ср, 09 окт.
21:41
Ставрополь
+17 °С, ясно
Эксклюзивы

Сергей Безруков: эпатировать публику легко, но ради чего?

27 мая 2019, 17:47Статьи
Фото:

В Железноводске стартовал Международный кинофестиваль «Герой и Время». Среди звёздных гостей — актёр театра и кино, театральный режиссёр, продюсер, сценарист Сергей Безруков. Корреспондент Победы26 пообщалась с артистом о будущем отечественного кинематографа, ЕГЭ и осознанном подходе к работе.

— Сейчас в регионах стараются развивать кинематограф. Какие фильмы пользуются популярностью, и как обстоят дела с авторским кино?
— Помимо зарубежных блокбастеров в российском прокате активно поднимаются и пользуются успехом темы спорта и Великой Победы. Понятно, что бюджеты не такие, как у зарубежных картин. Но то, что в качестве героев выбирают примеры из нашего прошлого, — это правильно.
Мы с женой сейчас пробуем сложный у нас в России жанр — «авторский мейнстрим». Такие картины проще посмотреть в интернете, чем в кинотеатре. Когда шёл наш фильм «После тебя», зрители писали, что в некоторых городах его вообще не было. А в тех, где был, крутился в очень неудобное время — либо в восемь утра, либо в два ночи. При этом я знаю продюсеров, которые создали целую систему по прокату авторского кино и у них получается зарабатывать. Яркий пример — фильм «Довлатов».
— То есть будущее за интернетом?
— То, что будущее за интернетом, мне кажется, уже данность. Но массовое кино всё-таки надо показывать на больших экранах. Я тоже за это выступаю. Например, в нашем с женой фильме «Заповедник», который снимал Сергей Трофимов, потрясающая картинка. Мы создали такой прекрасный пушкинский мир заповедника: когда смотришь на большом экране, на тебя обрушивается атмосфера этих красок. Как люди воспринимают это на маленьком экране, я не знаю.
— Что в итоге — кинотеатры будут отмирать?
— Думаю, нет. Кинотеатры всё равно останутся, потому что это индустрия развлечений. Другое дело — насколько будущие фильмы будут нас не только развлекать, но и обучать, заставлять о душе подумать, поразмыслить о бренности существования. Эпатировать публику легко, но ради чего?
— Режиссёры стали снимать хуже?
— Ни в коме случае. Посмотрите, какие молодые режиссёры у нас талантливые, а какая потрясающая киношкола! Все фильмы, которые я смотрел на «Кинотавре» в 2018 году хороши. Ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов в этом году взял в Каннах приз в номинации «Особый взгляд» за лучшую режиссуру. А ему всего 27 лет!
У молодых ребят и девчонок, которые сегодня снимают, свой потрясающий современный киноязык. Вопрос в том, как они себя позиционируют в этом мире. Если тебе плевать на то, как себя чувствуют зрители, выходя с сеанса, если ты нигилист, то ты очень опасный художник. Что ты можешь дать людям, особенно тем, которые ещё не определились?
Сейчас 90 процентов выпускников не знают, кем хотят стать. Это чудовищно, это наша недоработка. А ещё недоработка нашей системы образования. Взять, к примеру, ЕГЭ. Когда мои дети пойдут в школу, я серьёзно подойду к этой проблеме. Уже пора выходить с транспарантами на улицу и выяснять, что происходит с образованием.
— Вы говорите, что люди должны выйти с транспарантами из-за ЕГЭ. Но у нас принимаются такие законы, что даже за репост могут посадить. Так как же художники могут ответить власти?
— Всё возможно на самом деле. Например, ты врач. Ты можешь хорошо лечить? Можешь? Лечи. У тебя образование хорошее? Так себе? Ну, так учись хорошо. Ведь даже сейчас, когда мы выбираем врача, мы всё ещё ищем тех, кто старой школы, иначе залечат так, что помрешь. И с зарплатами сейчас проблемы. Вот дети и мечтают о том, чтобы пойти в правоохранительные органы, стать чиновником или блогером. Господа, вы сделайте так, чтобы молодой человек, который хочет стать геологом, мог заниматься любимой профессией и при этом кормить семью.
— Ответственность за это на правительстве лежит? Ведь художники сами находятся в такой ситуации, что проходится просить денег на фильмы.
— Безусловно, да. Но все равно художник должен спрашивать, что он может сделать, освещая ту или иную проблему, ставя спектакль. Он должен смотреть, с какой стороны подать тему, о чём задумается зритель, с каким настроением выйдет из кинотеатра. На художнике большая ответственность.
— Что можете пожелать кинофестивалю «Герой и Время» в Железноводске?
— Я желаю, чтобы он стал очень заметным среди многочисленных кинофестивалей нашей страны. Стал бы зеркалом российского кинематографа и мирового в целом. Но только не кривым, а реально отражающим действительность.
Напомним, Международный кинофестиваль «Герой и Время» продлится до 2 июня. Среди его авторов Сергей Пускепалис, Эдуард Бояков, Вадим Горяинов, Захар Прилепин, Алёна Сычёва. Мероприятие проводится в Железноводске при поддержке правительства Ставропольского края и губернатора Владимира Владимирова.  
 
Фото: Эдуард Корниенко/ИА «Победа26»
Иллюстрации: Сергей Лычак