентов и выпускников Как найти работу после вуза? Есть ли способы выпускнику получать зарплату наравне с опытным сотрудником? Когда лучше начинать делать карьеру? Кого готовы брать на работу крупные ставропольские компании? Учащихся каких специальностей нанимают ещё со студенческой скамьи? Во всех этих вопросах разбиралась «Победа26».
Какой будет осень 2021 года: прогноз ставропольских экспертов Ожидается ли в этом сезоне много дождей? Когда доставать пальто и сапоги? Грозят ли краю какие-либо погодные аномалии? Можно ли сделать точный прогноз на все три месяца? Как предсказывали погоду в старину? Об этом — в материале ИА «Победа26».
Электросамокаты и велосипеды — транспорт будущего или проблема для Ставрополя? Законны ли ограничения скорости для двухколёсного транспорта? Кто больше страдает — водители или пешеходы? Какие травмы чаще всего случаются после происшествий с электросамокатами и велосипедами и как можно обезопасить всех участников движения — читайте в материале «Победы26».