Цель террористов – максимальная паника и страх среди мирного населения. Для этого они совершают «громкие» деяния, но готовить их стараются как можно тише. Им противостоят специальные службы, которые также стремятся не афишировать свою деятельность и методы. В итоге о противостоянии чаще всего можно узнать лишь из коротких новостных сообщений. Означает ли это, что опасности больше нет? Об этом мы узнали у руководителя аппарата антитеррористический комиссии Ставропольского края Игоря Аникеева.
– Обстановка не позволяет полностью расслабиться, но угроз, мешающих нормальной жизни и развитию края, мы не отмечаем, – говорит специалист. – Наши спецслужбы эффективно работают, и, в отличие от 90-х годов, сегодня научились упреждать.
Так, по словам Аникеева, 30 августа Предгорным районным судом был приговорён к пяти годам колонии строгого режима Исмаил Алиев, который хотел примкнуть к террористам и попасть на войну в Сирию. Такие дела рассматриваются на Ставрополье периодически.
Угроза исходит и с другой стороны границы. Сейчас война в Сирии ведётся не так активно, запрещённая в России ИГИЛ почти разгромлена, и многие её сторонники и наёмники пытаются разбежаться. Подготовленные и получившие боевой опыт террористы, пытающиеся вернуться на родину в регионы России, представляют собой реальную опасность.
– Угроза, безусловно, есть. Её знают и видят. Но чтобы происходило массовое возвращение – такого нет, – говорит Аникеев.
Он отмечает, что «возвращенцы» попадаются сотрудникам спецслужб, которые работают на границах. Недавно один из них «заблудился» на 15 лет тюрьмы за проведённый в подготовительном лагере преступников месяц. Зная это, остальные, вероятно, боятся ехать, и разбредаются по соседним странам.
Та же суть, но новая тактика
В разных районах Чечни 20 августа на посты полиции совершены три нападения. Все злоумышленники были ликвидированы, ими оказались подростки от 11 до 17 лет. Их история не похожа на истории тех, кто совершал зверства в Беслане или Будённовске. Терроризм не изменил своей сути: ущерб обществу и мирной жизни. Но сменилась тактика.
Благодаря развитию технологий связи в любом месте планеты образуются спящие ячейки, а сама структура похожа на сеть. Есть общий набор источников информации, методы и общие цели. Даже без связи с эмиссарами злоумышленники могут подготовить и совершить теракт. Для этого необязательно иметь оружие, в Европе фанатики используют кухонные ножи и большегрузные машины.
Вместе с террористами тактику сменили и те, кто им противостоит.
– На первую роль выходит профилактика терроризма, в которой можем поучаствовать все мы. В том числе в образовательных учреждениях, вузах, средствах массовой информации, – говорит Игорь Аникеев.
Главная задача сегодня – увести на верную дорогу тех, кто может встать на путь терроризма.
Осенью прошлого года в Ставрополе на улице Серова прошла спецоперация, в ходе которой были ликвидированы несколько радикалов. По данным правоохранителей, они собирали взрывное устройство, которое хотели применить во время новогодних праздников. Спустя десять дней в Юго-Западном районе города сотрудники спецслужб ликвидировали мужчину, который готовился совершить массовое убийство. Отбиваясь, он подорвал гранату в жилом доме, но был застрелен.
Эти случаи объединяет не только борьба спецслужб с терроризмом, но и халатность обычных людей. Владелица разрушенного во время перестрелки дома на улице Серова пытается получить теперь помощь государства на восстановление жилья, а квартира в Юго-Западе краевого центра вообще была сдана в субаренду.
Как говорят специалисты, соблюдение минимальных формальностей при сдаче жилья обезопасит от подобных инцидентов. Стоит предложить официальный договор с приложением копий паспортов, как злоумышленники тут же испарятся.
– Гражданин не обязан определять террориста в каждом встречном, тем более, это не так-то просто сделать. Но в погоне за деньгами надо быть внимательным и пытаться обезопасить себя и окружающих, – говорит Аникеев.
Он подчёркивает, что общая бдительность и соблюдение законов в повседневной жизни оставляет меньше шансов для злоумышленников.
– Третье сентября – повод задуматься о том, что Ставрополье слишком сильно пострадало от терроризма, чтобы нам расслабляться, – подчёркивает эксперт.
На фото: Школа №1 в Беслане.
Фото: Мария Шагиахметова.