вт, 31 янв.
00:50
Ставрополь
+1 °С, ясно
Эксклюзивы

Песнь Сарматского моря

22 августа 2018, 15:48Статьи
Фото:

Керамист Анна Багдасарова об истоках творческого начала, цене ручного труда, ремесленниках Ставрополья и предстоящих творческих проектах.

От увлечения к призванию
Анна – профессиональный фотограф, художник-постановщик театра и кино, декоратор и керамист. До увлечения глиной у неё была своя фотостудия, в которой помимо фотосессий проходили театральные постановки, различные мастер-классы и курсы по гончарному делу и керамике.
– Меня завораживает ручной труд. Любой. Ведь лишь благодаря ручному труду слово «творчество» раскрывается в полной мере. Создавая что-либо собственными руками, продумывая детали, отсекая лишнее, мы по-настоящему творим, создаём, созидаем. Я пробовала себя в живописи, декоре, флористике… Даже во время готовки мне кажется, что я должна стремиться к созданию произведения искусства. Но именно работа с глиной стала для меня не просто основным увлечением, а новым призванием, – делится Анна, – Разумеется, получалось не сразу. Но в этом и смысл. Надо набить руку, накопить опыт, почувствовать, прежде чем понять, что это твоё. После курсов, которые проходили в моей студии, я решила сделать собственную мастерскую у себя дома, где позже стала проводить мастер-классы.
Обожжённая глина – это один из самых долговечных материалов, известных в мире. Именно вечность, заключённая в материал, получивший форму, больше всего привлекла Анну. В керамических изделиях разных культур, в формах, в узорах, цветах, прослеживается эволюция их быта, их история и уклад жизни. По словам Анны, керамика – это нечто, впитывающее в себя пласты истории и уходящее в истоки человечества.
– Как фотограф я часто снимаю заводы, комбайны, стройки, поэтому во мне сочетаются искренняя любовь к искусству и тяга к масштабному промышленному производству. Второе, возможно, противоречит ценностям ручного труда, но моя цель – поиск золотой середины в этих двух разных направлениях.
У себя дома Анна проводит встречи и мастер-классы для людей, которые также хотят научиться работать с керамикой. В их числе представители совершенно разных профессий и сфер деятельности.
– В любом человеке, независимо от его профессии, заложено творческое начало и тяга к прекрасному, а тактильные ощущения – это одна из основных систем восприятия мира человеком. Поэтому работа с глиной может развить в любом человеке ранее незнакомые ему чувства и эмоции. Если человек даст этому выход, то потом просто не сможет остановиться.
Не меньший интерес вызывает психологическая сторона процесса. Работа с глиной – это отличная возможность дать выход негативным эмоциям.
– Глина впитывает все, забирает боль и переживания. Когда ты разогреваешь её руками, начинаешь придавать ей форму, сосредотачиваешься, появляется чувство уединения с собой и продуктом твоего творчества, ощущение внутренней гармонии и спокойствия.
Бизнес или творчество?
На сегодняшний день ремёсла возрождаются в современном мире, как новые веяния моды. Всегда были и остаются истинные ценители ручного труда, но их не так уж и много. Анна Багдасарова, говоря о масштабном производстве своих изделий, хочет пробудить интерес к ручному труду среди всех слоев населения. Просвещать, показывать, вводить продукты различных ремёсел в быт.
– Речь идет не о том, чтобы полностью вытеснить с рынка вещи, которые можно легко купить в магазинах или заказать на просторах Интернета. Это было бы глупо и непрактично. Я говорю о том, что в каждой семье необходимо приучать детей ценить ручной труд. Особенно, сопряжённый с творчеством. Половина посуды в нашем доме сделано мной. В Ставрополе есть множество мастеров самых разных ремёсел: от работы по дереву в рамках недорогой сувенирной продукции до мастеров по коже, которые уже вышли на уровень модного бренда сумок, кошельков, ремней, браслетов… Посуда, одежда, сумки или игрушки – не важно. Наши предки делали всё сами, поэтому ручной труд в современном мире также может помочь чувствовать людям связь с прошлыми поколениями, ощущать себя частью истории.
Анна считает важным популяризировать культуру ручного труда не только в производстве какой-либо продукции, но и в благоустройстве городов. Витражи в зданиях, керамические плиты с орнаментом, скульптуры на улицах – всё это поможет людям преобразить свой город и вместе с тем приобщиться к культурам прошлого.
– Раньше ведь создавали дома, которые чём-то отличались от других, имели определённое художественное решение. В Ставрополе очень много мест, которые можно и нужно должным образом обрамлять. Но подход должен быть целостным. То есть, следует не просто реставрировать отдельные дома, а делать вокруг них особые ансамбли из дорожек, клумб, лавочек и многого другого.
Кстати, керамика из-за своей долговечности и износостойкости может применяться где угодно. Ею можно облицовывать городские фонтаны, ступеньки, барельефы. Ставрополь отличается своей уникальной атмосферой, основанной на соседстве различных культур и разных исторических истоках. Это делает город самобытным, а жизнь в нём – спокойной и размеренной. Анна уверена, что это необходимо красиво оформить и грамотно подать.
Легенды Сарматского моря
Одно из направлений деятельности Анны – популяризация керамики и других ремёсел. Совместно с художниками и краеведами она занимается разработкой проекта, который должен объединить различные сферы ручного труда в единую концепцию с общей узнаваемой стилистикой.
– Если ты едешь из Ставрополя в другой город к друзьям и хочешь привезти им в подарок ставропольский сувенир, что ты возьмёшь? Самый популярный ответ – «Стрижамент», потому что это наши травы и уникальная рецептура. Или везём характерные для северо-кавказских народов продукты: бастурма, суджук, вяленая хурма. Это беспроигрышный вариант. Но есть ли у нас несъедобная узнаваемая сувенирная продукция? Мы хотим разработать концепцию сувенирных вещей, уникальных по стилю, истории, форме, культурной и эстетической значимости, которые бы стали символами Ставрополья.
Концепция проекта уходит глубже, чем история человечества. Основой для общей стилистики взято историческое Сарматское море.
– Говорят, что в Ставрополе не хватает моря. Да мы живем на дне огромного моря, чьи берега простирались от нынешней Западной Европы и до стран Центрального Востока. Эта платформа поможет людям разных стран ощутить, что всех нас что-то объединяет. Что-то древнее, неизведанное, могучее и вневременное. Мы работаем с историками, с краеведами, сами изучаем доступную литературу, чтобы концепция нашего представления о мире опиралась на научные факты, при этом оставляя безграничную свободу творчества для ремесленников.
Участники проекта берут в основу скифо-сарматские элементы, символьно-знаковую систему разных народов, которая складывается по единым принципам. Она обозначает понятия, которые нас окружают. Это может быть что угодно – начиная от солнца, ветра, стихий, явлений природы, и заканчивая различными сюжетами. Исторические факты пропускаются через призму воображения, мифологическая разработка образов получает художественное развитие, благодаря чему Легенды Сарматского моря будут содержать в себе новое прочтение древних учений, знаний, взглядов и событий. В итоге это найдет своё отражение в авторских изделиях ремесленников.
– Всё это адаптируется под стилистику, которую мы хотим показать в своём проекте. Главная задача – создание качественной узнаваемой сувенирной продукции ручной работы, которая будет ассоциироваться со Ставропольем.
Сколько стоит творчество?
Последние полтора года Анна занимается керамикой. Это кропотливый труд и для того, чтобы вещи не теряли уникальность, но при этом носили серийный характер, художница больше полугода осваивала шликерное литьё. Шликер – жидкая глина, которая отливается по гипсовым формам. Это нужно для того, что свобода творчества автора проявлялась в большей степени в узорах и цветах, сохраняя единство формы изделий.
– Иногда звонят люди, которые просят сделать целый сервиз за пару дней. Это невозможно. Изготовление керамики подчинено сложным технологическим процессам.
Время создания одного изделия зависит от многих факторов. Процесс может длиться от двух недель до нескольких месяцев. Изготовление гипсовых форм, формовка изделий, сушка, утельный обжиг, покрытие глазурями, второй обжиг… а если надглазурная роспись или золочение, то и третий. Тем не менее, вопрос «почему так дорого?» Анна слышит регулярно.
– Ручная посуда – это не дёшево. Тем более, если рассматривать керамическое изделие как арт-объект или предмет украшения интерьера. Тут очень важна культура понимания стоимости изделия, из каких компонентов она складывается – физический труд, талант, время, долгие эксперименты, не говоря уже о затратах на материалы, оборудование, инструменты и электричество. В Ставрополе это понимание находится пока в зачаточном состоянии.
Культура оценки ручного труда очень важна. Анна надеется, что в Ставрополе она сформируется в пользу мастеров, которые сейчас часто работают по принципу «лишь бы отбивались материалы». Но даже это позволить себе может далеко не каждый.
Полина Сидоркова.