пт, 03 фев.
03:39
Ставрополь
-5 °С, ясно
Эксклюзивы

Дети дождя

30 марта 2019, 13:39Статьи
Фото:

В преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается 2 апреля, корреспондент «Победы26»пообщалась с медицинским психологом Юлией Барабановой и узнала об этом расстройстве и его особенностях.

Что такое аутизм?
Аутизм — расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.Основными признаками заболевания является выраженная недостаточность или полное отсутствие стремления к контактам с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоциональных реакций к близким, вплоть до полного безразличия к ним, недостаточная способность дифференцировать неодушевлённые предметы, животных, людей, недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, боязнь всего нового и стереотипное поведение.
По данным ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы № 1, аутизмом в нашем регионе страдает 1 ребёнок из 10 тысяч. Такой показатель соответствует общемировым значениям.Анализ данных по уровню заболеваемости среди детей в 2018 году показал, что каждый двухтысячный ребёнок в Ставрополеимеет диагноз «детский аутизм».Также отмечается, что с 2016 по 2018 год уровень заболеваемости детским аутизмом в краевой столице вырос в 1,5 раза, а по региону – в 1,3 раза.
Как распознать аутизм?
Аутизм как правило выявляется в возрасте до 3-х лет. В одних случаях, первые проявления детского аутизма обнаруживаются уже в грудном возрасте, когда у младенца тсутствует «комплекс оживления» при контакте с матерью, дети остаются вялыми когда их берут на руки. В других случаях, ребёнок нормально развивается до определённого возраста, чаще до 1,5 лет, после чего наблюдается распад речи, регресс поведения с утратой ранее приобретённых навыков. В третьем варианте, дети обращают на себя внимание тем, что говорить они начинают раньше, чем ходить, в речи употребляют обороты нехарактерные для данного возраста. Причины возникновения многофакторные. Разные формы имеют различные причины и механизмы развития.
«Зачастую родители рассказывают, что в какой-то определённый момент замечают у своего малыша регресс. И детки, развивающиеся нормально, потом начинают регрессировать, забывать свои речевые навыки, игровые интересы», — отметила психолог Юлия Барабанова.По словам специалиста, к симптомам аутизма можно отнести снижение способности к установлению эмоционального контакта и коммуникациям.Дети могут не проявлять интерес к своим сверстникам и совместным играм со взрослыми. Они к этому не стремятся.
Ещё к данному списку можно отнести стереотипность в поведении, движении, речи и образе жизни. Например, когда нравятся только определённые книжки, игрушки, ребёнок вокализирует одни и те же звуки, произносит одни и те же слова, ест только из одной посуды и так далее.Кроме того, одним из симптомов аутизма является задержка речи: невозможность произносить звуки либо речевая ограниченность.Это происходит из-за задержки формирований структур головного мозга и поэтому речевые отделы могут быть плохо развиты. То есть ребёнок не разговаривает не потому, что не хочет, а потом что не может.Соответственно у него происходит нарушение понимания и обработки речевой информации, а это влияет на развитие интеллекта.
Четыре группы детского раннего аутизма
Классификация принадлежит доктору психологических наук Ольге Никольской.
К первой группе относятся дети с самыми грубыми нарушениями. Для них характерно полевое поведение: они могут бегать, падать, кувыркаться, залезать на стулья, стол, не реагировать на предлагаемые игрушки и обращённую к ним речь. У таких детей практически нет потребности во взаимодействии со своими сверстниками. Они постоянно совершают стереотипные движения. У них плохо развиваются навыки самообслуживания.
Ко второй группе относятся дети со штампованной речью, наполненной эхолалиями —это неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Такой ребёнок в привычной для него среде более открытый и направлен на общение. Посещение новых мест и отклонения от привычного образа жизни для них травматично.
Дети из третьей группы стремятся и проявляют любопытство к взаимодействию с другими. Однако диалог им поддерживать сложно. Они могут взаимодействовать со своими сверстникамина простом элементарном уровне, выдерживать очень простые правила игры. Их вербальное общение строится на произношении рекламных роликов, заученных песенок и стихов.Диалог возможен при настойчивости взрослого.
Четвёртая группа —робкие, пугливые, рассеянные и ранимые дети. Их пугает контакт со сверстниками. Они способны к произвольному поведению, то есть сознательному. Для них доступно выполнение простых и сложных инструкций: «Принеси мне зелёную книжку, которая лежит на полке». Они могут легко освоить самообслуживание. В речи присутствуют эхолалии и стереотипные фразы, но с ними возможно контактировать при настойчивости взрослого. Как правило, эти дети сторонятся взаимодействия со своими сверстниками.
Ответить на вопрос смогут ли дети с аутизмом посещать обычный детсад и школу непросто. Как отмечает медицинский психолог Юлия Барабанова, каждый случай индивидуален.
«Всё зависит от того, как ребёнок может выдержать требования того или иного учреждения. Однозначно сказать очень сложно, всё индивидуально и нужно учитывать эти нюансы», — отмечает специалист.
О существующих методах лечения и коррекции аутизма
Лечение таких детей имеет несколько составляющих, к основным, можно отнести медикаментозное лечение и психокоррекцию. Что из этих методов будет превалировать, решается индивидуально.Медикаментозное лечение направлено на развитие речевых центров, на нормализацию поведения. Также на практике используют психологические и педагогическиеметоды коррекции. В лечении используютсядополнительные методы, такие как общение с животными (ипотерапия, дельфинотерапия, канистерапия), диетотерапия (безглютеноваяи безказеиновая), электоростимуляция (микрополяризация), томатис-ауди-вокальная тренировка.
Выделяют три основных подхода в психокоррекции:поведенческая, игровая терапии и нейрокоррекция.
Поведенческая терапия направлена на обучение ребёнка необходимым навыкам. Например, навыкам самообслуживания. Здесь работают над устранением сложностей в поведении.
Игровая терапия нацелена на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Нейрокоррекциянеобходима, чтобы устранить любые двигательные нарушения у ребёнка с аутизмом, гиперактивность, научить его концентрировать внимание. Также сюда можно отнести сенсорную интеграцию: это работа со своими ощущениями, ощущениями своего тела, ощущением своего тела в пространстве.
Юлия Барабанова отмечает, что, к сожалению, деток с аутизмом вылечить нельзя, но можно скорректировать и научить их жить в этом мире.
«Лучше применять любой метод в лечении и коррекции, чем не применять ничего совершенно», — подчёркивает медицинский психолог.
Родителям, чьим детям поставили диагноз «аутизм», Юлия Барабанова советует понимать своего ребёнка. Сделать они это смогут только тогда, когда не будут проявлять выраженную гиперопеку.
Очень часто взрослые допускают такую оплошность и делают всё, чтобы их малыш не расстраивался, не плакал. В таком случае не будет ситуаций, в которых бы ребёнок смог развиваться. Родителям необходимо искусственно создавать условия, в которых малыш смог бы попросить покушать, достать игрушку или включить мультик. Таким образом будет быстрее происходить развитие навыков и способностей ребёнка. Но самое главное — это любить и трепетно относиться к своему чаду.
 
Текст: Ольга Дьякова
Иллюстрации: Полина Тарасенко