пт, 19 апр.
03:34
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

За чужой счёт: как ставропольские предприниматели используют раскрученные бренды

29 ноября 2020, 12:34Статьи
Фото:

Герои именитых блокбастеров, персонажи любимых мультфильмов, и даже логотипы федеральных медиа – всё это можно встретить на улицах Ставрополя. Часто узнаваемые бренды появляются на вывесках и баннерах компаний, которые не имеют никакого отношения к оригиналу. ИА «Победа26» попыталась разобраться, насколько законна такая «реклама».

 
Неавторское право
 
В Парке культуры и отдыха Ставрополя есть сразу несколько интересных объектов. Первый – карусель для малышей. Чтобы привлечь внимание, на вывеске красуются иллюстрации Пятачка, Винни и Тигры из популярных мультфильмов одного из крупнейших медиаконгломератов мировой индустрии развлечений. Также на баннере указана самая узнаваемая часть названия продакшн компании. 
На аллее того же парка – игровая будка с персонажами приключенческого блокбастера. Фильм вышел в широкий прокат относительно недавно, поэтому ещё свеж в памяти зрителей. Название предприниматели тоже решили не скрывать –бренд узнаваемый и раскрученный. Для максимального эффекта лицо главного героя – популярного голливудского актера – крупным планом. 
На батутную площадку детей и взрослых зазывает прототип того, кто проживает на дне океана. Правда, формы он не квадратной, как в известном мультфильме. Как обитатель глубин связан с прыжками на батуте – не понятно. Впрочем, тех, кто придумал такой рекламный ход, этот вопрос, по всей вероятности, не заботит. Главное – персонажа даже в таком виде узнают в лицо.
 
 
На баннере кальянной по улице 45-я Параллель красуется мем на известного турецкого ресторатора и шеф-повара. И даже если кто-то не знает имя медийной личности, вывеска все равно привлечет внимание. Уж слишком герой харизматичный. 
А посетителей другого заведения в районе Нижнего рынка встречает супергерой знаменитой киновселенной. Авторы логотипа создали нового члена команды борцов со вселенским злом. Получился эдакий собирательный образ Капитана Америка и Железного Человека. А вот название и цветовую гамму площадки оставили без изменений. Бренд узнаваемый и точно привлечет внимание. 
Знал бы Константин Эрнст, гендиректор одного из ведущих федеральных телеканалов, где будет красоваться их логотип. Один из мясных магазинов Ставрополя не придумал ничего лучше, кроме как поместить ту самую единицу к себе на баннер. Правда, стоит отдать должное – цветовую гамму авторы решили поменять. Цифра изображена на красном фоне. Но и её для узнаваемости достаточно. 
 
Дёшево и сердито 
 
По словам графического дизайнера Сергея Лычака, велосипед заново никто не придумывает. Но каждый специалист для себя решает, по какому пути идти.
«Всё уже давно придумано до нас, поэтому логично начинать работу над дизайном с изучения референсов. Мы смотрим, как до нас люди решали ту или иную задачу: что у них получилось, что не получилось, что можно подтянуть, что безнадёжно устарело. Получается такое большое облако разрозненных идей, стилей и решений, из которого нам нужно собрать нечто новое и целостное», - рассказывает Лычак.
И вот тут некоторые дизайнеры выбирают путь наименьшего сопротивления: взять то, что уже работает, узнаваемо, и точно привлечет внимание. К тому же это гораздо дешевле, чем придумать что-то новое.
«Изобретать что-то оригинальное — это дорого, сложно и страшно. Куча потраченных калорий и никакой гарантии позитивного результата. Гораздо более привлекательной выглядит перспектива взять то, что уже точно работает и привлекает внимание людей просто по инерции от оригинала. Минимум трудозатрат — максимум эффективности, а недовольными останутся только парочка снобов», - отмечает Лычак.
Шансы, что правообладатели подадут в суд на ставропольских предпринимателей, которые использовали чужие идеи, – минимальны. Хотя, как показывает практика, в жизни всякое бывает.
 
Презумпция вины
 
По словам юристов, все наши примеры напрямую или косвенно нарушают авторские права.
«Статья 1225 Гражданского кодекса РФ даёт исчерпывающий перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и индивидуализации, которые охраняются законом. В него входят произведения науки, литературы и искусства, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания», - рассказывает специалист.
По закону, использовать результат интеллектуальной собственности без согласия правообладателя не может никто. При этом, как отмечают эксперты, разрешение должно быть оформлено на бумаге. И ещё важный момент: то, что не запрещено – разрешено, здесь не работает. Даже если как таковой запрет от правообладателя не звучал, это не значит, что он согласен, и можно пользоваться таким продуктом. 
Ответственность за нарушения авторских прав установлена Гражданским кодексом и другими законами РФ. У правообладателя есть широкий перечень инструментов, чтобы защитить своё имя. При этом, свои требования автор может предъявить как производителю товара, так и его продавцу.
«Кодексом установлен размер компенсации. Он колеблется от 10 тысяч рублей до 5 миллионов. Сумму определяет суд. Кроме того, правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию от стоимости контрафактных экземпляров произведения (в двукратном размере), либо получить двойной «гонорар» за использование авторского права. Здесь речь идёт о кадрах из кинофильмов, или использовании каких-либо других произведений или персонажей», - поясняет специалист. 
Правда, как подчёркивает юрист, есть исключения из правил.
«Пункт 7 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ: «Авторские права распространяются на часть произведения, его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора», - отмечает специалист.
Если вы решились воспользоваться таким приёмом, у есть три варианта развития событий. Первый – выйти на правообладателя и заключить с ним договор на использование авторского продукта. При этом цена может быть символической, или вовсе отсутствовать. Второй – использовать название и образ без договоренностей с автором, пока не поступит претензия. И третий – использовать имя или образ не напрямую. Например, Ночную Фурию назвать Ночной Яростью и поменять цвет костюма персонажа.
«В случаях нарушения права автор, или иной правообладатель, может постараться урегулировать вопрос с нарушителем в досудебном порядке. Если же это не получается, тогда дорога в суд. А там правообладатель по своему выбору может требовать от нарушителя вместо возмещения убытков, выплаты компенсации», - рассказала эксперт.
В любом случае суды – это потраченные время и нервы. Да и утверждаться за чужой счёт, как минимум, непрофессионально. Поэтому для предпринимателей у специалистов есть несколько советов. 
«Соблюдать законодательство, предварительно изучив его. И развивать собственные таланты, не воруя идеи», - говорят эксперты.
Как добросовестному предпринимателю защититься от плагиата? Можно, прежде всего, предъявить требования о пресечении действий, нарушающих право. Причём, как к тому, кто непосредственно преступает закон, так и к иным лицам, которые могут такие действия пресечь. Также пострадавший вправе просить, чтобы ему возместили убытки, или изъяли материальный носитель, если на том находится результат интеллектуальной деятельности.
«И в заключении – требование о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Требование предъявляется к нарушителю исключительного права», - подчеркнула юрист.