Тема дня: Ставрополье заключило соглашение с Фондом защиты прав дольщиков

Владимир Меньшов: «В Ставрополе я начал позиционировать себя как режиссёр»

28.05.2019, 18:01 Ставропольский край
Владимир Меньшов приехал на встречу со студентами резиденции Международного кинофестиваля «Герой и Время» в день открытия. Он ответил на вопросы начинающих кинематографистов и рассказал, как работал актёром и режиссёром в Ставрополе, а также как снимал фильм «Любовь и голуби». Так получилось, что корреспондент Победы26 — участница одной из творческих лабораторий резиденции, поэтому ей тоже удалось встретиться с артистом. С разрешения режиссёра мы публикуем самые интересные вопросы и ответы.

— С 1965 по 1966 год вы служили в качестве актёра в ставропольском театре. Как вы туда попали?

— Я учился в Москве в школе-студии МХАТ. После второго курса мы с Верой Валентиновной поженились. Ректор пообещал, что после окончания института её сразу возьмут в труппу. Ну и меня тоже. Хотя я понимал, что это не очень заслужено с моей стороны. Но когда мы уже получали дипломы, вдруг выяснилось, что из-за внутренних интриг Веру не берут. И мы остались на мели.

В итоге Борис Равенских взял Веру в театр имени А.С. Пушкина. Я же рассказал про свои злоключения Михаилу Ромму: что всегда мечтал о кино и что вот не получается никак… Режиссёр тогда посоветовал поднабраться опыта и прислать работы через год. Тем временем Веру и меня в придачу сватал в ставропольский театр Рафаил Рахлин. Я и воспользовался шансом.

В Ставрополе я играл какие-то роли, но главное начал активно позиционировать себя в качестве режиссёра и ассистента режиссёра. Мне даже доверили постановку спектакля «Белоснежка и семь гномов». Потом поставили под начало опытного режиссёра, и уже с ним я довёл спектакль до конца.

— Вы и актёр, и режиссёр и сценарист. В какой роли чувствуете себя более комфортно?

— Режиссура — затягивающая профессия, она требует «полной гибели всерьёз», как говорил Пастернак. Там нет просвета - ты или снимешь фильм, или готовишься к съёмкам. Это год жизни минимум: подготовка, съёмка, монтаж. А ещё на сценарий уходит много времени, потому что это главный этап.

— В фильме «Любовь и голуби» есть сцена, когда Надюха заходит за занавеску, там происходит драка, занавеска обрывается и в руках у героини остаётся берет. Как это снималось? Там же нет склейки.

— Сначала я думал, что «Любовь и голуби» будет лирическим фильмом с какими-нибудь многочисленными зарисовками о жизни села. А когда началась работа, понял, что всё это от лукавого. Володя Гуркин, когда писал сценарий, представлял, что действие будет происходить на театральной сцене, а актёры будут выходить из-за кулис. В кино такой сюжет обычно разбивают на несколько локаций. Я же захотел поддержать театральность зрелища. Поэтому когда Лёнька уходил, я сказал ему задернуть занавеску. В итоге, когда занавеска упала, мы увидели лишь результат потасовки. И это намного эффектнее, чем если бы герои вцепились друг другу в волосы в кадре.

— Приходили ли вам творческие идеи во сне?

— Я поражаюсь снам Феллини, который целые сюжеты там разыгрывает и с Пикассо беседует. У меня сны очень глупые. Я всё время что-нибудь во снах теряю и ищу. Например, какую-нибудь сумку, в которой у меня все документы. Прозрения у меня случаются другим способом. Я загружаю что-то в мозг, а потом приходит идея: «О! Вот что мне нужно сделать!».

— Вы были одним из продюсеров фильма «Белый ягель». Как вышло, что кино о регионе получило вашу поддержку? И в целом, что вы думаете о региональном кино?

— Нас нашла одна из первых продюсеров этого проекта. Что касается регионального кино, это какие-то новые миры, которые мы ещё не можем до конца осознать. Сейчас же дикий рывок технологический произошёл: кино можно снять на телефон и в квартире. Поэтому для меня оно утратило сакральность.

Когда я учился в вузе, нам постоянно говорили, что мы ответственны за то, что показываем. Помню, какое впечатление произвёл фильм Федерико Феллини «8 1/2 женщин»… После того, как вышел с сеанса, ещё всю ночь бродил по Москве. Вере позвонил, сказал, что не приду — просто не мог успокоиться.

Полагаю, свой золотой век кино уже пережило. Но я всё-таки я думаю, что надо добираться до души. Вспомните, как рождалась картина «8 ½ женщин». Режиссёр ночью вывез сценариста за город и говорит: «Мне что-то такое мерещится, что бы это могло быть…». Постепенно от «мерещится» начали появляться персонажи, потом ситуация — так и родился великий фильм. А очень часто бывает, что померещилось и забылось.

— Возможность снимать на телефон и маленькую камеру, снижает художественность образов? Или есть современные фильмы, которые дотягивают до того уровня, который был раньше?

— Помните, разгромленная Италия после Второй мировой войны пыталась сделать свой кинематограф и уйти от «кино белых телефонов» о жизни миллионеров? Тогда появился Росселини с фильмом «Рим, открытый город». Его сняли, что называется, на коленке: за бесценок, с неизвестными артистами, которым ничего не платили. Тогда дебютировали в качестве помощников другие потом известные режиссёры — Висконти, Феллини, Антониони. Всё это выросло в новую волну. Конечно, и сегодня хорошие фильмы могут появиться. Говорить, что такое кино второсортно, ни в коме случае нельзя.

— Кого из молодых режиссёров могли бы выделить? Кто уже проявил себя?

— Я стал меньше смотреть кино. Мне надоедает разочарование, которые я испытываю при просмотре фильмов. Но средний уровень повысился. Считаю, что одна из самых мощных и удачных картин — фильм «Горько» Жоры Крыжовникова. Это смешно, талантливо, не уничижительно по отношению к своей стране. Хорошо сделано. Недавно мне попался на глаза фильм «Вий» Егора Баранова. Тоже хороший.

— Что конкретно вас расстраивает? Чего не хватает фильмам?

— Таланта. Много подражательных фильмов, в том числе американским картинам. Кинематограф нуждается в серьёзных переменах, потому что идей не хватает. Сейчас в мире снимают какое-то бешеное количество лент. Наверное, больше десяти тысяч. При этом по подсчётам Владимира Проппа есть всего 36 мировых сюжетов.

— Можно ли снимать в кино непрофессиональных актёров? У вас был такой опыт?

— У меня целый фильм есть такой - мой первый фильм «Розыгрыш». Там весь класс был из не профессиональных актёров. Раньше увидеть себя на экране было событием, а сейчас, видимо, из-за большого количества фильмов, даже дети приходят на площадку и знают, как играть. Они передачи смотрят про кино, как и что делать. И всё знают.

Для справки:
Международный кинофестиваль «Герой и Время» продлится в Железноводске до 2 июня. Здесь собрались десятки известных отечественных и зарубежных деятелей киноиндустрии. В конкурсную программу вошли 12 полнометражных картин и ещё 12 «документалок». Масштабное мероприятие проводится при поддержке правительства Ставропольского края и губернатора Владимира Владимирова.

 

Фото: Эдуард Корниенко/ИА «Победа26»

Иллюстрации: Поленка Тарасевич

Укротители ставропольского ветра «Солнце воздух и вода — наша лучшая еда». Эта грустная шутка из девяностых сегодня вновь актуальна, но уже с другим, совершенно новым гораздо более позитивным значением.
Что ставропольцу посмотреть в Питере Корреспондент «Победы26» внезапно сорвалась в Санкт-Петербург и на неделю стала туристом. Оказалось, что в городе на Неве много (интересных!) мест, куда гости заходят не часто, а зря. В каждом из них настоящий петербургский шарм. Но обо всём по порядку…
Зима близко: как подготовить автомобиль к холодам Синоптики обещают, что в этом году обойдётся без сильных морозов и снегопадов. Но это не повод для праздности. Что бы ни вещали пророки, мы достаём тёплую одежду и обувь, а также готовим к холодам свои автомобили. Сегодня мы поговорим о том, как грамотно это сделать.
Как учитель из Ставрополя ездила петь «Катюшу» в Африку Преподаватель вокала Лариса Демидова отучилась и начала свой профессиональный путь в Ставрополе, а потом вместе с мужем уехала в Гвинею-Бисау. Там они собрали агитбригаду под названием «Катюша» и стали гастролировать. Африканцы подпевали и плакали…
Comic Con: «подсидеть» Питера Паркера и заселфиться с Гаечкой Почему молодые люди так стремятся на «Комик Коны» и что они там находят.
Дайте мне стену, и я разобью на ней клумбу Если правильно организовать пространство, то Ставрополь может превратиться в самый цветущий город мира. Об этом «Победа26» узнала на фестивале Green Geek Fest Как, зачем и что для этого нужно — читайте в нашей статье.
Как жить с паническими атаками? Тревожные приступы беспокоят почти шесть процентов взрослых людей. Чаще всего панические атаки происходят в молодом возрасте — 20–30 лет.
Сложить, вместить и не разбить: как собрать чемодан в путешествие? Сезон отпусков в августе не заканчивается. Наша корреспондент-путешественница, например, вот-вот отправится в Швейцарию и Испанию. Она собрала полезные советы, которые помогут сэкономить на багаже и вместить в чемодан самое важное.
Отдых в Архызе вне сезона: сколько стоит и чем заняться Корреспондент «Победы26» побывала на курорте и узнала, стоит ли ехать туда в первые осенние месяцы и что могут предложить туристам местные. Оказалось, что снег и лыжи — не самое главное, что манит людей в горы.
Любимой Марии Ивановне от 2«Б»! Как выбрать подарок на День учителя, чтобы порадовать педагога и не оконфузиться?
Фёдор Лашков: «Неважно, где вы живёте. Красота совсем близко» Почему фотографу нужно много ходить? Где искать уникальные кадры? Кто такой фотохудожник? Как прославиться начинающему мастеру? На эти вопросы корреспонденту «Победы26» ответил известный фотохудожник Фёдор Лашков.
Пять вопросов об отходах: что волнует ставропольцев Кто занимается вывозом мусора? Должен ли регоператор убирать на площадке с контейнерами? Корреспондент «Победы26» узнала ответы на эти и другие вопросы.