пт, 29 март
01:02
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Вода — превыше всего

8 ноября 2019, 15:50Статьи
Фото:

Как возрождается мелиорация на Ставрополье и какие урожаи она позволит выращивать

Оросительные каналы изобрели то ли в Вавилоне, то ли в Египте, но с тех пор эта практика распространилась повсеместно. Со временем искусство полива довели до совершенства, вместо простых канавок начали строить сложнейшие комплексы ирригационных сооружений, благодаря которым один небольшой регион, несмотря на пустынный климат, выращивает столько сельхозпродукции, что кормит ею полмира, обеспечивая благосостояние своим жителям…
Несбывшиеся мечты
Нет, это пока не про Ставрополье, а про Израиль. Хотя, не случись распада СССР и сопутствовавшего упадка, всё могло сложиться иначе. Советские инженеры на протяжении нескольких десятилетий создавали в нашем крае не имеющую аналогов в мире систему гидротехнических сооружений, благодаря которым мы могли бы забыть о летней засухе и выращивать самые разные культуры.
В первую очередь речь идёт о знаменитом Большом Ставропольском канале. Он должен был принести кубанскую воду в засушливые районы на севере и востоке края. Его главной особенностью была архитектура. В ней использовались не насосы, потребляющие электричество, а особенности рельефа. Перепады высот обеспечивали движение воды самотёком, что делало всю систему более надёжной и экономичной.
Всего было запланировано семь очередей строительства, из которых полностью удалось реализовать лишь три. Создание четвёртой очереди было приостановлено 30 лет назад и возобновилось совсем недавно.
Вообще вся постсоветская история битвы за урожай проходит в несколько постапокалиптических декорациях. Аграрии и государство действовали по обстоятельствам, пытались хоть как-то поддерживать доставшуюся им инфраструктуру, но со временем она всё равно начинала напоминать руины великой цивилизации прошлого. Это оборачивалось не только засухами, но и весенними паводками. Больших трагедий удалось избежать, но продолжать жить, проедая советские запасы прочности, было уже нельзя.
Большая ревизия
Новое дыхание ставропольская мелиорация получила лишь пять лет назад. Для начала требовалось понять, каким наследием мы располагаем, и что из этого реально работает.
По данным краевого Минсельхоза, на сегодня «орошение сельхозугодий Ставропольского края обеспечивается пятью основными водными артериями протяжённостью порядка 4 тыс. км и 49 водохранилищами, которые доставляют годовой объём воды в размере 236 млн м³. Несмотря на то, что водохозяйственный комплекс края подаёт воду на орошаемые земли площадью 265 тыс. га фактически поливается лишь 65 тыс. га или 25% от числящихся».
65 тыс. га — это менее одного процента от 4 млн га сельхозугодий, находящихся в реальном обороте. И это при том, что две трети территории края страдают от острого дефицита воды. То, как ставропольские аграрии умудряются в таких условиях добиваться рекордных урожаев, отдельная тема. Но и им, и региональным властям понятно, что мы или уже достигли своего потолка, или очень близки к этому.
Об этом не раз напоминали на прошедшем в Новоселицком районе Совете по развитию мелиорации в Ставропольском крае. Там же обозначили перспективы того, каких результатов мы можем достичь, если проблема будет решена.
«Потенциал развития орошаемого земледелия на Ставрополье огромен. Сегодня в крае имеется 2,5 млрд м³ ресурсной воды, которой хватит на 1 млн га орошаемых земель — а это дополнительная растениеводческая продукция на 5 млн тонн, общей стоимостью 55 млрд рублей. Губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым поставлена задача прирасти до 2024 года на 100 тыс. га орошения. При этом свыше 30 тыс. га орошения будут экспортно-ориентированными. Затраты на ввод такого объёма орошаемых земель составят более 25 млрд рублей, а объём господдержки необходим в размере не менее 50% или 12,5 млрд рублей, что позволит окупить затраты в течение 3-4 лет», — считает министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников.
По его словам, на данный момент в крае существует три крупные оросительные системы. Из них полноценно работает только расположенный на западе края Правоегорлыкский канал, и он уже перегружен. Минсельхоз вынужден отказывать крупным инвесторам, планирующим новые проекты в зоне его действия, потому что пропускная способность канала уже исчерпана. При этом Большой Ставропольский канал и Терско-Кумская система, проходящие по наиболее засушливым центральным и восточным районам края, практически не задействованы. Первый попросту не достроен, а вторая нуждается в капитальной реконструкции.
От сохранения — к развитию
Ближайшие задачи ясны: это завершение строительства четвёртой очереди Большого Ставропольского канала и Грушёвского водохранилищ, а также реконструкция Горько-Балковского и Отказненского водохранилищ. Плюс расчистка от ила Терско-Кумской системы и Новотроицкого водохранилища. В совокупности всё это требует около 4 млрд рублей, и потянуть такие расходы, даже в складчину с крупными сельхозпроизводителями, Ставропольский край не сможет. Благо, помогает федеральный центр. В текущем году регион получил на эти нужды 375 млн рублей по двум госпрограммам: развитие мелиорации и экспортного потенциала. В 2020 году нам обещают уже миллиард:
«Мы видим в регионе достаточно большой потенциал. И уже сейчас известно, что на следующий год планируется выделение более 1 млрд рублей по программам государственной поддержки. А это более чем в два раза превышает объем финансирования, который изначально предполагалось направить в край в 2019 году. В целом, только активно развивая мелиоративный комплекс в крае, мы сможем достичь тех стратегических целей, которые стоят перед нами», — рассказал в ходе Совета Директор Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства РФ Дмитрий Сорокин.
Первые результаты уже есть. С 2014 года на Ставрополье ввели свыше 35 тыс. га орошаемых земель. К 2024 году эта цифра должна вырасти до 100 тысяч — не всего, а именно новых площадей.
Потенциал региона, как утверждает Владимир Ситников, достигает миллиона га орошения. Это не просто увеличит урожайность, но изменит саму структуру сельхозпроизводства. Достаточно вспомнить историю с возрождением ставропольского хлопководства. Эксперимент уже признан успешным, и в следующем году производитель готов выйти на промышленные объёмы. Сюда же можно отнести другие успехи: суперинтенсивное садоводство, тепличные хозяйства и так далее. Опять же, потребность в воде не сводится к одному поливу. Она нужна для промышленности, животноводства, да и просто для самих жителей края.
Ставропольская земля очень плодородна, а аграрии — не менее изобретательны. Они готовы осваивать новые технологии и территории, наполнять внутренний рынок и выходить на внешние. Но для этого им нужны соответствующие ресурсы. И в первую очередь — вода.
Фото: Станислав Маслаков, пресс-служба министерства сельского хозяйства Ставропольского края