пт, 26 апр.
15:13
Ставрополь
+25 °С, ясно
Эксклюзивы

Работа повышенной опасности

5 апреля 2019, 17:55Статьи
Фото:

Так в официальных поздравлениях называют службу предварительного следствия МВД России. 6 апреля как раз профессиональный праздник полицейских следователей. Но какая их служба в действительности? Об этом агентству «Победа26» рассказал заместитель начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю полковник юстиции Дмитрий Белов

Дело «Юкоса»
В 2006 году Дмитрий Белов предъявил обвинения всей верхушке ставропольского филиала небезызвестной фирмы «Юкос». Нефтяники так намудрили со своей структурой, что следователю пришлось разбираться в витиеватой «схеме» много месяцев.
В крае у «Юкоса» было 228 автозаправок. Ровно столько же зарегистрировано и юридических лиц. Вдумайтесь – 228 обществ с ограниченной ответственностью! Кроме того, в филиал входили еще несколько ООО, занимавшихся бухгалтерским учетом, юридическими услугами, обслуживанием заправок и другими делами. Целая куча организаций, деятельность которых замкнута между собой тщательно продуманными договорами.
И хотя каждая из организаций формально числилась самостоятельным юрлицом, пресловутые договора сводили на нет любую вольность, а шаг влево-вправо был недопустим без соизволения головного предприятия. Схема и создавалась для того, чтобы в рамках этих договоров и в запутанной паутине перечисления денег можно было замылить необоснованные расходы, а также увести в сторону средства по фиктивным основаниям. В общей огромной массе денежного оборота трудно обнаружить, сколько похищено.
Но это Белову стало ясно гораздо позже. Когда разобрался. Голову ломал, исключая одни факты и переосмысливая другие, рисуя в воображении и на листке бумаги возможные комбинации. Не раз оказывался в полнейшем тупике. Начинал сначала. Ход расследования снился во сне. И как-то бах! Все сложилось в мозгу логично выстроенной картиной. Это называют прозрением: - Я еще с детства неплохо играю в шахматы, - обосновывает тягу к решению следовательских задач Дмитрий Владимирович. – В школе легко давались точные науки: математика, геометрия, физика. Есть какой-то необъяснимый, волнующий драйв, когда распутываешь загадку. Вот известно, допустим, факт А, но как вычислить факт Б? По этой цепочке рассуждений идти или по другой? А, может, по десятой? Сотой? Не успокоюсь, пока не найду правильный ответ!
Не успокоился, пока не нашел скрывавшихся несколько лет по лесам-заброшенным дачам бывшего генерального директора ставропольского «Юкоса» и его зама с женой (последние еще и с двумя детьми «путешествовали»). Но главное – полноценному расследованию все это время мешали оставшиеся в филиале «серые мышки».
Правоохранители-то работали по восьми обвиняемым важным фигурантам, и никак не могли взять в толк, кто продолжает вставлять палки в колеса расследования? «Серые мышки» подсовывали полицейским липовые бумажки и уводили в сторону от истины. Вроде и было хищение, но по документам получается, что нет. Скажем, в филиале провели зачет встречных требований с фирмами в Самаре, Пензе, Москве или с теми, что за Уралом. Следователи едут-летят в командировки по всей стране. А там оказывается, что фирмы оформлены на левых «директоров» - маргиналов или слесарей, дворников, когда-то потерявших паспорта… Впрочем, замести все следы ставропольским «заправщикам» все-таки не удалось. Все восемь фигурантов были осуждены.
Дела «обмандольщиков»
Обычно, чтобы разобраться в документах, Белов привлекает к сотрудничеству экономистов-экспертов и бухгалтеров, но и сам долгими часами изучает бумажные кипы. Осваивает очередную смежную профессию. В его работе так – нужно погружаться в исследуемый предмет полностью. Иначе ничего не получится. Этому он учился и в Ставропольском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России, и 18 лет в «школе жизни» - на службе в органах предварительного следствия.
Помнит, как начинал знакомство с преступлениями в экономической сфере. Год 2003-й, в крае тогда резонировали скандалы строительных фирм, оставляющих за собой сотни обманутых дольщиков. В составе следственной группы расследовал уголовное дело, возбужденное в отношении директора ООО «Маяк» Александра Серебрякова. Потерпевших - более 170 человек. «Маяковцы» собирали деньги с дольщиков, создали видимость работы, возведя по одному-два этажа на разных объектах и все. А громадные суммы Серебряков перечислял на фирмы-однодневки. В результате, люди остались без денег и квартир.
В то время в стране алгоритма расследований уголовных дел подобной категории еще не было, практика только формировалась. Это сейчас – пожалуйста, бери образец наработки и вперед! Так вот, нужно было доказать, что Серебряков и иже с ним совершили преступление, а не напортачили по халатности. Следственная группа доказала это в 200 томах уголовного дела и обвинительном заключении в 10 томах.
Главный виновник сел на 11 лет. Потом было еще одно подобное громкое расследование, связанное с обманутыми строительной фирмой «Алеф» дольщиками.
Дело - труба
В конце 2012 года в регионе Кавминвод строилась ветвь водовода от очистных сооружений Кубанского районного водопровода до головной станции в Пятигорске. Рабочие прокладывали по Ставрополью трубы для питьевой воды в курортную зону с ее миллионным населением и санаториями-лечебницами. Делалось это в рамках государственной программы, финансирование федеральное – то есть все серьезно. Основные затраты касались стоимости труб, причем строительство нового объекта по умолчанию предполагает использование нового же материала. Но умельцы-подрядчики одного из минераловодских управлений решили здорово сэкономить. И слово «здОрово» здесь отражает величину, но не имеет отношения к здоровью. Как раз наоборот! Прокладчики купили у ростовской организации, торговавшей в том числе бывшими в употреблении газовыми трубами, вместо новых - старые. Стальные газовые, стоявшие десятилетиями в скважинах и пропускавшие через себя добываемое голубое топливо, особо не изнашиваются. Потому и на вид – вполне ничего, тем более если их подшаманить, придать блеск с помощью пескоструйной обработки. Но разница в цене – ого-го! Примерно 1 к 10. Авось никто не заметит? Заметили. Надежный источник сообщил органам предварительного следствия о хитрой подмене.
Это что ж, происходит наглое хищение госсредств? К тому же такие трубы пропитались радиацией, а речь-то идет о питьевом водопроводе!Дмитрий Белов возбудил уголовное дело:
- У газовиков трубы были еще с 70-х годов прошлого века, поставлялись из Европы, - вводит в курс следователь. – Но ростовчане, вступившие в сговор со строителями из Минвод, в документах писали, что продают новые изделия. Обе фирмы твердо стояли на своем: мы мягкие и пушистые. По официальным бумагам в организациях все выходило чисто, но в действительности… Водители трубовозов признались, что доставляли бывший ранее в употреблении груз с газовых месторождений и складировали его в ангаре ростовской организации, где работало пескоструйное оборудование. А через некоторое время из этого же ангара везли трубы в Минводы. Следователи назначили экспертизу. Естественно, экспертиза заметила радиационный фон. Однако строители продолжали обороняться: мы-то, мол, проложили на участке новые трубы, но они уже успели от земли набраться радиации…
В общем, доказательств не хватало. Тогда сотрудники следственной части обратились к авторитетному московскому НИИ за еще одной экспертизой. Правда, ученые поставили условие: нам нужны образцы старого металлопроката из тех мест, откуда его забирали водители. И вот следователи отбыли в командировки в Мордовию, Нижегородскую область и на Урал. Нашли остатки бывших в употреблении труб, провели допросы, проверили документы, показавшие что это те самые - из одного газопровода. Вырезанные образцы привезли в Ставрополь. Но их же надо было с чем-то сравнить! Да, требовались такие же «кусочки» из уже проложенного строителями участка. Однако минераловодская организация подняла шум: мы тут водопровод строим, а вы нам срываете сроки и ставите под угрозу выполнение постановления правительства края. Прессуете на ровном месте.
Пришлось следователям преодолеть и это противодействие – они таки вырезали образцы и передали их в Москву. Эксперты НИИ дали четкий расклад: все образцы идентичны и сильно «фонят»! Следствие передало уголовное дело в суд, и руководители обеих организаций отправились за решетку.
Дело шпионов
В следующем деле не обошлось без китайцев. Захотелось им обладать такой же технологией, как и одно из крупнейших в стране и мире ставропольских предприятий по выращиванию монокристаллического сапфира. Материал этот используется в изготовлении компьютеров и оптических систем. Даже великая империя Стива Джобса ставит ставропольский сапфир в свои умные часы и делает окошки для фотокамер на смартфонах. Короче, бывший директор по закупкам Александр Шамин создал на предприятии преступную группу, куда вошли трое также теперь уже бывших сотрудников. К слову, все подельники, устраиваясь на производство, в свое время давали подписку о неразглашении коммерческой тайны. Но для них другой материал – денежная банкнота – оказался прочнее, чем чуть ли не самый крепкий на планете кристалл.
Криминальный квартет собрал (украл) электронные файлы, содержавшие конструкторскую документацию – чертежи оборудования для выращивания монокристалла сапфира. Затем Шамин вывез всю информацию в Китай, чем причинил ставропольскому предприятию многомиллионный ущерб.
Следователи – отличные психологи, а потому после очередной беседы с одним из подозреваемых получили не только его согласие сотрудничать, но и подробный рассказ о деталях замысла. Так что все носители коммерческой тайны понесли заслуженное наказание. Разве что китайцев наказание не коснулось.
Дело «колхозников»
Как говорит Дмитрий Белов, организованная преступность в крае хоть и сохранила традиционную структуру – есть общеуголовная и экономическая – но та, что совершается в сфере экономики, в последнее время превалирует. Сейчас готовится к направлению в суд уголовное дело в отношении предпринимателя из Советского района (имеющего двойное гражданство – России и Канады) Имали Надуева. Он находится в международном розыске. Причем Надуев уже заочно осужден за организацию ряда заказных убийств и причинение тяжких телесных повреждений. Но теперь следствие завершает расследование экономической компоненты его деятельности, многоэпизодной, сложной и запутанной.А неделю назад следственная часть направила в суд уголовное дело в отношении соучастника Надуева, члена преступной группы, участника рейдерских захватов и по совместительству конкурсного управляющего Александра Шмидта. Он скрывался за границей, однако в прошлом году его удалось экстрадировать в Россию.
По словам Дмитрия Белова, преступная группа в начале 2000-х годов создала на Ставрополье представительство крупной канадской компании, производящей сельхозтехнику. Комбайны сдавались местным земледельческим предприятиям в аренду и, кроме того, представительство помогало крестьянам убирать урожай. Нужно заметить, что в те годы еще было немало сельхозпредприятий с государственной собственностью. Так вот пособники Надуева завышали объемы собранных ими зерновых, загоняя колхозы в долги. А тем ничего не оставалось как расплачиваться имуществом. Группа поглощала государственные предприятия, элеваторы и колхозы, покупая их по бросовой цене. Его дело
Кроме того, следственная часть борется с фальшивомонетничеством (ежегодно в суд направляются 2-3 уголовных дела по краю), телефонным мошенничеством, разбоями и грабежами, совершенными организованными преступными группами. Труд колоссальный – что интеллектуальный, что моральный:
- Вот иногда чувствую обман, а не пойму, где он - настолько все спрятано, - делится «механикой» следственной работы Дмитрий Белов. – И тут уж принципиально хочу опровергнуть чью-то лживую честность и доказать обратное. Но главное в другом: когда кто-то делает недоброе по отношению к людям – ты вступаешься, потому что не можешь иначе.
 
 
Фото автора и из архива Дмитрия Белова:1). Дмитрий Белов.2). На присяге в Ставропольском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России 30 сентября 1995 года.3). Второкурсник Дмитрий в наряде на КПП. 1997 год.