чт, 28 март
12:50
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Хайлайн: прогулки по воздуху

Статья

16 мая 2019, 16:04

Корреспондент «Победы26» продолжает рассказывать о хайлайне. В этот раз Никита Пешков отправился на третий кисловодский международный хайлайн-фестиваль, чтобы самому покорить высоту.

Встань и иди
Умом понимаю, что нахожусь в безопасности. Все элементы снаряжения выдерживают несколько тонн нагрузки и продублированы дважды. На любом пешеходном переходе или футбольном поле и то больше шансов получить тяжёлую травму. Но инстинкты не согласны. Стропа в два с половиной сантиметра шириной натянута высоко над землёй и качается от любого неуверенного движения, пытаясь сбросить вниз.
Сложно вспомнить, оказывался ли я когда-либо в подобной ситуации. Сижу и пытаюсь дыханием успокоить тело и мысли. На уступе с другого конца стропы кто-то поставил поднятый из ущелья череп коровы. «Memento mori», — крутится в голове.
Страх пытается сковать даже привычные и отработанные движения, но я всё равно сгибаю правую ногу в колене и переношу на неё весь вес, немного пережидаю колебания и выдыхаю семь раз. Как только пульс перестаёт стучать барабанной дробью в ушах, подставляю вторую ногу как можно аккуратнее и стараюсь не делать лишних движений. Ещё миг — и я на ногах. На ногах!
Шаг, ещё один — равновесие теряется, и я кувырком лечу ко дну, кручусь, глотаю кислород. Всё напряжение рассеивается в пространстве. Становится хорошо. Неожиданно громкими оказываются шум реки, пение птиц и раскаты грома и неожиданно ярким — солнце среди туч. Надо лезть по страховке на стропу и пробовать снова.
Путь хайлайнера
Год назад я уже ездил в Кисловодск делать репортаж про фестиваль хайлайна, а через пару недель купил свою стропу и начал учиться: сначала — просто стоять, потом — делать первые шаги. И вот теперь в Кисловодске есть шанс гулять по высоте в спокойствии Берёзовского ущелья.
Но первым препятствием оказался страх. На фестивале было много людей с теми же трудностями. У «новичковых» коротких строп роились экстремалы, которые перед очередной попыткой делились своими опасениями. Одни боятся вылететь из системы, другие — зацепиться за страховочный лиш (верёвка с алюминиевыми кольцами — Ред.) или при падении удариться о стропу.
Страх никогда не уйдёт полностью, раз о нём говорят даже опытные хайлайнеры. Один из организаторов фестиваля, профессиональный высотник и каскадёр Гена Скрипко, поделился, что даже сейчас, когда проходил самый длинный в России слэк (от slacklining — «хождение по стропе» — Ред.), замешкался. Достаточно было на мгновение подумать, что стропа узкая и тонкая, чтобы ноги подкосились.
Как показывает практика, все эти опасения имеют под собой мало оснований. Но когда страх не может стать логичным, он пытается принять любые, порой абсурдные формы.
С этим согласился и участник фестиваля из Воронежа. Парень рассказал, что уже был здесь два года назад, но решил, что хайлайн не для него. Не давал покоя страх высоты — и молодой человек продолжил тренироваться на «низких» линиях. А в этом году захотел попробовать хайлайн ещё раз. Поделившись своей историей и страхами, гость из Воронежа ещё раз выбрался на стропу и впервые в жизни прошёл тридцатиметровый хайлайн.
Универсальный рецепт от таких внутренних переживаний и страхов один: пробовать раз за разом, пока не начнёт получаться. Кодекс Бусидо гласит, что из двух путей воину пристало выбирать ведущий к смерти. Согласно древним легендам, такой подход делал самураев неуязвимыми в бою. На хайлайне это означает, что надо делать попытку встать на стропу каждый раз, когда хочется вернуться на твёрдую и безопасную поверхность.
Тысяча метров концентрации
Кажется, что, если удастся взять эмоции под контроль, хайлайн бросит новый вызов. Как долго человек может хранить сосредоточение, чтобы идти вдаль по раскачивающейся узкой стропе? Александр Чернявский и Гена Скрипко установили рекорд России, а также вошли в мировую двадцатку, преодолев километр. Ещё в Кисловодск приехали иностранные профессионалы Фриди Куни и Лукас Имлер. Первому принадлежат два мировых рекорда: 1900 метров и 110 метров без страховки. Оба иностранца смогли пройти километр с завязанными глазами. Мне пока сложно даже представить, что это значит, но фестиваль оставил послевкусие, что всё возможно.
Место встречи
Одной из целей ивента в Кисловодске была популяризация хайлайна. И это работает. В ущелье часто приезжали зрители. Пока дети прыгали на батуте и катались на верёвочной качели, взрослые смотрели на гуляющих над пропастью хайлайнеров, охали, ахали и уезжали. Для большинства это — цирковое зрелище, но теперь они хотя бы знают, что такое существует. Не думаю, что при этом многие из них готовы представить своего ребёнка на стропе на высоте сотен метров. И это — не ханжество. Вряд ли хайлайн когда-нибудь догонит по массовости любой игровой вид спорта. Та же история со скалолазанием или альпинизмом. Такие практики — удел одиночек, но им обязательно нужна компания для обмена опытом и эмоциями и подходящее для этого пространство. Например, костёр на центральной поляне палаточного городка на фестивале в Кисловодске.
 
Текст и фото: Никита Пешков
Видео: Дарья Куличенко, Александр Шейкин
Иллюстрация: Поленка Тарасевич