пт, 29 март
11:41
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Виртуальные кражи реальных денег

17 июля 2017, 11:15Статьи
Фото:

Портал «Победа26» совместно с юристами рассказывает, как не попасться на уловки мошенников и сохранить свои деньги.

Современные технологии вплелись во все сферы жизни и заставляют менять сложившиеся привычки. Вот и пластиковые карты избавили нас от необходимости носить наличные. Жизнь становится во многом проще, но не безопаснее. Мы связались с юристами и узнали у них о мошенничестве нового поколения и как можно обезопасить свои деньги.
Всем по коду
Ставропольчанка Анастасия решила продать старый фотоаппарат. В детстве дедушка рассказал ей, что это очень редкий экземпляр. Вспомнив эту деталь, девушка поняла, что за фотоаппарат можно выручить хорошие деньги. Она зашла на сайт и создала там объявление. Почти сразу написал покупатель. Парень предложил перевести всю сумму на карту Анастасии, после чего девушка должна была отправить фотоаппарат почтой. Покупатель попросил данные счёта, в том числе и код на обороте карты. Не подозревая ничего, девушка отправила все цифры — и после этого с её счета пропали все деньги.
Это один из распространённых способов мошенничества. Чтобы такого с вами не случилось, помните, что нельзя сообщать: данные своей карты, ПИН-код от неё, CVV-коды (нанесены на обороте карты), пароли от банковского мобильного приложения, пароль для входа в дистанционную систему банковского обслуживания. Кандидат юридических наук Елена Терещенко рассказала, что даже сотрудникам банка нельзя сообщать конфиденциальную информацию.
Часто мошенники используют средства так называемой социальной инженерии, например, звонят по телефону и представляются сотрудником банка, спрашивая у вас ПИН-код банковской карты. Необходимо иметь в виду, что у сотрудников банка имеются все необходимые данные, и звонки с подобными вопросами в 100 % случаев исходят от мошенников.
Желаемое за действительное
Михаил давно мечтал о новых фирменных кроссовках. Он собрал нужную сумму и решился на дорогую покупку. В его городе не было фирменного магазина, поэтому он собрался заказать обувь через сайт. Выбрал цвет, размер, указал адрес доставки и сразу же оплатил по карте. В интернет-магазине было указано, что доставка будет в течение пяти дней, но прошёл уже месяц, а кроссовок всё нет. Михаил снова зашёл на сайт, написал в службу поддержки, но никакого ответа не получил.
Позже выяснилось, что покупку он сделал через поддельный интернет-магазин. Адвокат и вице-президент коллегии адвокатов «Принцип Права» Сергей Бабичев выделяет этот вид мошенничества как один из самых популярных.
— Естественно, наивная жертва полагает, что находится на официальном сайте, и делает заказ, перечисляя предоплату и не получая никакого товара.
Будьте внимательны, когда совершаете покупки в интернет-магазине. Убедитесь, на правильном ли сайте вы находитесь. Чаще всего фальшивые интернет-магазины можно распознать по какой-нибудь небольшой детали, например, по лишней букве в адресной строке магазина.
Новые слова в мошенничестве
Случаев финансовых махинаций много, и с каждым годом их становится всё больше. Но выделить несколько видов всё же можно.
Скимминг — это мошенничество с помощью скиммера — устройства, которое позволяет считать информацию с магнитной полосы карты и её ПИН-код. Его чаще всего устанавливают на банкоматы, которые находится не в отделении банка или вдали от консультантов.
Фишинг — это кража конфиденциальной информации. Один из способов — это ложное уведомление от банка. Письмо может прийти вам на почту, и там будет указана ссылка, по которой надо перейти и ввести данные своей карты. Сайт может в точности копировать официальную страничку вашего банка, но в итоге оказывается пустышкой.
Вишинг — тоже кража данных, но только с мобильного телефона. Вам может прийти СМС с просьбой перезвонить. В процессе разговора мошенник представится банковским работником и сообщит об угрозе взлома карты или о какой-нибудь другой выдуманной проблеме. Затем вас попросят сообщить ПИН-код или секретное слово, так преступник получит доступ к деньгам.
Как не попасть в такие ловушки?
Первое, что надо делать, — это быть внимательным ко всем покупкам, которые вы совершаете в интернете. Для этих целей лучше всего завести отдельную карту. Все секретные данные никому не сообщайте, даже родственникам. Осторожно общайтесь с продавцами и консультантами интернет-магазинов. Не переходите на сторонние и неизвестные вам ссылки. Запомните номер, с которого ваш банк присылает уведомления. Иногда мошенники могут использовать технические приёмы, например, заменять символ «0» на «О», «1» на «I» и т. п. Если вас пытаются убедить через звонки и СМС, что ваш родственник попал в беду и нуждается в деньгах, не отвечайте на эти сообщения. Первым делом позвоните человеку, о котором идёт речь. Если он не берёт трубку, не впадайте в панику и не спешите переводить деньги неизвестно кому. Вполне возможно, что человек просто находится в месте, где нет сети.
— Отправьте СМС-сообщение с просьбой срочно перезвонить. Как показывает практика, в течение 20 минут удаётся установить связь с человеком, — пояснила Елена Терещенко.
Если вам пришло сообщение о случайном переводе деньг на ваш номер, то не отвечайте, для начала проверьте баланс. Вполне возможно, что он остался прежним, и никакого перевода не было.
— Распознать мошенника можно по настойчивости, с которой он просит дополнительные данные вашей карты или счёта, — рассказывает адвокат Сергей Бабичев. — Дать полную гарантию, что вы не общаетесь с человеком, который хочет обмануть, не может никто.
Что делать, если вы оказались жертвой?
— Немедленно обратитесь в контактный центр банка по официальному телефону и заблокируйте карту, реквизиты которой были сообщены мошенникам или по которой были совершены мошеннические операции, — рекомендует юрист Елена Терещенко. Свяжитесь по телефону с оператором связи, на адрес которого переведены средства, с заявлением о мошенничестве и возврате средств (как правило, информация о номерах телефонов, на которые были переведены средства, сотовом операторе и телефоны контактного центра сотового оператора указаны на чеке, полученном в банкомате).
Сообщите о мошенничестве в правоохранительные органы. По словам адвоката Сергея Бабичева, таким делом, скорее всего, будут заниматься полицейские, поэтому, чтобы сэкономить время, лучше сразу обратиться в отдел МВД России по месту жительства.
— К сожалению, нередки случаи, когда недобросовестные полицейские, не желая брать на себя лишнюю работу, под любыми предлогами будут стараться либо не принять заявление, либо отказать в возбуждении уголовного дела. Поэтому, чтобы сберечь не только своё время, но и нервы, я бы рекомендовал заручиться помощью грамотного адвоката, который не только составит все необходимые документы, но и возьмёт на себя обязанность по сопровождению вашего дела как на стадии следствия, так и в суде.
А кто вернёт деньги?
По закону возмещать ущерб должен мошенник, а не государство. Стоит напомнить, что суд обязывает мошенника оплачивать и услуги защиты.
— На практике часто встречаются случаи, когда мошенник ещё до приговора суда предлагает потерпевшему компенсировать вред с целью смягчения наказания. В этом случае все переговоры тоже проще поручить вашему адвокату, который проследит за соблюдением ваших интересов, — рассказал Сергей Бабичев.
По его совету, лучше настоять на том, чтобы следователь признал вас потерпевшим как можно раньше. И обязательно в рамках уголовного дела необходимо подать гражданский иск о возмещении ущерба.
— Зачастую банки вклю­чают в договор положение, позволяющие заведомо снять с них ответственность за корректность функционирования интернет-банка и фактически перекладывают ответственность за возможный ущерб на потребителя, — рассказала юрист Елена Терещенко.
В случае если у вас украли деньги с мобильного банка через дубликат сим-карты, оператор связи может взять ущерб на себя. Поскольку он несёт ответственность за выдачу копии карты другому лицу.
Немного о бесконтактном платеже
Мошенники очень изобретательны и иногда своими руками делают RFID-ридеры — это устройство, которое позволяет бесконтактно обмениваться данными или считывать их на небольшом расстоянии. На такой случай существуют кожаные чехлы, кошельки и сумки, которые защитят вашу карту и мобильный телефон.
Система бесконтактного платежа с мобильного устройства безопаснее. «Привязанной» к телефону карте присваивается некое цифровое значение — токен, которое используется при проведении платежей, таким образом терминал покупателя не получает данные о карте. Другое дело, что телефон могут украсть. В этом случае нужно немедленно звонить в банк и блокировать карту.
По словам адвоката Бабичева, о случаях хищения денежных средств при совершении покупок таким образом пока что неизвестно.
 
Мария Шагиахметова