чт, 25 апр.
02:53
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Кинологическая служба: нюх на преступления

Статья

19 января 2016, 13:17

Они не снимают кино, а вместе с четвероногими напарниками охраняют покой ставропольцев и не дают преступникам уйти от правосудия. Поближе познакомиться со службой кинологов и с их питомцами корреспондент информационного портала Ставропольского края «Победа26» смог в Центре кинологической службы ставропольского краевого управления МВД.

Любовь к собакам и юридическое образование
Так коротко можно сформулировать основные требования к кинологу. Если строже, то образование обязательно иметь высшее, предпочтительнее юридическое. А вот любовь к животным не обсуждается — именно на ней всё и строится.
Обучение «на кинолога» не получится пройти заранее. Сначала нужно найти будущее место работы. А с этим могут возникнуть трудности. Кинологи — люди, своей профессией увлечённые, а потому вакантных должностей практически не бывает.
Инспектор-кинолог Виктор Кабаков рассказывает, что перед тем как начать работу в ставропольской полиции, сначала был кинологом в войсках МЧС во время срочной службы. И тогда понял, что это и есть работа по душе. А по образованию Виктор спасатель.
Теперь, рассказывает, одна из главных наград в работе — почувствовать, как зарождается «ниточка связи» между ним и его собаками.
— Мне сейчас бывает сложнее понять людей, чем свою собаку. Она эмоций не скрывает и взглядом, положением, позой может выразиться яснее любого человека, — делится Виктор.
Но оказывается, что всё не так просто. И собаки, как и люди, могут быть не в настроении работать и идут на хитрости. Например, могут притвориться смертельно уставшими, чтобы их взяли на руки и отнесли в вольер. Но стоит подойти инструктору и строго позвать — усталости как не бывало. Бодрая собака сама бежит к вольеру.
— В итоге учишься считывать, когда она филонит, — продолжает кинолог. — Например, делает вид, что идёт по следу, а потом его теряет. Но ты знаешь, что это не так. И следа она даже не взяла. Я уже знаю, что моя собака, когда находит запах, виляет хвостом ровно два раза и идёт по следу.
Учат понимать все условные знаки и тренировать собак тут же, в Центре кинологической службы Главного управления МВД по краю. Здесь кинологи со всего Ставрополья могут бесплатно жить и учиться. При успешной сдаче экзамена им присваивают квалификацию «специалист-кинолог».
Всего в ставропольском Центре работают 39 аттестованных кинологов. За большинством закреплены по две собаки, за Виктором — три.
— Так интереснее. Когда уже обучил одну собаку, нужно только пару раз в неделю проводить тренировки для поддержки навыков. А ещё, бывает, хочется ответить на профессиональный вызов, взять собачку, которая плохо обучается, и научить её всему, — объясняет он.
Наркотики и взрывчатку не вкалываем
— Часто на мероприятиях люди подходят и спрашивают: «А эта собака у вас по наркотикам? А вы их ей вкалываете?». В таких случаях можно только посмеяться и ответить, что не только наркотики, но и взрывчатку тоже колем, — развеивает стереотипы инструктор группы обучения Галина Михайлец и добавляет:— где же столько наркотиков взять, чтобы содержать такое количество собак?
На самом деле собаки тренируются при помощи имитаторов запаха, а настоящие наркотики встречают только в работе. Причём животные могут даже распознать изменённый наркотик, если он сделан на той же основе, что и изученный.
Работают собаки буквально за еду. А для мотивации получают вместо премии любимые лакомства. Это может быть то, что собака не ест в обычной жизни. И если в ежедневном рационе сухой корм, то значит, поощрять нужно куском говядины или сосиской. Хотя тут уж выбор порой остаётся за четвероногим бойцом. Некоторые из них куску мяса предпочтут сушёную рыбку.
Ещё одна городская легенда, связанная с кинологами, касается животных, вышедших «на пенсию». С ними не происходит ничего плохого. Наоборот, после того как собака теряет интерес к работе, её проверяет комиссия. И если настало время отдыха, то зачастую кинологи забирают своих боевых товарищей домой. Когда такой возможности нет — отдают в добрые руки. Обычно собаки служат 8–9 лет, это соответствует человеческому возрасту 55–65 лет.
Злоба как навык
— Злобная собака — это безопасность кинолога, — объясняет Виктор Кабаков. — Нам часто приходится проводить оперативно-следственные мероприятия в лесу, в темноте, на стройках. Поэтому собака должна быть готова не только идти по следу, но и в конце его задержать преступника. А если злоумышленник проявит агрессию — немедля схватить руку с оружием.
Поэтому во время тренировок у собак по направлению розыска злобу тренируют как отдельный навык. Их и выделяют в эту группу именно по тому, как ещё маленький щенок проявляет агрессию: схватит ли он тряпочку, если помахать ей перед носом.
В Ставрополе среди четвероногих стражей закона служат немецкие и бельгийские овчарки, лабрадоры и спаниели.
Стоимость пригодных для службы собак начинается от 20 тысяч рублей и достигает 200. При выборе смотрят на родителей, какую оценку они получили по стандарту IPO. Он помогает оценить нервную систему животного по признакам сбалансированности, выносливости, стабильности.
Но щенки не только покупаются. Многие из них рождены в таких же центрах. За прошлый год в Ставрополе вырастили 15 малышей, часть из них передали в другие регионы. Теперь они будут служить в Курске, в Севастополе и даже в симферопольском «Беркуте».
Тренировочное «дежавю»
От разговоров — к демонстративной тренировке: выходим во внутренний двор. Кинолог Лена подзывает овчарку Ириску одним взглядом. Движения и девушки, и её четвероногого партнёра отработаны идеально за восемь лет совместной службы. Так что Ириска не просто подходит к ноге хозяйки, а становится в стартовую позицию. Кинолог наклоняется к собаке, треплет её, а затем легонько хлопает по груди и командует: «Искать!». Мгновение — и овчарка уже около сумок. Пробегает рядом, принюхиваясь к каждой, затем идёт на второй круг, уже медленнее. Кинолог в это время возмущается, что закладку оружия в сумку сделали только перед демонстрацией. Оказывается, нужно минут 15, чтобы запах впитался и собака могла его почувствовать даже через несколько слоёв прорезиненной ткани. Так что первый раз овчарка ложится рядом с неправильной сумкой. Смущающий объект убирают, и процедура повторяется во второй раз. Слежу за этим с ощущением дежавю. Поза, движения, условные знаки и даже тон голоса, которым даётся команда, совпадают абсолютно. На этот раз Ириске требуется буквально 20 секунд, чтобы определить правильную сумку и носом показать, в каком из карманов спрятан пистолет. Прикасаться к находке, царапать её или лаять рядом собаки, ищущие взрывчатые вещества, не могут. В их арсенале условных обозначений только позы. Кто-то из ищеек ложится рядом с местом, где чувствует запах взрывчатых веществ, кто-то садится или встаёт.
Идём дальше и заходим в «щенятник», где знакомимся с будущими искателями наркотиков и взрывчатых веществ. Все они на удивление дружелюбны. Каждый живёт в своей небольшой комнате. Но это для человека она небольшая, а для собак-подростков это как целая квартира, где можно даже немного порезвиться. Здесь очень внимательно следят за гигиеной. Работники ходят в тапочках, для посетителей есть бахилы. В одном из помещений расположена душевая для собак, там же стоит стиральная машина и бутылки с антисептиками. А в здании неподалёку находится ветеринарный центр.
Рядом во дворе расположена полоса препятствий. Именно здесь все собаки сдают экзамен. Время прохождения судьи не засекают, но следят за чёткостью исполнения команд. Среди снарядов невысокий помост, в середине его можно снять доски и увеличить длину провала, который должна перепрыгнуть собака. Следом стенка, её высота тоже варьируется и может дойти до двух метров. Такую «планку» должны взять все овчарки. Среди других препятствий разнообразные мостки, барьеры и шестиметровая лестница. Все снаряды явно не из советских времён и издалека по качеству исполнения могут даже напомнить хороший детский городок.
Ну, а мы заходим в тренировочную комнату. В ней собаки первично учатся ориентироваться в незнакомых жилых помещениях. Пока здесь нет мебели и обстановка крайне аскетична. На полу лежат металлические цилиндры с сетчатыми крышками. Десять из них пусты, а под одним спрятана закладка, которую и должна по запаху найти собака. С каждым разом условия тренировок усложняются. Сначала это такая учебная комната со спартанской обстановкой или «беззапаховый» автомобиль — по сути это корпус автомобиля без двигателя, топлива и других источников посторонних запахов. Натренированных в простых условиях собак переводят на всё более сложные объекты. Тогда уже искомый запах маскируется при помощи других, закладки вешают на деревья, закапывают в землю.
Проходят тренировки в условиях, максимально приближённых к реальным. А проще говоря — на улицах и в лесах Ставрополя. Здесь кинологи, бывает, сталкиваются с недоброжелательным отношением местных жителей. Кто-то ругается и грозит, а собачники, выгуливая своих питомцев, могут собрать заранее выложенные подкормки.
По следу за сотни километров
Во дворе рядом с административным зданием небольшой вольер, напоминающий клетки в зоопарке. В каждом из трёх отделений место для одной собаки. Это место для дежурных. В любой момент может подойти хозяин и увезти на вызов. Но пока туда приводит своего напарника кинолог Андрей Джавадов. Они только вернулись с вызова.
В этот день пришлось дважды съездить за город. Кражи произошли в одном из дачных домов и на близлежащем хуторе. За городом собаке след взять легче — меньше посторонних запахов. Но в случае с обворованной дачей против неё сыграло время и прошедший ночью дождь.
Впрочем, уже только за первые две недели этого года Андрею и его псу несколько раз удавалось найти следы преступников и даже обнаружить труп мужчины, пропавшего без вести.
Но подробно расспросить Андрея не удаётся. В дежурной раздаётся звонок телефона — и ему вновь нужно выезжать на вызов.
Оказывается, что по краю за 2015 год кинологи выезжали на происшествия более 5 тысяч раз и участвовали в охране свыше десяти тысяч мероприятий, помогли раскрыть около тысячи преступлений.
Не все из них резонансные, много бытовых. Но и к ним подходят серьёзно. Так, одного из сотрудников в Курском районе собака вела по следу угнанной лошади несколько сотен километров. Большую часть пути полицейские, конечно, преодолели на автомобиле, периодически останавливаясь и «сверяя» направление. Лошадь и похитителей нашли в соседней республике.
А увлечь молодёжь профессией кинолога помогают показательные выступления в школах. Там во время импровизированных «следственных экспериментов» демонстрируется мастерство собак. Дети потом говорят, что убедились: преступнику от таких ищеек не уйти.
Как ранее сообщал новостной портал Кировского района Ставрополья, в посёлке Балтийский Курского района в ходе проведения обыска полицейские использовали служебных собак. Благодаря этому правоохранители нашли марихуану у местного жителя.