чт, 28 март
22:48
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Владимир Меньшов: «В Ставрополе я начал позиционировать себя как режиссёр»

28 мая 2019, 18:01Статьи
Фото:

Владимир Меньшов приехал на встречу со студентами резиденции Международного кинофестиваля «Герой и Время» в день открытия. Он ответил на вопросы начинающих кинематографистов и рассказал, как работал актёром и режиссёром в Ставрополе, а также как снимал фильм «Любовь и голуби». Так получилось, что корреспондент Победы26 — участница одной из творческих лабораторий резиденции, поэтому ей тоже удалось встретиться с артистом. С разрешения режиссёра мы публикуем самые интересные вопросы и ответы.

— С 1965 по 1966 год вы служили в качестве актёра в ставропольском театре. Как вы туда попали?
— Я учился в Москве в школе-студии МХАТ. После второго курса мы с Верой Валентиновной поженились. Ректор пообещал, что после окончания института её сразу возьмут в труппу. Ну и меня тоже. Хотя я понимал, что это не очень заслужено с моей стороны. Но когда мы уже получали дипломы, вдруг выяснилось, что из-за внутренних интриг Веру не берут. И мы остались на мели.
В итоге Борис Равенских взял Веру в театр имени А.С. Пушкина. Я же рассказал про свои злоключения Михаилу Ромму: что всегда мечтал о кино и что вот не получается никак… Режиссёр тогда посоветовал поднабраться опыта и прислать работы через год. Тем временем Веру и меня в придачу сватал в ставропольский театр Рафаил Рахлин. Я и воспользовался шансом.
В Ставрополе я играл какие-то роли, но главное начал активно позиционировать себя в качестве режиссёра и ассистента режиссёра. Мне даже доверили постановку спектакля «Белоснежка и семь гномов». Потом поставили под начало опытного режиссёра, и уже с ним я довёл спектакль до конца.
— Вы и актёр, и режиссёр и сценарист. В какой роли чувствуете себя более комфортно?
— Режиссура — затягивающая профессия, она требует «полной гибели всерьёз», как говорил Пастернак. Там нет просвета - ты или снимешь фильм, или готовишься к съёмкам. Это год жизни минимум: подготовка, съёмка, монтаж. А ещё на сценарий уходит много времени, потому что это главный этап.
— В фильме «Любовь и голуби» есть сцена, когда Надюха заходит за занавеску, там происходит драка, занавеска обрывается и в руках у героини остаётся берет. Как это снималось? Там же нет склейки.
— Сначала я думал, что «Любовь и голуби» будет лирическим фильмом с какими-нибудь многочисленными зарисовками о жизни села. А когда началась работа, понял, что всё это от лукавого. Володя Гуркин, когда писал сценарий, представлял, что действие будет происходить на театральной сцене, а актёры будут выходить из-за кулис. В кино такой сюжет обычно разбивают на несколько локаций. Я же захотел поддержать театральность зрелища. Поэтому когда Лёнька уходил, я сказал ему задернуть занавеску. В итоге, когда занавеска упала, мы увидели лишь результат потасовки. И это намного эффектнее, чем если бы герои вцепились друг другу в волосы в кадре.
— Приходили ли вам творческие идеи во сне?
— Я поражаюсь снам Феллини, который целые сюжеты там разыгрывает и с Пикассо беседует. У меня сны очень глупые. Я всё время что-нибудь во снах теряю и ищу. Например, какую-нибудь сумку, в которой у меня все документы. Прозрения у меня случаются другим способом. Я загружаю что-то в мозг, а потом приходит идея: «О! Вот что мне нужно сделать!».
— Вы были одним из продюсеров фильма «Белый ягель». Как вышло, что кино о регионе получило вашу поддержку? И в целом, что вы думаете о региональном кино?
— Нас нашла одна из первых продюсеров этого проекта. Что касается регионального кино, это какие-то новые миры, которые мы ещё не можем до конца осознать. Сейчас же дикий рывок технологический произошёл: кино можно снять на телефон и в квартире. Поэтому для меня оно утратило сакральность.
Когда я учился в вузе, нам постоянно говорили, что мы ответственны за то, что показываем. Помню, какое впечатление произвёл фильм Федерико Феллини «8 1/2 женщин»… После того, как вышел с сеанса, ещё всю ночь бродил по Москве. Вере позвонил, сказал, что не приду — просто не мог успокоиться.
Полагаю, свой золотой век кино уже пережило. Но я всё-таки я думаю, что надо добираться до души. Вспомните, как рождалась картина «8 ½ женщин». Режиссёр ночью вывез сценариста за город и говорит: «Мне что-то такое мерещится, что бы это могло быть…». Постепенно от «мерещится» начали появляться персонажи, потом ситуация — так и родился великий фильм. А очень часто бывает, что померещилось и забылось.
— Возможность снимать на телефон и маленькую камеру, снижает художественность образов? Или есть современные фильмы, которые дотягивают до того уровня, который был раньше?
— Помните, разгромленная Италия после Второй мировой войны пыталась сделать свой кинематограф и уйти от «кино белых телефонов» о жизни миллионеров? Тогда появился Росселини с фильмом «Рим, открытый город». Его сняли, что называется, на коленке: за бесценок, с неизвестными артистами, которым ничего не платили. Тогда дебютировали в качестве помощников другие потом известные режиссёры — Висконти, Феллини, Антониони. Всё это выросло в новую волну. Конечно, и сегодня хорошие фильмы могут появиться. Говорить, что такое кино второсортно, ни в коме случае нельзя.
— Кого из молодых режиссёров могли бы выделить? Кто уже проявил себя?
— Я стал меньше смотреть кино. Мне надоедает разочарование, которые я испытываю при просмотре фильмов. Но средний уровень повысился. Считаю, что одна из самых мощных и удачных картин — фильм «Горько» Жоры Крыжовникова. Это смешно, талантливо, не уничижительно по отношению к своей стране. Хорошо сделано. Недавно мне попался на глаза фильм «Вий» Егора Баранова. Тоже хороший.
— Что конкретно вас расстраивает? Чего не хватает фильмам?
— Таланта. Много подражательных фильмов, в том числе американским картинам. Кинематограф нуждается в серьёзных переменах, потому что идей не хватает. Сейчас в мире снимают какое-то бешеное количество лент. Наверное, больше десяти тысяч. При этом по подсчётам Владимира Проппа есть всего 36 мировых сюжетов.
— Можно ли снимать в кино непрофессиональных актёров? У вас был такой опыт?
— У меня целый фильм есть такой - мой первый фильм «Розыгрыш». Там весь класс был из не профессиональных актёров. Раньше увидеть себя на экране было событием, а сейчас, видимо, из-за большого количества фильмов, даже дети приходят на площадку и знают, как играть. Они передачи смотрят про кино, как и что делать. И всё знают.
Для справки:Международный кинофестиваль «Герой и Время» продлится в Железноводске до 2 июня. Здесь собрались десятки известных отечественных и зарубежных деятелей киноиндустрии. В конкурсную программу вошли 12 полнометражных картин и ещё 12 «документалок». Масштабное мероприятие проводится при поддержке правительства Ставропольского края и губернатора Владимира Владимирова.
 
Фото: Эдуард Корниенко/ИА «Победа26»
Иллюстрации: Поленка Тарасевич