пт, 29 март
02:57
Ставрополь
+3 °С, ясно
Эксклюзивы

Учитель, блогер и игрок КВН: история успеха молодого педагога из Невинномысска

22 октября 2019, 18:20Статьи
Фото:

Профессия учителя на Ставрополье становится всё популярнее. По данным краевого министерства образования, из 33 тысяч педагогов больше 6 тысяч — молодые. В 2019 году штат образовательных организаций пополнили 400 специалистов.

Для учителей в крае предусмотрены меры поддержки. Сельские педагоги получают 25 процентов к окладу и компенсацию расходов за проживание, отопление и электричество. Всем молодым специалистам каждый месяц в течение трёх лет прибавляют к зарплате от тысячи рублей. А в некоторых районах педагоги получают ещё и единовременную выплату при трудоустройстве — от 5 до 50 тысяч.
«Победа26» пообщалась с одним из представителей «нового поколения». Сергей Форостецкий за три года работы в невинномысской школе завоевал доверие учеников и коллег, основал команду КВН и даже открыл «блог учителя» в Инстаграм, где публикует советы для детей, родителей и начинающих преподавателей.
«Никогда не думал, что стану педагогом»
Сергею 26 лет. В 2014 году он закончил СКФУ по специальности «Филология». В невинномысской школе № 16 работает три года: преподаёт русский язык, литературу, историю и обществознание в классах с пятого по восьмой.
— Сергей, как получилось, что ты стал преподавателем?
— Это случилось неожиданно для меня самого. Планы на жизнь были совсем другими. Я играл в команде КВН «Сборная СКФУ», вместе с ней дошёл до четвертьфинала телевизионной Премьер-лиги. Надеялся свою будущую жизнь связать с шутками, писать юмористические сценарии.
Однако получилось иначе. После завершения магистратуры я перестал получать повышенную стипендию. Мы жили с девушкой, и возникла необходимость зарабатывать, чтобы содержать будущую семью. В Ставрополе работу найти не вышло: в школах кадров хватает. Везде просили подождать до конца лета, а надо было «здесь и сейчас».
Позвонили знакомые и сказали, что в невинномысской школе нужен учитель русского языка. Думали недолго: буквально через пару дней уже сидели на чемоданах. Прошёл собеседование и вышел на работу.
— Помнишь свой первый урок?
— Нет, но помню первое классное собрание. Это было 30 или 31 августа, мне предстояло стать классным руководителем пятого класса. Удивился, когда в кабинет стали заходить не только дети, но и родители. Некоторые взрослые смотрели с опаской и недоверием: понимали, что перед ними стоит человек без учительского опыта.
Постарался справиться с волнением и объяснить: в ближайшие годы нам предстоит стать семьей, как бы пафосно это ни звучало. Потому что по-другому хороший коллектив не построить.
— Сложно было приспособиться к работе?
— Больше всего сложностей с бумажной волокитой. Ты постоянно должен готовить какие-то справки, отчёты, таблицы, предоставлять информацию для личных дел учеников, заполнять электронные дневники. Это отнимает кучу времени.
— Кто помог адаптироваться?
— При помощи жены и коллег научился быстрее справляться с бумажной волокитой. Сейчас эта работа даётся мне гораздо легче.
Пригодился опыт юмориста. Начал развивать в школе КВН-движение, и мы с ребятами заняли второе место на краевом фестивале Юниор-лиги. Как результат — выросло доверие ко мне со стороны начальства и родителей.
Плюс, первые три года получал надбавки к зарплате для молодых педагогов — по три тысячи рублей. Очень неплохая поддержка, которая здорово помогает специалистам на первых порах.
«Самое интересное — общаться с детьми»
— Что лучшее в профессии педагога?
— Наверное, контакт с учениками. Люблю, когда меня слушают, а не просто слышат. Плюс, педагогика — это постоянное познание чего-то нового. Невозможно всегда проводить урок по одной и той же теме одинаково. Ты каждый день ищешь новые материалы, придумываешь нестандартные способы донести информацию.
— Как считаешь, со школьниками нужно быть строгим?
— Урок веду максимально позитивно, могу пошутить в разумных пределах. Не люблю, когда дети боятся сказать лишнее слово или выразить эмоцию. Но если ситуация выходит из-под контроля, включается «строгий Сергей Александрович». Ученики это чувствуют и серьёзно включаются в работу.
Всё время быть строгим нельзя. Сначала дети тебя будут бояться, а потом поймут: «Да он всегда такой, ничего не изменится. Можно и побаловаться». Поэтому жёсткий контроль стоит включать только в отдельных случаях.
— А подростки часто обращаются к учителям за советом или помощью?
— У каждого ребёнка есть такая потребность. Но мало кто готов первым сообщить о своей проблеме. Дети слишком самостоятельны и стеснительны. Поэтому нужно внимательно следить, замечать малейшие отклонения в настроении, поведении и успеваемости ребят. В случае чего — предлагать помощь.
— Как относишься к смартфонам? Это хорошо или плохо для развития школьников?
— Считаю, что тандем «школьник + сотовый телефон» имеет право на существование. Для ребят их возраста гаджет — такая же естественная вещь, как для нас — свет в квартире. Если ребёнок хочет позвонить родителям, найти дополнительную информацию в интернете, почитать электронную книгу, — не стоит запрещать.
— Молодому педагогу сложно найти общий язык с родителями?
— Я бы сказал: не сложно, а страшно. С первых же дней работы ты попадаешь в очень насыщенное коммуникационное поле: должен общаться и обсуждать проблемы с людьми, которые гораздо старше и опытнее тебя. Но мне повезло: в нашем классе хорошие родители.
«Дети поняли, что КВН — это не просто шутейки и веселуха»
— Поговорим про команду КВН. Тяжело ли её собрать?
— Если хочешь, чтобы ребёнок ходил в твою секцию или кружок, нужно его заинтересовать. Сказать: «Нам срочно нужна команда КВН» недостаточно.
Я рассказал ребятам о встречах с интересными людьми; о новых возможностях; о том, что эта игра научит думать, шутить и без страха выступать на сцене. Привёл в пример свой опыт. Я начал заниматься КВН в далёком 2011 году, а уже через пять лет оказался на Первом канале.
— Сработало? У школьников появился интерес?
— Да, на первое занятие пришли, наверное, человек 20. Я увидел, как ребята чувствуют себя на сцене. Кому-то понравилось, кому-то — нет, кто-то застеснялся. Некоторые ушли, потому что осознали: играть в КВН — это не только веселиться и отмачивать шутейки. Здесь нужны постоянный труд, сосредоточенность, работа над собой.
— Как обычно проходят ваши занятия?
— Собираемся два раза в неделю и сразу начинаем репетировать. Сценарий пишу я. C детьми его обсуждаем, пробуем разные образы, придумываем нестандартные ситуации. Если что-то вызывает сомнение — переделываем.
Часто выступаем на школьных мероприятиях. По реакции зала смотрим, хорошо подготовились или нет. Затем доработанные номера показываем на городских и региональных лигах. Очень ценю ребят и горжусь ими.
— Есть какие-то дополнительные критерии отбора в вашу команду?
— Успеваемость для нас стоит на первом месте. Если кто-то не учится или плохо себя ведёт — отстраняю от игр. Члены команды знают об этом правиле и показывают хорошие результаты в учёбе. КВН для них — дополнительная мотивация.
«Инстаграм — отличный способ поделиться опытом с окружающими»
На страничку @forest_sergei в Instagram подписаны уже 1373 человека. Там Сергей публикует интересные истории из школьной жизни, советы для педагогов и родителей, интервью с коллегами из разных уголков России.
— Сергей, почему ты решил завести собственный блог? Учителя нечасто это делают.
— Мне хотелось не просто работать, но и развиваться дополнительно, пробовать себя в разных сферах.
Когда только пришёл в школу, мне не хватало общения с ровесниками. А я чувствовал желание поделиться опытом, обменяться впечатлениями, получить советы именно от молодых специалистов. Надеюсь, теперь мой блог окажется полезным для ребят, которые только собираются ступить на стезю преподавательства.
Читатели пишут, что мои советы и мысли действительно помогли, оказались правильными в тех или иных вопросах. Это приятно.
— А как в школе относятся к твоему увлечению?
— Об этом знают далеко не все. Мои коллеги — в основном представители старшего поколения, которые не очень дружат с социальными сетями. Хотя некоторые читают, комментируют. И родителям нравится: не слышал ещё ни одного негативного отзыва. Дети тоже знают: ставят лайки, но комментировать стесняются.
— Собираешься и дальше «прокачивать» свою страничку?
— Конечно! Уже сейчас ввёл раздел «Назовём условно: Учителя России». Беру интервью у педагогов из разных городов — начиная с Москвы и заканчивая окраинами. Планирую добраться и до видеоформата. Снимать образовательные и развлекательные ролики, делать интересные трансляции.
 
Фото — страница Сергея Форостецкого в Instagram