Тема дня: Губернатор Владимиров поручил оказать всестороннюю поддержку пятигорским погорельцам

Я попал в ДТП, что делать? Пошаговая инструкция от юриста

23.11.2017, 16:11 Ставропольский край
Визг тормозов, скрежет металла, хруст пластмассы… Всё, приехали. Когда-нибудь водителей на дорогах заменят роботы, и аварии станут исключением. А пока — ловите инструкцию от юриста с разбором сложных дорожных ситуаций и рекомендациями, как из них выпутаться с минимальными потерями.

По данным городского батальона ГИБДД, в сутки инспекторы ДПС оформляют в среднем 30 аварий. Ещё около десяти случаев водители фиксируют сами при помощи европротоколов. Плюс — нигде не учтённые истории толчков «по бамперам», с которыми водители разбираются сами, без страховок и полиции.

Не так уж много, если вспомнить, что по дорогам краевой столицы колесят несколько сотен тысяч автомобилей. Проблема в том, что нежданно-негаданно это может случиться с каждым. В стрессе после ДТП водитель может не учесть детали или довериться мошенникам. Результат — потери в страховых выплатах, или того хуже, статус без вины виноватого. Чтобы этого не случилось, внимательно прочтите рекомендации ниже.

Предписанные правилами действия (включить аварийку, выставить знаки) не упоминаем. О них, дорогие читатели, вы и сами знаете. И ещё наверняка вы в курсе, что при обоюдном желании договориться можно на месте. Иногда для виновника это дешевле, чем в следующем году заплатить повышенную страховку. Но если вы ударили по рукам, а второй участник ДТП не покинул место происшествия, а вызвал ГИБДД, вы автоматически становитесь виноваты, как бы ни было на самом деле. Чтобы исключить подвох, нужна расписка. В ней должны фигурировать дата, время, место, данные на обе машины и формулировка «водитель (ФИО) к водителю (ФИО) претензий не имеет». Такую бумагу должны составить оба водителя.

Разберём типичные ситуации на дороге, в которых распиской не обойтись: от простых аварий до случаев с пострадавшими или спором о виновности. Поможет нам в этом Алексей Максайда, адвокат коллегии Ставропольского края «Принцип права».

Что нужно делать в любой ситуации:

А) Собрать контактные данные всех участников ДТП и свидетелей, записать номера страховых полисов других участников аварии. Сегодня многие водители пользуются регистраторами. Если на записях есть момент ДТП, стоит договориться о том, чтобы их скопировать.

Б) Сделать как можно больше подробных фотографий и видеозаписей транспортных средств (ТС), их повреждений и самого места аварии. Фотографии нужны с разных ракурсов, издалека (расположение машин относительно друг друга) и вблизи (чтобы увидеть повреждения). Попробуйте также запечатлеть дорожные знаки и разметку.

В) Обратиться к доверенному юристу либо адвокату. Он может не быть специалистом по ДТП, но подскажет, к кому обратиться. И проконтролирует, чтобы вас не ввели в заблуждение. С этим человеком стоит согласовывать любые действия, которые вы совершаете.

Г) На месте аварии составляется схема ДТП. Водители — участники происшествия должны участвовать в замерах, следить, чтобы на схеме было корректно указано место столкновения, расположение транспортных средств, тормозной путь (если он есть), дорожные знаки. Только когда схема готова, можно убирать машины с проезжей части. Затем составляются объяснения участников ДТП и свидетелей. Внимательно читайте и изучайте всё, что подписываете. Если не согласны — фиксируйте это в протоколе.

Д) Если чувствуете давление, попытку обмана, фальсификации обстоятельств ДТП в пользу других участников, срочно обращайтесь к адвокату и не делайте ничего без консультации с ним. Лучше, если адвокат приедет на место и проконтролирует правильность составления материалов о ДТП. В состоянии шока водитель может не обратить внимания на существенные обстоятельства, которые повлияют на установление виновности участников ДТП.

Ситуация 1.

Условия: участвуют две машины, без пострадавших, ущерб укладывается в 50 тысяч рублей, кто виноват — очевидно для обоих.

Действия: оформляем на месте европротокол. Подробнее о том, как его составить, — в отдельном материале по теме.

Ситуация 2.

Условия: ДТП с двумя или более ТС, повреждения серьёзные, оценить на месте невозможно, пострадавших нет. Виновник очевиден всем участникам.

Действия: вызываем ГИБДД, следуем инструкциям инспекторов (они могут потребовать зафиксировать схему происшествия и освободить проезжую часть. Если вы это не сделаете, будете оштрафованы по ч. 1. Ст. 12.27 КоАП).

Виноват другой водитель: если вам кажется, что машина могла получить серьёзные скрытые повреждения, попросите инспекторов ДПС указать это в справке о ДТП. Иначе в страховой могут их не учесть.

Получаете документы от ГИБДД и с полисом обращаетесь в страховую компанию. Если в ДТП были две машины — в свою страховую, если три и более — в компанию, где страховался виновник аварии. В течение пяти рабочих дней вас должны отправить на осмотр ТС. Если машина не на ходу, вы должны сообщить, где она находится. Если компания не проводит осмотр ТС, можете за свой счёт провести независимую техническую экспертизу, расходы вам обязана возместить страховая.

В течение 20 календарных дней (исключая праздники) страховая должна выплатить деньги или дать мотивированный отказ. В исключительных случаях рассмотрение продляют до 30 дней, о чём вас должны уведомить.

Если за этот срок вам не перечислили деньги, вы получили отказ или сумма слишком мала, можно обратиться в страховую компанию с досудебной претензией. У страховщиков пять дней на ответ. Если он не последовал, следующий шаг — независимая автотовароведческая экспертиза, чтобы определить стоимость восстановительного ремонта. Вместе с текстом экспертизы в страховую направляется новая досудебная претензия. Это обязательно. Если страховая компания вновь отказывает, следующий шаг — суд. Можно взыскать неустойку, штраф, моральный вред и финансовую санкцию, предусмотренную законом об ОСАГО.

Виноват другой водитель, у вас КАСКО: даёте пояснения сотрудникам ГИБДД, оставляете свои контактные данные. Когда будут готовы документы ГИБДД, вместе со своей страховкой и документами на машину предоставляете их в свою страховую компанию. Вас ждёт оценка и ремонт на станции техобслуживания по выбору страховщика.

Виноват другой водитель, у него нет ОСАГО: виноват всегда тот, кто вовремя не получил полис ОСАГО и всё равно выехал на дорогу. Берём документы ГИБДД, обращаемся к независимому эксперту-технику и договариваемся о дате составления акта осмотра ТС. В адрес виновника отправляем телеграмму или письмо с указанием даты, времени и места проведения осмотра ТС. Если виновник не явился, хотя был уведомлён, эксперт проводит осмотр ТС и составляет акт с указанием повреждений. К нему прилагаются фотографии. Затем — автотовароведческая экспертиза. Следующий шаг — досудебная претензия в адрес виновника о возмещении материального вреда. Приложите к ней реквизиты счёта, на который нужно перечислить деньги. Если за десять дней оплаты не последовало, обращайтесь в суд.

Виноваты вы, у вас ОСАГО: если ваша гражданская ответственность застрахована, компания-страховщик несёт ответственность за вред, который вы причинили жизни, здоровью и имуществу других водителей.

Страховая сумма для возмещения вреда имуществу каждого потерпевшего — 400 тысяч рублей. Потерпевший имеет право взыскивать деньги с виновника только в том случае, если размер ущерба превышает страховой лимит.

Виноваты вы, но причиной ДТП стала плохая дорога: нужно, чтобы сотрудники ГИБДДД составили акт с замерами выбоин на дороге. Размер каждой не должен превышать 15 сантиметров в длину, 60 сантиметров в ширину и 5 сантиметров в глубину (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Если яма «не по госту», инспектор составляет акт на дорожную службу, которая обслуживает этот участок дороги. После чего составляется справка о ДТП. Инспектор привлекает дорожную организацию к административной ответственности. Дальше — оцениваете повреждения, обращаетесь к виновной организации. Если не платит — в суд.

Ситуация 3.

Условия: ДТП с двумя или более ТС, есть пострадавшие. Виновник очевиден всем участникам.

Действия: обязательно звоним в ГИБДД и говорим, что нужна скорая. Даже если пострадавший отказывается, его должен осмотреть врач. Шок может скрадывать серьёзные травмы.

Виноват другой водитель, вы не пострадали: ни в коем случае нельзя убирать ТС с проезжей части до оформления всех документов. Если ДТП со смертельным исходом, инспекторы составляют протокол осмотра места происшествия, если получены травмы, то может быть составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Водитель или его представитель обязательно должен присутствовать при замерах и описании места расположения транспортных средств и их частей, а также предметов, которые находятся на проезжей части или имеют отношение к ДТП. Все эти данные должны быть в протоколе.

Нельзя изначально считать себя невиновным в ДТП, поскольку в некоторых обстоятельствах вина водителей бывает обоюдной. Окончательно это установят после исследования доказательств и результатов автотехнической экспертизы. Её проводят при сомнениях в виновности того или иного участника или если есть признаки уголовно наказуемого деяния по ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, которое привело к тяжкому вреду здоровью или смерти).

Виноват другой водитель, вы пострадали: после установления степени тяжести вреда здоровью виновника привлекут к административной или уголовной ответственности. Если у вас были расходы на лечение, сохраняйте все чеки, выписки из медучреждения. Вместе с документами ГИБДД направьте их в страховую компанию виновника ДТП. Если у него нет полиса ОСАГО, можете напрямую взыскать с него затраты на лечение. В обоих случаях вы можете отсудить у виновника деньги за моральный вред. Сумма зависит от тяжести причинённых страданий.

Виноваты вы, вы не пострадали: после вызова экстренных служб окажите первую помощь пострадавшим. При необходимости их нужно доставить в больницу. Если есть возможность не убирать ТС с места ДТП и попросить о помощи других водителей, то предпочтителен этот вариант. Если нет, то людей нужно отвезти в больницу и вернуться на место ДТП. Как виновник, вы должны предпринять все меры для возмещения морального вреда. Вы можете помочь пострадавшему обратиться в страховую компанию, навещать его в больнице и по-человечески помогать ему в этой трудной ситуации.

Если есть полис ОСАГО, материальные расходы возместит страховая компания. Страховая сумма для возмещения вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего составляет 500 тысяч рублей. В эту сумму входят расходы на медицинскую реабилитацию, лекарства, протезирование, ортезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение и утраченный заработок. Если ОСАГО нет — все затраты лягут на вас.

Виноваты вы, вы пострадали: в этой ситуации страховая компания возмещать расходы не будет.

Виноваты вы, но причиной ДТП стала плохая дорога: в этом случае всё зависит от скорости движения. По п. 10.1 ПДД, водитель должен вести ТС с такой скоростью, чтобы учитывать интенсивность движения, состояние своего автомобиля, дорожные и метеорологические условия, например видимость. В обязанности водителя входит выбирать такую скорость, при которой он постоянно контролирует свой автомобиль.

Если возникла опасность для движения и водитель в состоянии её обнаружить, то должен сбросить скорость вплоть до полной остановки (чтобы не допустить аварии). Если ДТП серьёзное и есть пострадавшие, то сотрудники ГИБДД непременно применят этот пункт правил. Если дорожное покрытие ровное и на нём одна выбоина, которую невозможно было предсказать, водитель должен настаивать, чтобы это было зафиксировано документах. В этом случае может быть установлена вина дорожных служб.

Ситуация 4.

Условия: ДТП с пострадавшими или без них, виновник скрылся.

Действия: позвонить в полицию, сообщить о происшествии. Указать, что виновник скрылся с места ДТП. Если есть очевидцы, попросить их дождаться сотрудников ГИБДД. Когда на место аварии прибудут автоинспекторы, составить все документы (смотрите соответствующий раздел выше).

Ситуация 5.

Условия: ДТП с пешеходом или велосипедистом.

Действия: соблюдайте стандартную последовательность действий с вызовом на место инспекторов ДПС и составлением документов. При необходимости просите помощи юриста.

ВАЖНО! В ДТП с пешеходом водитель всегда виноват, даже если будет установлена вина пешехода. По закону владелец источника повышенной опасности (то есть, машины) обязан возместить вред, причинённый этим самым источником. 

Финансовая грамотность населения
Следующая новость