Тема дня: Ураганный ветер угрожает Ставрополью: есть первые жертвы

Не всегда скорая помощь

05.02.2019, 16:55 Ставропольский край
Почему «неотложка» может опоздать, а больным бывает проще обратиться в поликлинику

За исключением немногих везунчиков все мы имеем опыт взаимодействия со «скорой помощью». Кто-то вызывал бригаду себе, кто-то родственникам; у одних это случалось пару раз за жизнь, другие вынуждены набирать заветные цифры на телефоне катастрофически часто. Послевкусие от общения с врачами тоже разное: от восторгов и благодарности за спасённую жизнь, до проклятий и обвинений в непрофессионализме. 

Главврач ГБУЗ СК «Станция Скорой медицинской помощи» города Ставрополя Александр Михайловский оценивает работу своей службы на твёрдую четвёрку, но говорит, что в каждом случае надо разбираться индивидуально. Если бригада действительно проявила халатность и сделала что-то не так, то спрос будет самый строгий – благо, все звонки фиксируются, все выезды записываются. Но зачастую речь идёт о банальном непонимании того, как функционирует вся эта система. Мы не медики, а заодно и не юристы, но пообщались с обеими сторонами потенциального конфликта, дабы попытаться наладить диалог между ними. Оставим за бортом вопиющие ситуации, в которых разбираются специалисты, и остановимся на типичных историях. 

 

Гонка со временем 

Пожилая женщина заболела. Температура доходила до 40 градусов, и «скорую» вызвали сразу же, только приехала она через несколько часов – когда удалось сбить жар своими силами. 

  

Обычно такое происходит зимой, в разгар эпидсезона. Если обычно в Ставрополе фиксируется около 400 вызовов, то в эти дни их число может превысить 800. Так как машин и экипажей всегда мало, вызовы делят на две категории: экстренные и неотложные. Первых, к слову, в течение года примерно всегда одинаковое количество – 200-250. Так вот, экстренные вызовы – это реальная угроза жизни больного: опасная травма, приступ и так далее. Тогда «скорая» мчит на всех парах, с мигалками и сиреной, потому что каждая секунда на счету. По закону, она обязана приехать в течение 20 минут, и, как правило, успевает уложиться в это время. Конечно, пробки и нештатные ситуации на дорогах никто не отменял, но бригада действительно делает всё возможное, чтобы успеть. 

Неотложные вызовы – это все остальные. На них тоже всегда выезжают, не отказывают никому. Но если у одного пациента высокая температура, а у другого подозрение на инсульт, то приоритет очевиден.  

 

Вопрос как диспетчер по телефону может отделить зёрна от плевел и принимать решения о порядке выездов, сложный. Но, прежде чем получить эту должность, фельдшер должен минимум 10 лет «откатать» в бригаде и за это время, несомненно, получает огромный опыт. 

Отдельная история – маленькие пациенты. Даже если случай не вызывает особых опасений, к детям выезжают как можно скорее. А вот если взрослый и в целом здоровый человек слёг с гриппом, ему всё же лучше звонить в поликлинику: врачи обязаны выезжать на дом в любой день недели. 

 

Неверный диагноз 

У студента ставропольского вуза, приехавшего из другого региона, аллергия. Обычно она себя никак не проявляет, но стоит съесть не тот продукт – и начинается сильный отёк. Не дожидаясь опасных последствий, он сразу звонит в «скорую». Бригада приезжает оперативно, парню делают укол и отвозят в краевую больницу. Там в приёмном отделении ругаются, что нужно было колоть не внутримышечно, а внутривенно, впрыскивают лекарство и отправляют домой. Через некоторое время история повторяется, несмотря на попытки объяснить, что и как нужно делать. 

 

Дело в том, что у врачей «скорой помощи» задача вполне конкретная: купировать опасные симптомы и передать пациента уже тем докторам, которые будут лечить саму болезнь. В зависимости от ситуации это может быть госпитализация или звонок в поликлинику. Но в любом случае бригада снимет высокую температуру, но не будет назначать курс лечения. 

Увы, для большинства из нас все врачи – это такие всезнайки, которые во всём разбираются, всегда ставят верные диагнозы после короткого словесного описания, да ещё и рецепт нужный дадут. Увы, это не так.  

 

Бело-красные пепелацы 

К пациентке приехала «скорая», в которой не оказалось нужного оборудования, а сама машина была в ужасном состоянии, вся грохотала и еле ехала.  

Александр Михайловский в ходе эфира на местном телеканале заверил, что все бригады «скорой помощи» укомплектованы необходимым оборудованием. А вот автопарк довольно старый, хоть понемногу и обновляется. 

 

Судя по отзывам ставропольцев, реальная ситуация немного хуже, но в каждом случае всё объясняется стечением обстоятельств: весь кислород мог «выйти» на предыдущего пациента, а старая машина могла сломаться или попасть в аварию – и какими бы самоотверженными врачи ни были, тут ничего не поделаешь. 

Часто возникают вопросы и к самим бригадам: бывают грубоваты, не проявляют должного уважения и заботы. С одной стороны, это результат пресловутой профессиональной деформации: когда ты ежедневно работаешь с человеческим страданием, трудно не зачерстветь. С другой — низкие зарплаты и постоянные переработки. Фельдшер «скорой помощи» — очень трудная и далеко не самая высокооплачиваемая работа. Впрочем, если вам нахамили, то всегда стоит позвонить в диспетчерскую и пожаловаться: в вашей ситуации обязательно разберутся. 

 

Семь вёрст не крюк 

Здесь примеров хоть отбавляй. Пациенты из Дёмино (той части, которая не относится к краевому центру) или Татарки могут часами ждать бригаду из Михайловска и потом ещё ехать в Шпаковскую райбольницу, хотя Ставрополь – под боком. Или КМВ, где можно оказаться не на той стороне речки, разделяющей два давно сросшихся населённых пункта, и из-за этого ожидание помощи может вырасти в несколько раз. 

  

Это давно назревшая проблема. Каждый муниципалитет обслуживается своей станцией «скорой помощи», и медики зачастую оказываются заложниками административно-территориального деления. Но в нашем регионе наконец взялись за её решение. В этом году на Кавминводах, а затем и в Ставропольской агломерации (Ставрополь и Шпаковский район) будут созданы единые диспетчерские службы, которые позволят организовать выезд к пациентам более оперативно и без привязки к городам и сёлам. Кто окажется ближе, тот и поможет. 

*** 

Несмотря на все претензии к работе «скорой помощи», это, безусловно, героическая профессия. На каждый случай некорректной работы и опоздания на вызов приходятся сотни и тысячи спасённых жизней. Работу экстренных служб, конечно, необходимо улучшать: обновлять автопарк, обеспечивать оборудованием, повышать зарплаты, но всё это задачи властей. Нам же, простым пациентам, стоит забыть о потребительском отношении и не вызывать «неотложку» попусту. Если же что-то пошло не так, всегда стоит позвонить диспетчеру и оставить жалобу. Не берут трубку – значит все заняты, но до вашего звонка обязательно дойдёт очередь. И в любом случае не стоит забывать об элементарном «спасибо». 

 

Станислав Маслаков 

Иллюстрации: Сергей Лычак 

Три весёлых буквы: как мошенники от ЖКХ обманывают потребителей — Получу пенсию — сразу отложу на коммуналку, заплачу всё, а на остальное буду жить, — рассказывает пожилая женщина в очереди.
Кувырком: как на Ставрополье готовится к Олимпиаде бразильский BMX-райдер Жаром Эльяс Медейрос де Оливейра — 22-летний ВМХ-райдер, член олимпийской сборной Бразилии, мечтающий стать лучшим в мире. Сейчас он живёт в Ставрополе с женой Катериной и продолжает тренироваться. Как ему это удаётся, узнал корреспондент «Победы26».
Товарищи душманы, просьба не стрелять! 15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана*. В системе внутренних дел Ставрополья 130 ветеранов далеких событий. В том числе один действующий сотрудник, начальник МРЭО ГИБДД города Георгиевска ГУ МВД России по СК подполковник полиции Андрей Аксёненко.
Откуда ноги растут: как формируются тарифы на услуги ЖКХ объяснили ставропольские эксперты В Ставрополе прошёл тур для представителей СМИ по теплоснабжающим предприятиям города. Экспертное сообщество объяснило, откуда берётся повышение тарифов на теплоэнергию и чего ждать ставропольцам в обозримом будущем.
Как тебе такое, Илон Маск: как ставрополец удивил изобретателя-миллиардера Ставропольский Кулибин — именно так прозвали 18-летнего Сергея Артюшенко. Он прославился едва ли не на весь мир благодаря своей переделке старой машины. Молодой человек собрал «жигули-наоборот» — автомобиль, появление которого на улицах Ставрополя вызвало настоящий бум в соцсетях.
Инструкция: как похудеть правильно и без риска для здоровья О красивом теле мечтает каждый из нас. Стоя перед зеркалом, обнимая свой пухлый животик, мы мечтаем, что на утро как по мановению волшебной палочки вместо него там будут кубики пресса. Но такое преображение может произойти только в воображаемом мире. В реальном же придётся не одну сотню часов провести в спортзале, чтобы достичь желаемого результата.
Пешеходы и автомобилисты: как избежать гражданской войны? О том, что между этими двумя кланами участников движения существует взаимное непонимание, писали ещё Ильф и Петров на заре становления автомобильной инфраструктуры нашей страны. Прошёл уже почти век, а пешеходов водители, к сожалению, не стали любить больше, и города по-прежнему для них «транспортное гетто».
Занять до зарплаты без последствий Работа микрофинансовых организаций в России станет прозрачной и цивилизованной.
Великое переселение неформалов Как развивалась ставропольская рок-тусовка и что делали местные металлисты, чтобы спастись от «фурапетов»
Быстрые ноги и умная голова: спортивное ориентирование на местности в Ставрополе О необычном виде спорта и его развитии в краевой столице.
«Девяток» яиц на прилавках: истерия или реальность? С приходом 2019 года российские социальные сети буквально разорвала новость о том, что теперь яйца на прилавках продают не по десятку, а по девять штук. Тема стала притчей во языцех и вызвала волну насмешек и мемов у аудитории. Связан такой вариант фасовки с ростом цен на продукты. Есть даже специальный термин, который характеризует процесс, он носит название «шринкфляция».
Не верь, не бойся, не переводи: как не стать жертвой телефонных мошенников? Недавно в WhatsApp получила сообщение: «Ваш номер, случайным образом, был выбран нашей программой для получения приза от спонсоров! Поздравляем, Оксана, пройдите опрос, заберите приз, оставьте нам отзыв, спасибо best-star.site». И таких за год штук десять. Но если я сразу заблокировала контакт, то кто-то другой может поверить в бесплатный сыр и перейти по ссылке. Что будет дальше — вариантов несколько, но итог один — человеку не просто подарок не дадут, но и без денег оставят.