пн, 20 май
02:53
Ставрополь
+11 °С, ясно
Эксклюзивы

Облегчить груз знаний: избавят ли ставропольских школьников от домашних заданий

8 мая , 12:32ОбществоФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

После послания Владимира Путина Федеральному собранию интернет наполнили слухи о том, что «президент отменил домашние задания». Однако ликовали ученики не долго — «домашка» никуда не исчезла. Что на самом деле поручил Правительству РФ Владимир Путин и как будут реализовывать это на Ставрополье, разбиралась «Победа26».

Не отменят, но сократят

Перечень из 165 поручений по реализации послания президента Федеральному собранию опубликован на официальном сайте главы государства. Один из пунктов — Пр-616, п. 10 е — предусматривает «разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся по общеобразовательным программам».

Предполагается, что сделать это можно, сократив затраты времени на выполнение домашних заданий, усилив межпредметные связи и обеспечив соответствие учебных программ заданиям государственной итоговой аттестации. Кроме того, планируется сократить и количество проверочных работ.

Словом, о полной отмене «домашки» речь не идёт. Однако школьники рады и этому — особенно старшеклассники. Для них объём учебного материала год от года только растёт.

Домашнее задание нередко отбирает всё свободное время
Фото: ИА «Победа26»

Так, семиклассница Мадина Оматаева пока не особо жалуется на объём домашней работы — говорит, что на её выполнение уходит два-три часа в день. Не видит собеседница «Победы26» и особых проблем в подготовке к предстоящему ОГЭ.

«Я хожу по репетиторам и в школе нормально учусь, поэтому для меня не сложно всë это. Мне хватает этих знаний»,

— уверена Мадина.

А вот Анне — девятикласснице из школы №37 — объём заданий кажется избыточным. Но при этом школьных знаний девушке недостаточно.

«На домашние задания трачу четыре-пять часов, очень редко — шесть. Успеваю ещё ходить на кружки, но сразу после них приходится делать уроки, а потом — спать. Кроме того, занимаюсь дополнительно — в школе на темы к ОГЭ много времени не отводят»,

— признаётся Анна.

Виктория — девятиклассница из ещё одной ставропольской школы — придерживается похожего мнения. Ученица говорит, что уроков бывает и немного, зато заданий на дом задают с избытком.

«Постоянно контрольные и самостоятельные, непонятно, когда учить материал. Приходится всё делать в спешке, чтобы успеть — я дополнительно хожу ещё и к репетиторам, так как в школе почти не объясняют, а экзамены сдавать надо»,

— жалуется Вика.

Нехватка рук и компетенций

Школьники не зря жалуются на перегрузки. По нормам, установленным СанПиН, на выполнение домашних заданий у первоклассников должно уходить не более часа и увеличивается эта нагрузка постепенно.

Нормы времени, отведённого на выполнение домашнего задания
Фото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»
«Регулярность привлечения обучающихся к выполнению домашних заданий и их объём определяется педагогическими работниками исходя из принципов разумности, целесообразности, с учётом динамики работоспособности школьников в течение недели, возрастных возможностей обучающихся и санитарных правил и норм»,

— уточняют в минобразования Ставрополья.

Как часто и в каком порядке проводить контрольные и самостоятельные работы — тоже решает школа. В краевом минобре только уточняют: по каждому предмету знания рекомендуется оценивать не чаще, чем раз в 2,5 недели.

По словам специалистов краевого минобра, снизить нагрузку на школьников в регионе позволит, в первую очередь, составление единого школьного графика контрольных работ. При этом они не должны дублировать предметы, по которым проводятся ВПР.

В министерстве не видят в образовательной программе «лишних» предметов, которые можно было бы безболезненно исключить. Нет в регионе также ни одной школы, в которой бы учащиеся не получали домашних заданий. Да и отменять их пока никто не планирует, ведь, по словам специалистов, такая работа помогает развить у школьников самостоятельность и навыки самообразования.

Что же касается синхронизации вопросов ГИА с образовательными программами, то в министерстве утверждают: во всех школах России требования к содержанию этих программ и к знаниям, получаемым школьниками, едины. Весь период обучения для ребёнка является своего рода подготовкой к успешному прохождению госаттестации.

«В 2024 году расхождения между образовательными программами и заданиями КИМ единого государственного и основного государственного экзаменов практически исключены. При этом процедура ГИА ежегодно совершенствуется»,

— обращают внимание специалисты.

Все годы школьной учёбы нацелены на подготовку к ГИА
Фото: ИА «Победа26»

Нужно ли ребёнку заниматься дополнительно — решают только сам ученик и его родители, ориентируясь на то, как школьник усваивает материал.

Но это — теория. На практике же не только дети, но и родители, и даже учителя рассказывают о подводных камнях, которые скрывает под собой поток знаний. Так, мама двух учеников, педагог начального образования, работающая в одной из ставропольских школ, на условиях анонимности рассказала: для качественной подготовки в образовательных учреждениях попросту не хватает людей.

«Зачастую смежные предметы, например, физику, математику, информатику, преподаёт один и тот же учитель. Естественно, дать ученикам полный объём знаний по предметам он не может — у него просто не хватает нужных компетенций. Кроме того, есть ведь, к примеру, в ЕГЭ базовый уровень математики, а есть профуровень. И последний не синхронизирован с теми знаниями, которые даются по математике в школе»,

— рассказала собеседница «Победы26».

По её словам, учителя действительно стараются помочь детям, но специалистов мало, нагрузка на них ложится большая, и порой приходится брать на себя те предметы, по которым педагогического образования человек не получал. В такой ситуации дать школьникам высокий уровень знаний у преподавателей просто нет возможности.

Организовать режим и убрать гаджеты

Попроще живётся пока родителям младших школьников. Их «домашка» не занимает столько времени, но даже малышам бывает не обойтись без помощи родителей.

«Хоть сейчас уже все задания дети выполняют сами, им тяжелее всего почему-то даётся русский язык. На выполнение домашней работы в среднем у обоих моих сыновей уходит два часа. Младший — первоклассник, он пока ещё не пишет контрольные, а старший учится в третьем классе, и такие работы у них проводятся уже достаточно часто»,

— рассказывает папа двух ставропольских школьников Алексей.

Как родитель особых претензий к системе образования он не имеет. А единственное, что считает нужным изменить, — это отменить ЕГЭ для старших школьников.

А вот у Людмилы Панковой — мамы второклассницы — замечаний больше. Собеседница «Победы26» уверена, что пересмотра требует программа подготовки по английскому: в их классе этот предмет сложно даётся почти всем ребятам, потому что с самого начала упор был сделан на письменные задания.

«Времени на домашнюю работу, как правило, требуется не очень много — не больше часа, если не отвлекаться. Помощь в общем-то не нужна, делает сама, я проверяю. Самое сложное — английский. Потому что сразу начали писать, когда ещё не освоен навык чтения и произношения. Я учила французский, муж — немецкий, помогать трудно, выходим из положения с голосовыми помощниками»,

— делится Людмила.

Не очень удачными считает женщина и уроки технологии — задания на них даются на уровне детского сада и второклассникам попросту не интересно.

К слову, удержание интереса ребёнка специалисты называют одним из ключевых условий эффективного освоения знаний. Так, психолог и преподаватель Лариса Рейнер отмечает: детей привлекают творческие и проектные задания — такие, которые расширяют и дополняют уже полученные в школе знания.

«Образовательный процесс вообще без домашних заданий возможен — в мире есть страны, в которых совсем нет домашних заданий на всех ступенях образования. Но полноценнее и эффективнее учиться именно с домашними заданиями творческого и проектного характера. Они важны для развития навыков самостоятельной работы, закрепления знаний»,

— считает эксперт.

Психолог Лариса Рейнер
Фото: из личного архива Ларисы Рейнер

К Ларисе нередко обращаются родители, которые хотят помочь своим детям «влиться» в учебный процесс. И психолог говорит, что многие ребята действительно имеют признаки переутомления.

«При усталости ребёнок начинает делать ошибки в простых словах, путать информацию и дни недели, часто болеет, теряет аппетит, забывает вещи, часто падает или врезается в предметы. Это общее снижение работоспособности, затрагивающее многие сферы. При «лени» же мы видим, что ребёнок прекрасно бегает, играет, но его настроение очень меняется, когда дело касается учёбы»,

— рассказывает, как отличить переутомление от «симуляции», специалист.

Пока же наверху только разрабатывают меры по снижению нагрузки на учащихся, помочь детям могут, в первую очередь, сами родители и педагоги. Лариса Рейнер подсказывает: близкие существенно облегчат жизнь школьника, организовав для него правильный режим сна и отдыха, а также контролируя использование гаджетов. Если уж и выбираться в интернет, то вместе, чтобы изучить образовательные ресурсы, в лёгкой и игровой форме получая новые знания.

Стоит прислушаться и к рекомендациям педагогов. Ведь учитель проводит с детьми немало времени и действительно видит, нужны ли школьнику дополнительные знания, стоит ли уменьшить или увеличить объём его учебной и дополнительной нагрузки.   

Авторы:Юлия Яковенко