вт, 19 март
08:45
Ставрополь
+1 °С, ясно
Эксклюзивы

Пять дней будущего

Статья

28 сентября 2017, 18:24

На ставропольском форсайт-кэмпе разработали свою стратегию развития региона до 2035 года.

170 участников, напряжённый график работы и как итог — 21 перспективный проект развития региона на ближайшие 18 лет. Ставропольский форсайт-кэмп собрал представителей власти, бизнеса, научной и технологической элиты региона. За 5 дней работы они сформировали образ желаемого будущего к 2035 году и предложили дорожную карту его достижения.
Для Ставропольского края подобный формат непривычен. Традиционно в регионе проводятся мероприятия, организационно и содержательно выстроенные вокруг консервативной повестки. Самое значимое из таковых — ежегодный форум Всемирного русского народного собора, но есть и множество других. Форсайт-кэмп стал первым крупным событием, направленным на объединение носителей прогрессивных ценностей и организованным по принципиально новой схеме коллективного мозгового штурма.

«Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага», — Бен Мартин (SPRU, University of Sussex).

Технология rapid foresight разработана 30 лет назад и активно применяется на Западе как крупными корпорациями, так и в государственном управлении. В России её внедряет Агентство стратегических инициатив, созданное по инициативе президента. Вначале они проводили форсайты федерального уровня, затем спустили формат в регионы.

Rapid forseight — «скоростной мозговой штурм» — это технология, которая позволяет кругу участников договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Методика строится на трёх базовых принципах:— будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать; — будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров; — есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Ставропольский форсайт-кэмп несколько отличался от аналогичных мероприятий в других субъектах из-за своих географических особенностей. Чаще всего они называются форсайт-флотами и проводятся на прогулочных кораблях. Ввиду того, что наш регион сугубо сухопутный, схему изменили, и в качестве места базирования был выбран гостиничный комплекс «Золотые пески» в Новоселицком районе. Несмотря на это, традиционная рында, пусть и прикреплённая к спинке стула, присутствовала.
Участникам сразу дали понять, что, несмотря на все условия и хорошую погоду, отдохнуть на кэмпе не удастся, поэтому рекреационная инфраструктура «Золотых песков» практически простаивала. График был расписан с 7 утра до 2 часов ночи каждый день и лишь ближе к полуночи предполагал развлекательную программу. Помимо этого, строгий сухой закон, имевший, впрочем, послабление с 10 вечера, а также фактическое отсутствие интернета и стабильной мобильной связи (комплекс расположен в довольно уединённом месте) также настраивали на рабочий лад.
Открывая встречу, глава региона Владимир Владимиров признался, что сам не до конца понимает, что на ней будет происходить, но выделил главный приоритет:
— Форсайт — это создание сообщества, которое станет двигателем качественного развития среды в стремительно меняющихся условиях. Вы будете прогнозировать свою собственную историю, историю Ставропольского края и всей нашей страны.
Впрочем, даже организаторы не знали, что именно должно получиться в итоге. Методика форсайта не предполагает заранее известного результата работы, она лишь выстраивает процесс его достижения. Участников не подводят к нужным выводам и не ограничивают какими-либо догмами. Все концепции выстраиваются коллективно, в ходе групповой работы.
Она была разбита на две равные части. Вначале тематические группы, сформированные из специалистов соответствующего профиля (но сочетающие при этом представителей бизнеса, власти и т. д.) определяли существующие тренды и угрозы, разрабатывали общее представление о наиболее вероятных изменениях в ближайшей перспективе. В итоге они создали некую карту, в рамках которой были сформулированы два сценария будущего к 2035 году: инерционный (так называемое «продолженное настоящее») и желаемый. Затем вектор работы менялся, и уже в более компактных группах участники создавали проекты, которые позволят преодолеть опасные тенденции и достичь этого желаемого будущего.
Директор ООО «Городские журналы» Игорь Андрианов рассказал, что поначалу недооценивал событие, но в ходе работы изменил своё мнение:
— Форсайт совершенно неожиданно из протокольного мероприятия превратился в реальную площадку для обсуждения возможного будущего родного края. У меня был план покинуть это мероприятие на следующий день, но уже в первый же день вовлечение в процесс оказалось настолько глубоким, что покидать мероприятие не представлялось возможным.
По итогам каждого дня группы отчитывались перед экспертами о проделанной работе, которая, как правило, подвергалась довольно жёсткой критике. На следующий день вносились необходимые коррективы, группа выходила на новый уровень понимания вопроса, но к вечеру всё повторялось. При этом большинство претензий сводилось не к содержательной части, а к точности формулировок, аргументированности выводов и общей глубине проработки. Поначалу некоторые участники выражали недовольство: если бы им заранее сказали, как надо, то многих ошибок удалось бы избежать. Но сам принцип форсайта строится на неопределённости. Работа с будущим не предполагает заранее заданных чётких правил. В конечном итоге подобный подход дал свой результат: многие шаблоны были разрушены, а формат общения участников постепенно эволюционировал от жарких споров к не менее жаркому коллективному творчеству.
Помимо групповой работы, утром и вечером проходили лекции от столичных экспертов. Их тематика затрагивала разные области: от особенностей психологии «поколения Z» (Юлия Грязнова) до трендов в мировой экономике ближайших десятилетий (Кирилл Игнатьев) и от истории стратегического планирования в современной России (Алексей Чадаев) до весьма абстрактной «онтологии повседневности» (Олег Гринько). Как и всё на форсайте, они были направлены не на внушение слушателям определённых установок, а, скорее, на преодоление собственных стереотипов.
Итогов у ставропольского форсайта было два. Во-первых, это действительно первый шаг в формировании нового, прогрессивного сообщества в регионе. Люди, до этого не знавшие друг друга либо ограниченные общением по работе и в социальных сетях, получили уникальный опыт тесного взаимодействия и выстроили множество новых горизонтальных связей. Во-вторых, участники разработали 21 проект, каждый из которых способен существенно повлиять на жизнь региона в своей сфере. После закрытия кэмпа проектные группы продолжили свою работу, а Агентство стратегических инициатив пообещало всемерную поддержку в реализации их планов. При этом спектр проектов самый широкий: от производства автономных мини-ферм и систем дистанционного мониторинга здоровья до создания «Культурного офшора» — территории свободного творчества и генерации новых идей.
Лидер этого проекта, директор общественной организации «Оффбитс» и молодёжного центра «Пионер» Валентин Работенко, признаётся, что за эти пять дней пережил настоящий катарсис:
— Форсайт — это территория смыслов. Место, где можно улететь далеко в будущее и оставить быт в прошлом. Это очень круто и важно, ведь порой наш быт мешает двигаться быстрее, мы погрязли в мелких проблемах, а тут всё совсем иначе. Мне форсайт перевернул всю «крышу». Я вырос, увидел свою позицию со стороны и сейчас всё меняю. Прежде я думал, что это позиция некого «массовика-затейника», а сейчас понял, что это позиция смыслов и идейности.
В любом случае, как организаторы, так и участники ставропольского форсайт-кэмпа воспринимают его не как интересное, но единичное событие, а как первый этап долгой и плодотворной работы по формированию будущего, в котором хочется жить.
Текст Станислав Маслаков, фото Дмитрий Елшанский