Тема дня: Убийцы экс-главы «Роснефти» получили 38 лет на двоих

«Ставропольская акционерная»: взлёт и падение первой авиакомпании края

08.02.2018, 17:56 Ставропольский край
Вместе с развалом Советского Союза развалился и национальный перевозчик «Аэрофлот». Крупнейшая в мире авиакомпания распалась на сотни авиаперевозчиков, в которых превратились теперь уже самостоятельные авиаотряды из регионов. Одним из таких перевозчиков и стала «Ставропольская акционерная авиакомпания», канувшая в лету в начале 2000-х. В недолгой истории некогда одного из крупнейших авиаперевозчиков Юга России разобрались журналисты «Победы26».

Советский период

Говоря о «СААК», нельзя не упомянуть Ставропольский объединённый авиаотряд, на основе которого и была создана авиакомпания. Свой авиаотряд в Ставрополе был образован в 1964 году, а уже 20 лет спустя ежегодный пассажиропоток в ставропольском аэропорту превышал 200 тысяч человек в год. По состоянию на конец 1980-х годов, из краевой столицы можно было улететь в 51 город СССР, в том числе в населённые пункты Азербайджана, Грузии, Армении, Туркмении, Казахстана, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Молдавии, на курорты Крыма и Черноморья.

Активно развивались в советское время и местные воздушные линии. Почти в каждом городе края был свой аэродром с грунтовой взлётно-посадочной полосой, позволявший принимать небольшие самолёты. Зеленокумск, Будённовск, Курская, Арзгир, Благодарный, Пятигорск, Минеральные Воды, Дивное, Нефтекумск — все эти населённые пункты были связаны со Ставрополем воздушными линиями. Летали на этих маршрутах 12-местные самолёты Ан-2, известные в народе как «кукурузники».

После развала

В 1992 году советский «Аэрофлот» прекратил существование. Тогда же на Ставропольский объединённый авиаотряд и городской аэропорт были приватизированы и превратились в «Ставропольскую акционерную авиакомпанию». Уже в феврале 1993 года аэропорт получил статус международного, после первого рейса в Трабзон, выполненного на самолёте Ан-24.

С тех пор «СААК» активно приступила к экспансии на рынок международных авиаперевозок, с каждым годом увеличивая количество направлений. Уже к середине 90-х годов выполнялись рейсы в Прагу, Варну, Римини, Салоники, Бургас, Закинтос, Шарджу. Пользовались популярностью и полёты в сирийский Алеппо, рейсы сюда выполнялись дважды в неделю. На чартерной основе самолёты «СААК» летали в Индию, Пакистан, Китай и Южную Корею.

Но главным зарубежным направлением для авиакомпании оставалась Турция. В 1993 году «СААК» открыла здесь два своих представительства: в Стамбуле и Трабзоне. География полётов из Ставрополя в турецкие города была довольно широкой: Трабзон, Анталья, Самсун, Стамбул.

«Ставропольская акционерная авиакомпания» активно выполняла пассажирские перевозки из аэропорта краевого центра не только за границу, но и по России. В географию полётов авиакомпании на внутренних линиях входили Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Саратов, Воронеж, Краснодар, Новосибирск, Красноярск, Магадан и даже Петропавловск-Камчатский.

Авиакомпания старалась развиваться и в сфере грузоперевозок, для этого часть лётчиков была переучена для полётов на тяжёлом транспортном самолёте Ил-76. Однако по ряду причин получить эти транспортники не удалось и в будущем «СААК» продолжила перевозить грузы на более лёгких Ан-24 и Ан-26.

Постепенно авиакомпания начала увеличивать парк самолётов, вводя в эксплуатацию новые типы воздушных судов. Уже в 1994 году «СААК» получила первый самолёт Ту-134, а с 1995 году в парке появились первые Ту-154, что позволило значительно расширить географию полётов. Своей ливреи (то есть уникального окраса самолётов) у «Ставропольской акционерной авиакомпании» не было. Самолёты «СААК» летали в старой ливрее «Аэрофлота»: белый фюзеляж с нарисованными вдоль синими полосами.

За границей

Самолёты «Ставропольской акционерной авиакомпании» летали не только на территории России. Несколько ставропольских Ан-24 по контракту были отправлены в Африку, где выполняли полёты между местными странами, перевозя пассажиров и грузы. Ставропольские лётчики успели побывать в Эритрие, Эфиопии, Йемене, Джибути, Конго, Гане, Зимбабве, Судане, Египте, Кении, Танзании. Помимо стран Африки ставропольские самолёты выполняли внутренние рейсы на территории Турции, а также летали по весьма популярному в то время маршруту Трабзон – Сочи.

Работали в Африке и вертолётчики «СААК», выполнявшие миротворческие миссии в Сомали по контракту с ООН. В условиях гражданской войны, пилоты Ми-8 перевозили гуманитарные грузы, лекарства, раненых, а также патрулировали территорию. Позже ставропольские экипажи приступили к выполнению и других задач. В ЮАР они тушили пожары, а в Гималаях работали на склонах Эвереста, перевозя грузы в труднодоступные места горной цепи.

 

Катастрофа под Черкесском и закрытие авиакомпании

18 марта 1997 года Ан-24, выполнявший рейс из Ставрополя в Трабзон, потерпел крушение под Черкесском. Летевший на высоте 6 километров самолёт рассыпался в воздухе. Погибли 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Комиссия, расследовавшая причины авиакатастрофы, пришла к выводу, что Ан-24 разбился из-за некачественного техобслуживания. Разбившийся самолёт несколько лет летал в Африке, где в условиях местного климата у него началась сильная коррозия фюзеляжа. При прохождении очередного ремонта трещины в хвостовой части самолёта закрыли накладками, а когда следы коррозии появились вновь — их попросту закрасили. В итоге во время болтанки над территорией Карачаево-Черкесии у лайнера оторвался хвост.

С крушения Ан-24 начался закат «Ставропольской акционерной авиакомпании», которая увязла в череде судебных разбирательств. Отразились на работе авиакомпании экономический кризис 1998 года и последовавший за ним дефолт. В декабре 1998 года авиаперевозчик прошёл реорганизацию, став закрытым акционерным обществом. В 1999 году приватизацию ставропольского аэропорта признали незаконной и воздушная гавань вернулась в собственность края.

На фоне экономических проблем количество рейсов «Ставропольской акционерной авиакомпании» продолжало сокращаться, а объёмы выручки — падать. 28 декабря 2000 года сертификат эксплуатанта у авиакомпании был аннулирован и перевозчик прекратил полёты.

 

Городская среда
Отдых в палатке: куда ехать и что с собой брать В Ставрополь уже пришла летняя жара, а точнее духота, в которой сложно жить и работать. Подходящим способом сбежать от городской суеты будет поездка с палаткой на природу. Благо Ставропольский край расположен так, что найти место для отдыха не составит труда. А куда именно ехать ночевать в спальниках и что включить в список обязательных вещей — расскажет «Победа26».
Если бадминтон надоел Мы сделали подборку необычных, но доступных каждому занятий, которые украсят выход на природу и способны изменить всю вашу жизнь
На машине в Грузию Как покорить Колхиду своим ходом и не испортить себе поездку
Превращение пакетов в тротуарную плитку: нюансы переработки мусора в Ставрополе Неподалёку от хутора Нижнерусскии действует мусороперерабатывающий комплекс. Здесь работают самосвалы регионального оператора по обращению с ТКО «Эко-Сити». На полигон свозят мусор, которому дают вторую жизнь.
«На работу на велосипеде! – Ставрополь». Инструкция к применению Всероссийская акция «На работу на велосипеде» стартует 18 мая. Рассказываем, где, как, а главное – зачем это нужно Ставрополю.
Живи весной: как Ставрополь встречал участников Всероссийской студвесны Краевая столица впервые принимает масштабное мероприятие, которое соберёт около двух с половиной тысяч студентов со всей России. Корреспонденты «Победы26» встретили участников студенческой весны и посмотрели, какие развлечения ждут их в городе.
Ставрополье окрашивается в цвета студвесны В Ставрополе 15-го мая стартует 26 Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна», который продлится три дня и соберёт более 2,5 тысяч студентов со всей страны. Первые участники уже начали приезжать в краевую столицу, а «Победа 26» пообщалась с руководителем исполнительной региональной дирекции форума Николаем Головиным о том, что ждёт конкурсантов и жителей Ставрополя в эти дни.
Мама — профессия или призвание? В Международный день матери корреспондент «Победы26» встретилась с одной из многодетных мам Ставрополя, чтобы поздравить с праздником и узнать, с какими трудностями сталкиваешься, когда воспитываешь дочь и троих сыновей разных возрастов.
Как выжить, если за окном - аллергия Лето – не для всех радостная пора. Аллергики в это время года запасаются носовыми платками, каплями для носа и глаз, антигистаминными или вовсе планируют уехать куда подальше. Корреспондент информационного агентства «Победа26» выяснила, чего опасаться ставропольцам и как сегодня лечат поллиноз.
«А не спеть ли мне песню?» 9 мая — это не только один из самых главных российских праздников, но ещё и День уличных музыкантов.
Их память навсегда останется с нами 9 мая редакция «Победы26» решила рассказать истории своих дедов и бабушек, которые в годы Великой Отечественной войны сражались на фронтах, трудились в тылу и так или иначе приближали День Победы.
Илья Чёрт: «Доброта важнее интеллекта» В Ставрополь впервые за 20 лет существования группы «ПилОт» приехал её лидер Илья Чёрт Кнабенгоф с квартирником. «Победа26» поговорила с ним о его жизненных взглядах, фанатиках, сектантах, политике, о том, что он может простить другим и себе, о рэпе и современном русском роке.