сб, 20 апр.
03:34
Ставрополь
+11 °С, облачно
Эксклюзивы

Владельца похоронного бизнеса «заказали» на кладбище в Татарке: подробности расследования запутанного дела

4 декабря 2020, 14:43Статьи
Фото:

Утром 18 июня 2019 года Сергей Комнацкий, как обычно, приехал на работу к девяти часам утра. Мужчина много лет вёл похоронный бизнес. Секретаря Елену он попросил подсчитать стоимость демонтажа трёх старых памятников. Мол, «один простой мужичок хочет два гранитных и один из прессованной мраморной крошки». Потом сел за стол, что-то написал на жёлтой бумаге, собрался и уехал принимать заказ. Больше в этот день сотрудница шефа не видела, как, впрочем, и никто другой.

Спустя время Сергея нашли мёртвым с огнестрельным ранением на груди. Смерть наступила практически моментально. Подробности расследования запутанного убийства — в материале рубрики ИА «Победа26» и СУ СКР по Ставрополью «Хроники следствия».
В день пропажи Сергея Комнацкого первыми тревогу забили брат и друзья. На звонки он не отвечал, сообщения в мессенджерах игнорировал. А 19 июня телефон вовсе оказался выключенным. Собрав по крупицам информацию, товарищи выяснили, что пропавший отправился на встречу с клиентом на кладбище в Татарке Шпаковского района. По дороге туда на телефон родственнику позвонили правоохранители и сообщили, что у одной из могилок обнаружено тело Комнацкого. Требуется опознание.
 
 
Расследовать преступление поручили следователю Шпаковского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Ставрополью Денису Коломийцеву. При себе у убитого были лишь несколько мобильных телефонов и папка с документами. Осмотры территории кладбища результата не принесли: никаких следов злоумышленник не оставил.
«Осложняло ситуацию то, что погибший был предпринимателем. Это подразумевает множество контактов, финансовых отношений. Первой ниточкой стало изучение телефонных вызовов. Звонков было много», — рассказал следователь Денис Коломийцев.
 
 
По логике, потенциальным убийцей был тот, кто пригласил Сергея на встречу в тихое место — на старое татарское кладбище. Телефонный номер, с которого поступали звонки, был куплен в Изобильном. Допросы продавцов и выемка видеозаписей показала, что приобрёл его 45-летний житель Изобильного Демьянова. Тоже владелец похоронного бизнеса, а по совместительству и муж родной сестры погибшего. Правда, сотрудника СКР смутил ещё один факт: звонок неизвестной женщине, совершенный примерно за месяц до трагических событий. Чтобы раскрыть дело, пришлось собирать показания всех возможных участников преступления, рассказал следователь Денис Коломийцев.
 
На другой стороне
 
Имена героев изменены в интересах следствия 
Александр Болотный приехал в Ставропольский край в 2016 году из Иркутской области. Человек сложной судьбы: на заработки его увезли цыгане. Несколько лет он занимался отделкой их домов, переезжая с места на место. Благо труд был по доброй воле, а не по принуждению. Но выхода особо не было: много лет назад мужчина отсидел за убийство, после чего устроиться на работу оказалось задачей со звёздочкой.
Спустя некоторое время Александр перевёз на Ставрополье и свою жену, с которой они вместе сняли жильё в Изобильном. А уже в ноябре 2017 года мужчина перешёл в местную фирму, где занимались благоустройством могил. На новом месте зарекомендовал себя как отличный работник: хорошо оформлял портреты на памятниках. За это руководитель компании Демьянов его очень ценил, платил ему больше, чем другим — 30-40 тысяч рублей в месяц.
В январе 2019 года директор пригласил Александра к себе на застолье. Сам Саша был уверен, что шеф таким способом поощряет его: раньше подобных жестов к подчинённым он не делал. Во время общения выяснилось, что давняя мечта работника — иметь свой дом, а не скитаться по квартирам.
В крепком подпитии бизнесмен рассказал работнику о нанесённой ему обиде. Якобы в 2007 году напали на его родителей: избили, связали и похитили 10 тысяч долларов. А сделал это некий Сергей Комнацкий — бывший товарищ Демьянова по работе. И его нужно «наказать» — убить, чтобы отомстить. Совершить расправу руководитель попросил Александра. В качестве награды пообещал ему купить дом. Тот согласился.
Уже в феврале Демьянов и Александр отправились в хутор Широбоков неподалёку от Изобильного, чтобы посмотреть жильё. Цена его была около 200 тысяч, но работнику вариант понравился. На месте заключили договор и оставили задаток — 20 тысяч рублей. А спустя некоторое время руководитель снова позвал Болотного в поездку, но на этот раз в Ставрополь.
Мужчины на старой ВАЗ-2112 подъехали к многоэтажке по переулку Буйнакскому. Остановившись на парковке, немного подождали, пока неподалёку не остановился серебристый Volkswagen. Из авто вышел высокий крепкий мужчина, которого Демьянов показал Александру. Это был Сергей Комнацкий.
«Демьянов попросил Александра запомнить, как тот выглядит. Но уточнил, что тут убивать свою жертву не следует — везде камеры видеонаблюдения, окна жилых домов: слишком много свидетелей», — рассказал следователь Денис Коломийцев.
Следующим вариантом была дача Комнацкого в ДНТ «Яблочко» в Ставрополе, но и эта локация не подошла. Тогда Демьянов придумал план, как именно расправиться со своим обидчиком. Под видом клиента зазвать его на старое кладбище в северо-западной части села Татарки, где устранить без лишних свидетелей. К тому моменту Александр понял, что его шеф всерьез взялся за дело, и запереживал.
«Александр поехал в Широбоков, расторгнул договор на дом и вернул Дмитрию задаток. Но тот не успокоился: каждый раз, как у работника возникали сомнения, звал к себе, поил алкоголем и убеждал-таки совершить преступление. Другие подчинённые охарактеризовали Демьянова как человека властного и умеющего убеждать. Ему не составило особого труда толкнуть на преступление довольно внушаемого Александра. И обещанный дом был уже не в хуторе Широбокове, а в самом Изобильном», — рассказал следователь Денис Коломийцев.
 
Путём убеждения
 
Для убийства Комнацкого Демьянов приобрёл огнестрельное оружие — гладкоствольное охотничье ружье 16 калибра с укороченным стволом и прикладом. А после попросил своего брата купить ему пуль. Мол, собрался на охоту с друзьями, хочет пострелять. Родственник помог и привёз патроны.
Вместе с Александром Демьянов опробовал ружъё на территории своего предприятия. Мужчины сделали по выстрелу в дощечку, установленную на некотором расстоянии.
«Демьянов хорошо продумал детали преступления. Купил сим-карту, телефон, которые передал своему работнику. Научил того, что нужно позвонить Сергею, попросить о встрече на кладбище в Татарке под предлогом смены памятника родственникам», — рассказал следователь Денис Коломийцев.
Итак, для исполнения убийства всё было готово. 23 мая 2019 года Демьянов вызвал Александру такси, дал пять тысяч рублей, ружьё и три патрона и отправил в Татарку.
По дороге Александр сильно нервничал. Чтобы унять дрожь, еще в Изобильном заехал в магазин за алкоголем. Пиво помогло ему немного прийти в себя. В Татарке он зашёл на кладбище, сел на первую попавшуюся лавочку и позвонил Сергею, чтобы договориться о встрече. Тот объяснил, что занят и не сможет приехать. Тогда злоумышленник нашёл магазин и напился почти до беспамятства. Ему позвонил Комнацкий, сообщив, что освободился и готов к встрече. Правда, её на этот раз отменил сам Болотный, пообещав приехать в другой раз. После мужчина набрал своей жене и попросил вызвать ему такси, чтобы доехать до дома.
«Позже, на допросе, Александр признается, что в беспамятстве хотел даже позвонить на 112 и признаться, что едва не совершил убийство. Набрав номер, он молчал в трубку — так и не решился», — рассказал следователь.
 
День Х
 
Демьянов очень ругал Александра за то, что тот «засветил» номер и не совершил таки намеренного. Пришлось покупать другую сим-карту и снова и снова убеждать своего подчинённого, что Комнацкий не должен остаться в живых. Следующая поездка состоялась 17 июня. О встрече с Сергеем договорились за день до этого. В обед Болотный уже был на кладбище и ждал свою жертву, которая должна была прибыть через несколько часов.
Со слов обвиняемого: «Комнацкий перезвонил и сказал, что сейчас уже подъедет, я ответил, что жду его. Когда приехал, мы по дорожке прошли немного вглубь кладбища, и я показал ему на один из памятников. Сказал, что это мои родственники, и стал обговаривать детали нового памятника. На месте мы проговорили примерно 30 минут. Также, когда мы говорили, Комнацкий увидел один из интересных памятников, сфотографировал его с разных сторон на свой телефон, так как тот ему понравился, и сказал, что нужно ему тоже разработать похожую модель. Во время этой встречи я не смог убить Комнацкого. По поводу заказа сказал, что подумаю, подходит ли мне стоимость. Оружие при этом находилось у меня в сумке. Я его не доставал».
Комнацкий даже довёз Болотного до Ставрополя, где тот пересел в такси и вернулся в Изобильный. Приехал сразу к Демьянову, который в этот момент устроил небольшое алкогольное торжество с другими работниками. Заметив Александра, руководитель отошёл с ним в сторону — покурить. А когда тот рассказал о случившемся, начал ругаться. Сетовал, что зря собрал компанию, обеспечивая себе алиби. Болотный был вынужден достать телефон и снова договориться о встрече со своей жертвой. Тот пообещал, что приедет на кладбище после обеда.
Утром 18 июня Болотный ехал в Ставрополь на маршрутке. После добрался на такси до Татарки, уже в знакомом магазине купил себе пиво, посидел в скверике и пошёл к кладбищу. Около полудня к нему присоединился Демьянов и передал пакет с обрезом и тремя пулями. Мужчина тоже приехал из Изобильного и находился поблизости, чтобы добавить Александру решимости.
В оговоренном с Комнацким месте Болотный сел на лавку, достал ружьё, заложил туда одну пулю, две других оставив в пакете. 
Со слов подозреваемого: «Когда Комнацкий подошёл ко мне на расстояние в два метра, то я быстро достал обрез из пакета и навел в область его груди, при этом Комнацкий был повернут ко мне как бы немного правым боком. При этом я стоял выше Комнацкого, немного на пригорке. И поэтому ствол обреза, который направил на Комнацкого, был немного направлен вниз. Комнацкий , опешив, спросил, не сошёл ли я с ума. Я на это ответил ему, что это за родителей Демьянова, и выстрелил. Все это произошло очень быстро, и Комнацкий не успел как-либо отреагировать на мои слова и действия».
 
 
На ватных ногах Болотный пошёл в сторону выхода. По дороге встретил Демьянова, который поинтересовался, убил ли тот Сергея. Тот ответил утвердительно. После этого отдал заказчику пакет с обрезом и пулями, телефон. Дальше в одиночку спустился к магазину и купил алкоголь. В Изобильный Александр приехал около шести вечера. Позвонил шефу, предложил встретиться, но тот отказался.
«Сказал, что сегодня встречаться не стоит, признался он потом на допросе. В следующие дни руководитель избегал своего работника. Лишь 20 июня подошёл к Александру и сказал, что Комнацкого нашли. Больше на эту тему не разговаривали», — рассказал следователь Денис Коломийцев.
Через пару дней Болотный узнал, что за Демьяновым приехали полицейские. Понимая, что скоро придут и за ним, Александр уехал вместе с женой на море в Краснодарский край.
 
 
Мотивы
 
Все, кто знал Сергея, отзывались о нём как о добром, позитивном, отзывчивом человеке. Никогда не копил негатив, к зиме отращивал бороду, а к Новому году готовил детишкам из подъезда подарки. Семья у него не сложилась: развёлся с женой, но часто встречался с малолетним сынишкой. Конфликтов с партнёрами и долгов не имел, финансовых трудностей не испытывал. Докопаться до истины оказалось непросто. Для этого была создана специальная следственная оперативная группа, которую возглавил следователь СКР Денис Коломийцев. 
 
 
В течение 10 месяцев Болотный настаивал, что просто вызвал Комнацкого на кладбище, а убийство совершил сам Демьянов. Но в итоге удалось собрать доказательную базу, которая практически поминутно установила местонахождение мужчин на месте преступления. Только тогда преступник сделал чистосердечное признание. 
Болотный на допросах сообщил, что в качестве мотива к убийству Демьянов всё время указывал на ситуацию с нападением на его родителей. Злоумышленник настаивал, что это сделал именно Комнацкий. Правда, доказательств у него не было.
История получилась запутанной. Родители Демьянова много лет занимались похоронным бизнесом. В 90-е мужчина женился на родной сестре Сергея — Елене. Тогда же зятя пригласили поучаствовать в семейном бизнесе. К тому же этому способствовали обстоятельства. Сам Комнацкий работал судебным приставом. Встретил женщину и зарегистрировал с ней отношения. По иронии судьбы возлюбленной оказалась коллега, к тому же в руководящей должности. После появления ребёнка мужчине пришлось уйти с работы, чтобы не противоречить букве закона.
Комнацкий и Демьянов подружились. Первый отвечал за поставки камня для надгробий из Украины, второй — обрабатывал заказы. Со временем мужчины разделились по городам. Сергей принимал заказы в Ставрополе, а Демьянов — в Изобильном. Но это не мешало ни деловым, ни семейным отношениям.
У Демьянова возникли сложности в браке: появилась другая женщина, которая родила ему ребёнка. Правда, с Еленой, женой, жить продолжали вместе. Сергея ситуация не возмутила: партнёры часто ездили вместе на отдых за границу, покупали дачи и земельные участки.
Отношения между Демьяновым и Комнацким испортились в 2018 году: на это указали все свидетели. Причём в качестве причины называли ссору между мужчинами из-за второй возлюбленной Демьянова, якобы Сергей встал на её сторону. 
После этого закончились совместные поездки, посиделки за горячительными напитками. Фирму вроде как поделили. Часть опрошенных свидетелей указывала, что Сергей иногда говорил о том, что его партнёр несправедливо поделил доли от прибыли. Мол, сам ничего не делал для компании в Ставрополе, но половину выручки забирал. К тому же некоторые друзья слышали и другую историю: когда Комнацкий вернулся с отдыха во Вьетнаме, то обнаружил крупную недостачу: около 10 миллионов рублей. 
Однако все эти события происходили уже много позже 2007 года, когда произошло нападение на родителей Демьянова. К тому же до 2018-ого между мужчинами были крепкие дружеские отношения.
«Детализация звонков показала, что за 2019 год между убитым и его заказчиком не было ни одного телефонного звонка, ни одной переписки. Хотя Демьянов указывал, что они с Сергеем были друзьями до последнего. К тому же Демьянов помогал организовывать похороны Сергея после его убийства. Злоумышленник мог позавидовать предприимчивому товарищу, который сам сумел справиться с делами не хуже, а может, даже и лучше, чем в связке с партнёром», — рассказал следователь Денис Коломийцев.
Сам Демьянов свою вину не признал и до последнего пытался склонить Болотного взять всё на себя. Через адвокатов он обещал мужчине купить квартиру в любом городе, уверял, что сможет вытащить его из тюрьмы, доказав наличие психических отклонений. Но Александр не соглашался. На допросах говорил, что ему сложно жить с грузом убийства за плечами и врать, ведь «он уже не молод».
Демьянов во время следствия настаивал, что никакой неприязни к Комнацкому не чувствовал. Строил предположения, что его друга могли убить из-за поставки камня с Украины, за которую он должен был расплатиться в эти дни крупной суммой денег. Однако все доказательства говорят об обратном.
Признание Болотного подтверждается фактами. Так, следователь вышел на магазины, где Демьянов приобретал сим-карты и телефоны, выяснил обстоятельства покупки патронов к обрезу, установил местонахождение злоумышленника в день преступления с помощью биллинга, собрал все показания свидетелей, провёл следственные эксперименты. Заказчик пойдёт под суд по двум статьям — об убийстве по найму и за незаконное приобретение и хранение оружия.
«Уголовное дело насчитывает 18 томов. Утверждённое прокуратурой обвинительное заключение направлено в суд для рассмотрения по существу. Расследование стало непростым, но мы сумели дойти до истины. Она в том, что за любое преступление неукоснительно последует наказание. Не сомневаюсь, что теперь у злоумышленников есть достаточно времени, чтобы подумать и раскаяться в своих поступках», — заключил следователь СКР Денис Коломийцев.