Тема дня: Ураган на Ставрополье: хроники разрушений

От боевых кораблей до протезов

08.06.2018, 16:00 Ставропольский край
Ставропольский оборонный завод «Нептун» стал поставщиком деталей имплантов по патенту российских изобретателей

7 июня завод «Нептун» в городе Ставрополе объявил о «развороте» в сторону высокотехнологичной гражданской продукции. В сотрудничестве с московской группой компаний «АМТ» предприятие будет выпускать российские эндопротезы; сегодня налажено производство «ножки» протеза тазобедренного сустава.

Море и космос

Технологии обеих сторон договора не предназначались для медицины. Но подошли идеально.

Завод «Нептун» – одно из крупнейших ставропольских предприятий оборонно-промышленного комплекса, находится в системе концерна «Аврора». Его профиль – системы управления надводными и подводными судами.

В ходе масштабного перевооружения российской армии завод получил не только заказы, но и госденьги на обновление оборудования. По словам главного технолога Владимира Шевцова, сумму инвестиций разглашать нельзя: все документы шли под грифом «совершенно секретно».

За 4 года удалось почти полностью обновить станочный парк, а «вишней» на торте стал заказ восьмикоординатного обрабатывающего центра OKUMA. Скоро его привезут из Японии. Он станет двенадцатым таким в России и предназначается «на вырост»: такие центры сегодня используются в космической промышленности, а с заказами сегодняшнего дня «Нептун» справляется и на новеньких пятикоординатных машинах.

Группа компаний «АМТ», в свою очередь, образована выходцами из МАТИ, а ныне МАИ (Московский авиационный институт). Среди её основателей – материаловеды, задавшиеся целью менять свойства титана, чтобы расширить сферу его применения.

– Все наши разработки в части изучения и изменения свойств титана велись для использования в авиации и космосе, но практическое применение нашли пока только в медицинской промышленности, – сказал в ходе презентации представитель «АМТ» Андрей Мамонов.

Технологии нуждаются в технике

Титан уникален для медицины тем, что не вызывает отторжения в организме и протезы из него приживаются лучше всего. Сотрудники МАТИ, метя в космос, нашли способ справиться с его главным недостатком: деформациям при трении.

Раньше этот изъян считался «волчьим билетом», из-за которого титан нельзя было применять в протезах суставов. Его пытались обойти, совмещая титан с другими материалами в подвижной части – но соседство разных металлов чаще всего вызывает коррозию, а керамические детали попросту ломались.

Изобретатели, ныне составляющие команду «АМТ», запатентовали несколько изобретений. Они обрабатывают водородом поверхность титановой детали так, что структура металла в разных слоях разнится и у поверхности он становится устойчив к трению. В мире есть сходные методики обработки азотом, но и они редки. Появилась в конструкции полимерная деталь – полусфера, в которой вращается нижняя часть протеза.

Производство наладили на небольшом собственном заводе в Москве. Этого пока хватало на выпуск всех основных типов имплантов: эндопротезы для всех протезируемых в России суставов и особый тип для онкобольных. Небольшое производство стало, что говорится, «широко известно в узких кругах»: не занимая значительной доли рынка, группа «АМТ» уже столкнулась с нехваткой мощностей. И стала искать партнёров.

Перед тем, как прийти на «Нептун», владельцы технологии перепробовали семь российских заводов. Ни один не подошёл. В какой-то момент на руководство группы компаний вышел главный инженер предприятия Владимир Шевцов: он искал направление, в котором завод будет развиваться для снижения зависимости от гособоронзаказа.

Патенты пока остаются в Москве

– Прорабатывать сотрудничество мы начали в июне прошлого года, первая отгрузка произошла в октябре. К сегодняшнему дню мы вышли на серийное, но малообъёмное производство: 100 изделий в квартал. Окончательное решение о работе с заводом «Нептун» со стороны московский партнёров, как мы рассчитываем, означает и рост заказов, – говорит главный инженер.

По его словам, ближайший план – выйти на 100 изделий в месяц, а с запуском нового оборудования и работой в две-три смены повысить отгрузку до 500. Этот объём по силам заводу и соответствует текущим продажам отечественной марки протезов.

Начавшееся производство в Ставрополе – не полный цикл создания эндопротеза. В Москву отгружаются титановые заготовки для «ножки» – клина, который крепится в берцовой кости. Есть ещё три элемента: два титановых (шарообразный «шарнир» и чаша, в которой он крепится и вращается) и один – из сверхвысокомолекулярного полимера (вторая чаша).

По подсчётам «АМТ», механическая обработка титана составляет около 60% трудозатрат на изготовление протеза. В компании подтверждают: эта составляющая может «переехать» в Ставрополь целиком:

– Мы выбрали «Нептун», поскольку этот завод полностью устраивает нас по качеству и срокам мехобработки. Наверное, сказывается привычка военной приёмки, – сказал Андрей Мамонов.

На «Нептуне» уже предложили производить полимерную чашу для протеза и даже проработали процесс изготовления. К этому в «АМТ» относятся пока осторожно: говорят, что сначала надо наладить выпуск «ножек» по всем направлениям протезирования – не только для тазобедренного, но и других суставов, а потом думать о дальнейшем переносе.

– О полном переезде производства говорить пока рано, но теоретически такая возможность существует. Будем изучать ситуацию, всё-таки перенос высокотехнологичной части производства гораздо сложнее, – объяснил А. Мамонов в общении с журналистами.

Очередной кластер?

Неготовность полностью перенести производство в Ставрополь кулуарно объясняют страхом учёных потерять контроль над своим детищем. Технология водородной обработки титана – запатентованный секрет «АМТ», который даёт их продукции преимущество перед иностранцами.

Но при текущем объёме этот секрет мало что даёт производителю. По словам завкафедрой травматологии и ортопедии СтГМУ Александра Воротникова, в России ежегодно проходят 130 тысяч имплантаций только тазобедренных протезов.

– Потребность Ставропольского края в имплантах тазобедренного протеза только по причине артроза составляет 2000 операций в год, это не считая таких случаев как перелом шейки бедра, – сказал учёный и врач в своём выступлении.

Российский рынок пока полностью подконтролен иностранным производителям протезов. Только 5% операций делаются на отечественных изделиях, доля продукции АМТ (для тазобедренного сустава это модели «Ильза» и «СФЕН») меньше 2%.

Для того, чтобы импортозамещение в этой сфере стало реальностью, кооперацию между московскими разработчиками и ставропольскими производителями нужно укреплять. Понадобится и дальнейшее обновление парка техники. Тут, как отмечает заместитель министра энергетики, промышленности и связи Дмитрий Макаркин, на помощь может прийти государство.

– Переход заводов ОПК на гражданское производство соответствует задачам, обозначенным Владимиром Путиным: диверсификация и импортозамещение. Их выполнение готово поддержать государство. В Фонде развития промышленности России есть программа «Конверсия», по которой займы на новое оборудование доступны под 1% годовых. Учитывая кооперационные связи, можно рассмотреть создание кластера, в рамках которого государство компенсирует затраты на НИОКР, – озвучил замминистра.

Он добавил, что медицинские изделия будут в числе приоритетов на получение господдержки. Об этом направлении, в частности, сказал федеральный министр Денис Мантуров, когда посещал Ставрополь: оборудование, закупленное оборонными заводами по программам техперевооружения, должно применяться в первую очередь в производстве дорогих и технологичных изделий, например, медицинских.

Создание кластера, в рамках которого производство имплантов станет отдельным проектом в совместной собственности «Нептуна» и «АМТ», может также разрешить вопросы контроля авторов над интеллектуальной собственностью.

Нужна воля государства

Вопросы расширения производства – не только технологические. Нужен спрос. В Ставропольском крае, например, ещё не установили ни одного протеза «АМТ», говорит зав. травматолого-ортопедическим отделением №1 краевой больницы Станислав Малахов.

– Чтобы вводить новые изделия в медицинскую практику, нужно проверить все их разрешения и нормативы. Врач может «переучиться» на новые изделия за месяц-полтора, – осторожно говорит он. И тут же добавляет, что хочет видеть в арсенале у себя и коллег именно отечественные протезы – но только превосходного качества.

С разрешениями у «АМТ» всё в порядке: уже много лет протезы устанавливает завотделением НМИЦ гематологии минздрава РФ Василий Мамонов.

– Опыт применения показал, что пациенты как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях ходят с протезами два, три, пять и более лет, – заявил в своём выступлении врач. Сами производители считают, что срок службы их протеза может исчисляться десятками лет – по крайней мере, об этом говорят лабораторные испытания.

Одной из сложностей внедрения протезов становится то, что каждая фирма-производитель разрабатывает под свои импланты так называемые «укладки» – набор инструментов, позволяющих установить эндопротез так, чтобы он подошёл конкретному человеку. Производятся они тоже из титана и весьма дороги. Впрочем, «Нептун» готов выпустить несколько комплектов и продать их по себестоимости, чтобы обеспечить сбыт продукции.

Но главная проблема – в головах пациентов и даже врачей.

– Есть такая иллюзия в России, что всё отечественное – плохое. Так что предпочитают ставить иностранные импланты вместо наших, – говорит Сергей Кормильцы, возглавляющий ООО «Ильком» (эта фирма в структуре «АМТ» занимается дистрибьюцией).

Причём зачастую импортные аналоги уступают не просто либо по цене, либо по качеству, а по обоим параметрам сразу. Есть производители, которые вместо мехобработки титана применяют горячую штамповку – структура металла от этого становится хуже и такие протезы, бывают, ломаются в пациенте, даром что из прочного материала. Другие напыляют на титан отдельный слой для сцепления с костью, и тот отслаивается. До сих пор выпускают и варианты из нескольких металлов, подверженные коррозии. И всё это – дороже, чем готов выпускать ставропольский производитель.

– Если человек ставит имплант за свой счёт, не возникает вопросов, если он выбирает его по «престижности» страны-производителя. Но основная масса операций проходит по ОМС в рамках квоты. Здесь нужна воля государства, чтобы российские производители – не только мы – получали при таких операциях приоритет, – заключает Владимир Шевцов.

Ярослав Распутин.
Фото: Сергей Пархисенко.

Разнесённые ветром Ставрополь в очередной раз чуть не сдуло.
«Мы три года общались с помощью веб-камеры» или путь из Литвы в Ставрополь В поезде Москва—Ставрополь я встретила удивительного пассажира. Молодая девушка ехала из столицы в гости к парню, которого ни разу не видела. Но это не всё. Москва — лишь транзитный пункт. В Россию она прилетела из литовского города.
Три весёлых буквы: как мошенники от ЖКХ обманывают потребителей — Получу пенсию — сразу отложу на коммуналку, заплачу всё, а на остальное буду жить, — рассказывает пожилая женщина в очереди.
Кувырком: как на Ставрополье готовится к Олимпиаде бразильский BMX-райдер Жаром Эльяс Медейрос де Оливейра — 22-летний ВМХ-райдер, член олимпийской сборной Бразилии, мечтающий стать лучшим в мире. Сейчас он живёт в Ставрополе с женой Катериной и продолжает тренироваться. Как ему это удаётся, узнал корреспондент «Победы26».
Товарищи душманы, просьба не стрелять! 15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана*. В системе внутренних дел Ставрополья 130 ветеранов далеких событий. В том числе один действующий сотрудник, начальник МРЭО ГИБДД города Георгиевска ГУ МВД России по СК подполковник полиции Андрей Аксёненко.
Откуда ноги растут: как формируются тарифы на услуги ЖКХ объяснили ставропольские эксперты В Ставрополе прошёл тур для представителей СМИ по теплоснабжающим предприятиям города. Экспертное сообщество объяснило, откуда берётся повышение тарифов на теплоэнергию и чего ждать ставропольцам в обозримом будущем.
Как тебе такое, Илон Маск: как ставрополец удивил изобретателя-миллиардера Ставропольский Кулибин — именно так прозвали 18-летнего Сергея Артюшенко. Он прославился едва ли не на весь мир благодаря своей переделке старой машины. Молодой человек собрал «жигули-наоборот» — автомобиль, появление которого на улицах Ставрополя вызвало настоящий бум в соцсетях.
Инструкция: как похудеть правильно и без риска для здоровья О красивом теле мечтает каждый из нас. Стоя перед зеркалом, обнимая свой пухлый животик, мы мечтаем, что на утро как по мановению волшебной палочки вместо него там будут кубики пресса. Но такое преображение может произойти только в воображаемом мире. В реальном же придётся не одну сотню часов провести в спортзале, чтобы достичь желаемого результата.
Пешеходы и автомобилисты: как избежать гражданской войны? О том, что между этими двумя кланами участников движения существует взаимное непонимание, писали ещё Ильф и Петров на заре становления автомобильной инфраструктуры нашей страны. Прошёл уже почти век, а пешеходов водители, к сожалению, не стали любить больше, и города по-прежнему для них «транспортное гетто».
Занять до зарплаты без последствий Работа микрофинансовых организаций в России станет прозрачной и цивилизованной.
Великое переселение неформалов Как развивалась ставропольская рок-тусовка и что делали местные металлисты, чтобы спастись от «фурапетов»
Быстрые ноги и умная голова: спортивное ориентирование на местности в Ставрополе О необычном виде спорта и его развитии в краевой столице.