пт, 26 апр.
23:09
Ставрополь
+16 °С, ясно
Эксклюзивы

Еноты уходят в подполье

Статья

3 августа 2018, 17:01

Валентин Работенко о том, как сделать Ставрополь мировой столицей уличных культур

27 июня на Александровской площади краевого центра отгремел фестиваль MixBattle, после которого Оффбитс объявили о том, что берут паузу. Это было третье и последнее масштабное событие, организованное «енотами» в этом году. О том, чем теперь займутся молодые и дерзкие ставропольцы, рассказал директор организации Валентин Работенко.
Как победить «синдром вахтёра»
- MixBattle прошёл больше месяца назад. Эмоции улеглись, пора подводить итоги. По внутреннему ощущению – фестиваль удался?
- Сегодня уже можно смело говорить, что из всех MIXBattle этот был лучшим. Самый сложный, масштабный по внутренним процессам — но этого нам уже мало, мне точно.
- Ты заявил, что это последнее крупное событие, которое вы организовали в этом году. Это так?
- Наше - да. Возможно, будем помогать городу или краю в организации мероприятий, но это будет что-то вроде площадок в рамках праздника. Но не более.
- По сути, вы уходите в подполье? Для чего?
- Думаю да. Мы выросли из того мышления, когда ресурсы и площадки являются важной ценностью, сегодня для нас это просто средства. А вот эмоции, люди и идеология вышли на первые позиции. И у нас растёт недопонимание с некоторыми чиновниками по поводу этого всего.
- В чём выражается это недопонимание?
- Уже после КАРДО мы точно решили, что любое мероприятие – это инструмент для решения конкретных задач и достижения какой-то цели. Любое мероприятие без такого проекта нам теперь не интересно. В основе всего должны лежать проблематика и её решение, а не просто проведение движухи ради галочки.
Главное для нас – это идея, смысл, посыл и люди. Остальное лишь ресурсы и материал, который приходит и уходит. Помещения, площадки, сцены, звук, бумага, деньги, машины и т.д. – это мелочи. Вот на этом месте стало очень сложно с муниципалитетом, потому что для них всё проходит, скажем так, в материальной плоскости. Прямо во время MIXBattle у нас был конфликт за конфликтом из-за того, что где-то ребята чуть нарисовали на плитке, немного потекло масло с машины или у попкорна немного вылилось масла на опять же эту плитку. И там начался настоящих хард: все бегают, покупают щётки и растворы всякие, трут прямо во время мероприятия эту плитку, чтобы никому не прилетело по голове от официальных лиц с синдромом вахтёра.
- Оффбитс широко известны в регионе и стране. Ты сам – довольно заметная персона. Это не помогает найти управу на чиновников?
- Более того, с недавних пор я ещё и помощник Губернатора СК в сфере молодёжной политики. Но на уровне муниципалитетов этого стараются не замечать. И если не напрямую, то косвенно стараются мешать нам.
- Проблема в конкретных персоналиях или в самой системе взаимодействия власти и молодёжи?
- Скорее второе. На уровне главы города и края, каких-то отдельных персон мы получаем поддержку, но как только начинаются какие-то проблемы, становится виден системный кризис. Объясняю. Мы с 2012 года вели политику становления общественных организаций на городском уровне. Делалось это так: администрация и, в частности, комитеты не реализовывают сами проекты или мероприятия, а являются некими ресурсным центром для молодёжных НКО города. Они отдают деньги и помогают ресурсом, а НКО уже сами реализовывают проекты. Это со скрипом, но работало.
Но на что-то по-настоящему масштабное у муниципалитетов нет ресурсов. Да если и были бы, им привычнее, скажем так, другие форматы. Получается, что рост активных молодёжных НКО в городе не предвидится. Все, кому не интересно устраивать районные праздники, обращаются к другим источникам финансирования и, получается, муниципальный уровень теряет их. То, что мы делаем под эгидой региональных или федеральных властей, с ними и формируется, а город остаётся скорее просто местом проведения, а не полноценным партнёром. Это грустно, нам жаль , что так происходит, но если ты хочешь расти, то иначе никак.
Поэтому созрела очевидная необходимость выходить на федеральный и международный уровень.
Под эгидой ООН
- Есть уже более-менее продуманные проекты того, как это можно сделать?
- У нас есть три крутых проекта, которые хотелось бы вывести на международный уровень. Но в любом случае нам необходимо найти новые ресурсные потоки. Причём речь не столько о деньгах. Такие «дерзкие» инициативы в провинциальном мышлении многих наших старших товарищей и наставников не уживаются.
- И где их искать?
- Скорее всего не в крае. Федеральные и международные источники. У нас есть некоторые договоренности с Федеральным агентством по делам молодёжи. Росмолодёжь сейчас консультативный партнёр Оффбитс в плане масштабирования и развития деятельности по РФ. И, конечно, они будут одним из главных партнёров премии КАРДО в 2018-2019 гг. Они направили письмо на Губернатора Ставрополья с рекомендациями и просьбой поддержать проект лично главу края. В данный момент идёт активная фаза проработки партнёрских связей с Первым Каналом, Билайном и другими гигантами федеральных процессов. Нам очень важно найти «своих людей», которые не боятся прыгать выше головы и где-то быть «острыми». А вообще я очень хочу заполучить ООН в качестве партнёра КАРДО.
- Но проводиться будет в Ставрополе?
- Да, хотелось бы. В качестве одной из площадок мы рассматриваем драмтеатр, но уже сейчас встречаю сопротивление. Несмотря на чёткую резолюцию Губернатора поддержать проект, идёт сдерживание. Чиновники просто отмалчиваются, хотя мне известно, что идею проведения на территории Драматического театра восприняли крайне негативно.
- А почему его? Классическое заведение, которое не вяжется с продвинутой уличной культурой совсем…
- В том-то и дело! КАРДО – это форма конфликтного, но всё же взаимодействия между старой культурой и новой. Взглядом из прошлого, и будущего. Это очень круто, если когда-нибудь будет какой-то Замок Короля Артура, где висят люстры, которым несколько сотен лет, и прямо рядом с ними будет пролетать парень на скейте...
- Звучит действительно круто. Но у нас вся такая инфраструктура создавалась в советские времена и явно без расчёта на планетарные события. Вообще тяжело в Ставрополе из-за отсутствия достойных площадок? Или улице много не надо?
- Конечно сложно. У нас есть инфраструктура для городских мероприятий, но если речь заходит о чём-то масштабном, то таких площадок попросту нет. Объективно – нет экспо-центра, условного «Крокус сити Ставрополь». Поэтому мы выкручиваемся как можем, но хотелось бы, чтобы что-то подобное в городе появилось. К тому же нам надо серьёзно задуматься над собственной инфраструктурой – они попросту не подходят под формат тех событий, которые мы хотим делать.
- Но чем круче ваши площадки, тем менее они мобильны. Одно дело - собрать небольшую конструкцию для воркаута и фрирана, настелить матов, занять небольшую сцену. Другое - выходить по-настоящему на международный уровень, то есть создавать форматы и площадки интересные настолько, чтобы к нам приезжали со всего мира. Возможно, уже назрела необходимость где-то по-настоящему приземлиться, чтобы строить нечто масштабное?
- Оно в любом случае должно быть мобильное. Допустим, открытие Олимпиады - там строят целые сцены огромных масштабов на несколько дней. Или, как пример, чемпионат по паркуру в прошлом году в Китае: они построили несколько километров трассы ради одного эвента. Да, это очень дорого, но это и уровень.
- На Ангеле такое не соберёшь…
- На Солдате собрать можно точно, да и на Ангеле можно хорошую площадку сделать. Было бы желание, ресурсы и понимание со стороны властей.
- В Ставрополе такое возможно?
- Конечно! Почему нет? Наш уровень организационных способностей позволяет это сделать. Вопрос только в источниках финансирования: такой чемпионат обойдётся в пару десятков миллионов рублей точно. А если на таком уровне делать хотя бы качественный Всероссийский чемпионат по паркуру, то выйдет, думаю, где-то в 5-7 млн. Это с хэдлайнерами и всем прочим.
Где развернуться молодым и дерзким?
- Но пока происходит обратное. Недавно закрыли единственный в городе лофт на Спартака, 8, где была и ваша база. Что планируете делать в этой ситуации? Когда к вам можно будет вновь прийти заниматься? И куда?
- Мы переезжаем на Шпаковскую, 66 в бывший клуб «Провокация». Как раз и название, и история места в тему. Кто не знает, это был первый в Ставрополе ночной клуб – такой вот островок современности на руинах прошлого. Потом он загнулся, а место осталось. Мы договорились с владельцами, нашли понимание и уже начали переезд. Конечно, жаль, что единственный креативный кластер края умер. Но мы проводим 6 августа техническое открытие, так что жизнь продолжается.
- В «Провокации» достаточно места? Может, там и закрепитесь?
- Скорее всего, да. Сейчас мы взяли в аренду 450 квадратов, это в 3 раза больше, чем у нас было. И мы давно хотели открыться в Юго-Западном районе, правда, думали, что это будет вторая точка. Скорее всего расти будем теперь оттуда. Уже понятно, что наши мечты о лофте в центре города пошли боком и это будет просто дом культуры, но на то мы и уличная культура, что приживёмся везде, где есть люди. А территория на Шпаковской довольно перспективна. Там есть промзона с бывшим кирпичным заводом. Возможно, сделаем там «Культурный оффшор» и новый центр притяжения для всех.
Станислав Маслаков.
Фото из архива Валентина Работенко.