пт, 10 май
13:15
Ставрополь
+14 °С, облачно
Эксклюзивы

Дмитрий Пикалов: Нам нужны живые, интересные истории

26 августа 2019, 12:26Статьи
Фото:

Учёный-культуролог прокомментировал корреспонденту «Победы26» идею и перспективы конкурса «Сувенир Ставрополья».

Имя Дмитрия Пикалова известно на Ставрополье если не всем, то многим. Преподаватель, один из «лидеров мнений» в местном сегменте «Фейсбука», автор множества идей и проектов, балансирующих на грани высокого искусства и жёсткой иронии. В культурном процессе он присутствует с обеих сторон – и как исследователь, и как создатель.
О проблеме поиска ставропольской идентичности он говорит давно и на разных площадках, предлагая при этом скорее шуточные варианты, но с серьёзным подтекстом. Мы связались с ним и попросили прокомментировать конкурс и саму идею необходимости собственного узнаваемого бренда нашего региона.
– Что вы думаете по поводу конкурса «Сувенир Ставрополья» и имеете ли какое-то отношение к его организации?
– Отношения к нему не имею, но считаю это достаточно интересной задумкой. Ведь у Ставрополья не так много узнаваемых брендов
– А вообще зачем нам нужен этот бренд? В чём его важность?
– Мы живём в эпоху, когда страны, регионы и города конкурируют друг с другом за людей. Люди едут туда, где им комфортно и хорошо. Либо, где на их взгляд, им будет комфортно. Но нельзя поехать в никуда. К примеру, Париж. Несмотря на то, что сейчас там одни африканцы и на улицах грязь, Париж все равно остаётся брендом. А какой бренд. Например, у Ипатово? Нет, ну мы знаем какой!
Развитая индустрия туризма, о которой говорит руководство региона, возникает лишь тогда, когда появляется узнаваемость. Когда обычный человек смотрит на фото и говорит: «Да это же Ипатово!». Хотя он там ни разу не был. Узнаваемый сувенир, который будет ассоциироваться со Ставропольем, это только начало. Туристы устали от приевшихся магнитиков и тарелочек. Надо что-то совершенно новое, необычное.
– Но как с нуля создать узнаваемый бренд? Другое дело, к примеру, Богемское стекло. Никто толком не знает, где эта Богемия, но все понимают, что там есть традиция ремесленников-стеклодувов, которая оттачивались веками. Или тот же Париж, который строили не одно тысячелетие. А как создать то, чего не было и для чего нет основы? Но при этом чтобы получилось не хуже?
– У нас уже есть несколько узнаваемых брендов: казаки, южный слон. Думаю, можно поискать ещё что-то или придумать. Как это сделано в большей части европейских городов, где у каждой улочки и дома есть своя легенда. У нас с легендами проблема. Все эти кавказские легенды про горы, похожи одна на другую, только названия меняются.
– Так и казаки даже в Сибири есть. А что у нас такого, чтобы было хоть чуть уникальным и местным по духу?
– Да что угодно. Нужны живые интересные истории! Я под это дело предлагал проект на «Новой энергии», но пока мы не нашли ни одного спонсора. По-хорошему, практически нигде нет ничего уникального, всё создаётся с нуля увлеченными энтузиастами.
– Ну а если попытаться описать Ставрополье языком культуры – какие мы? Чем мы отличаемся от Ростова, Кубани, республик, остальной страны?
– Мы в меру прижимистые, но добрые; звёзд с неба не хватаем, но и не глупцы; живём своим задним умом, потому и родина диссидентов. Наше пограничье рождает пограничное состояние сознания. Можем ломать и строить, строить и ломать. Партноменклатура и диссиденты. Казаки и красный пояс. Слоны и Сарматское море. Короче, полный постмодерн.
– Получается, наша стихия – хаос?
– Скорее супрематизм. Мы только начинаем складываться в первичные высшие формы. Ведь мы ещё достаточно молодой организм. У нас на улицах и в общественном транспорте не так много уставших от жизни людей, как в мегаполисах.
– Значит, нужно что-то модное-молодёжное? Без исторического пафоса?
– Или квазиисторическое. История может быть выдуманной, но от этого не менее живой и интересной.
– Нечто подобное прослеживается в одном из проектов, участвующих в конкурсе: «Легенды Сарматского моря». Они не противоречат истории, но художественно додумывают и интерпретируют, создают на этой основе нечто совершенно новое…
– Да, очень интересный проект. Меня приглашали участвовать в нём. Создавать легенды Сарматского моря. Но я сейчас загружен на работе, и в свободное время пишу только то, что из меня уже лезет. На остальное не хватает времени.
– Вообще это ведь не первый раз, когда пытаются придумать символ Ставрополя. Вот есть Ангел-хранитель с крестом. Или Тифлисские ворота. Вот слон. Они есть, они используются, но по-настоящему узнаваемым, мощным брендом не стали. Почему так сложилось и что надо сделать, чтобы на этот раз получилось?
– Бренд сам по себе не живёт. Нужен процесс его продвижения. Вот как раз здесь важная роль у сувенирной продукции.
– А для этого нужен какой-то особый творческий язык, уникальный стиль, пропитанный местным колоритом? Или при должной раскрутке всё сойдёт?
– Тифлиские ворота – не Эйфелева башня, а Ангел – не Статуя Свободы. Франшиза здесь точно не поможет. Я так понимаю, что одинаковых сценариев раскрутки практически не бывает, поэтому нужно пробовать и понимать, что заходит, а что нет. Везде есть свой колорит и свои нюансы.
– Но в ограниченном пространстве ставропольского Фейсбука. Если мы говорим об образе всего региона на федеральном и мировом уровне, то с точки зрения культурологии можно ли назвать три главных символа нашего края? Какими они будут?
– Три символа – легко! Слон, Манычская мельница и казаки-постмодернисты.
***
Приём заявок на конкурс «Сувенир Ставрополья» продолжается. Все желающие могут отправить их на электронную почту по адресу SKsuvenir@inbox.ru. По телефону 8 962 444-65-85 вас всегда проконсультируют и помогут оформить заявку, а если нужно — и доработать проект.
 
 
Фото: Сергей Пархисенко/ИА «Победа26»
Иллюстрации: Поленка Тарасевич/ИА «Победа26»