пт, 03 фев.
03:01
Ставрополь
-5 °С, ясно
Эксклюзивы

Как сделать Ставрополь мечтой перфекциониста

12 ноября 2019, 12:53Статьи
Фото:

Челябинский урбанист рассказал о преимуществах краевой столицы и о том, что ей мешает стать ещё лучше

В Ставрополе прошёл гражданский форум «Вместе», призванный наладить взаимоотношения между городскими сообществами и властями, а заодно сформировать представления о том, куда нам развиваться и что исправить в своей жизни. Секцию урбанистики возглавил челябинский архитектор Лев Владов, который входит в российский топ-100 архитекторов и точно знает, как сделать город идеальным.
Свой мастер-класс он посвятил эстетике городской среды, но одной ею не ограничился. Город — это сложная система, в которой всё взаимосвязано и нет чего-то маловажного. Но несмотря на то, что это тоже по-своему точная наука, многие, включая власти и застройщиков, воспринимают эту сферу интуитивно и как нечто второстепенное. В погоне за реализованными проектами, соблюдением ГОСТов и освоением бюджетов, они отмахиваются от профессионалов и недовольных горожан, зачастую напоминая, что на вкус фломастеры разные и всем не угодишь.
«Наши улицы контролируют не архитекторы, а юристы с палками. Проще говоря, ГИБДД, которая завешивает каждый перекрёсток всё более пёстрыми знаками вместо того, чтобы просто снизить разрешённую скорость движения в городах и следить за соблюдением правил водителями. Статистика показывает, что нынешние меры неэффективны, но вместо того, чтобы обратиться к европейскому опыту, мы ищем какой-то свой «особый путь», которого на самом деле нет и не может быть», — посетовал Лев Владов.
Между тем, вкус либо есть, либо его нет. И если нет, то его можно и нужно воспитывать как у жителей города, так и у тех, кто принимает ответственные решения. Для этого существует целая область знания — эстетика, и она не столь оторвана от жизни и индивидуальна в восприятии, как это принято считать.
В качестве одного из примеров он привёл Тифлисские ворота и находящийся в квартале от них памятник Никифораки с колоннадой. В первом случае несмотря на то, что это новодел, но выполненный по первоначальным эскизам, мы получили живописную локацию и во всех смыслах уместное сооружение. Во-втором — памятник сам по себе неплох, но колоннада всё портит. Просто потому, что она непропорциональна. Античные сооружения, которыми вдохновлялись ставропольские архитекторы, строились не по принципу «как Зевс на душу положит», а в согласии с правилами, созданными на основе долгих наблюдений за природой. Именно она выступает не просто источником вдохновения, а образцом идеальной красоты и гармонии. Каждое живое существо красиво хотя бы потому что выжило. Эволюция отсекла всё лишнее и достигла самой правдивой формы.
И это — одно из фундаментальных правил городской эстетики: красиво — значит, честно. Любой великий архитектор легко объяснил бы каждый штрих в своей работе, от выбора материалов и пропорций до любого мельчайшего декоративного элемента. Просто потому, что форма должна быть подчинена функциональности конструкции, а любые украшения должны быть оправданы.
У нас, увы, зачастую занимаются именно «украшательством». Ставят лавочки с завитушками и декоративные заборчики, которые совершенно не вписываются в окружающий пейзаж и выглядят не красиво, а «дорого-богато».
Пик этого мракобесия пришёлся на «сытые» нулевые, когда у бизнеса появились деньги, но в месте с ними не возникло из ниоткуда чувство вкуса. Архитекторы называют этот период «Эпохой капиталистического романтизма», изуродовавшей многие города постсоветского пространства. Застройщики увлекались новыми материалами и играми с формой, не задумываясь о содержании, и в итоге выходило очень «мусорно».
Особенно это заметно в новодельных «закосах под старину», когда элементы классики пытались соединять с модерном, прямые линии с округлыми формами, а в качестве контрольного выстрела — фасад из керамогранита. Между тем, правила тут просты. Новый стиль среди старого всегда выглядит хорошо (достаточно вспомнить исторические центры европейских городов, в которых современные здания лишь подчёркивают красоту), а вот наоборот — всегда плохо. Потому что строить надо в соответствии со своей эпохой, а не пытаться имитировать старину или, наоборот, «омолаживать» старые здания и памятники. В качестве примера он привёл монумент будённовцу, который хорош во всех отношениях, но зачем-то был покрашен коричневой краской, которая скрыла всю прелесть стареющей бронзы. Аналогично — монумент у Вечного огня. Его выкрасили серым, спрятав всю мощь и выразительность материала, выбранного советскими скульпторами не просто так.
Но в целом Ставрополю, по словам Льва Владова, ещё повезло. «Галерея» и Ангел-Хранитель на неуместно глянцевой стеле во многом компенсируются итоговым дизайном Александровской площади. А, к примеру, реконструкция проспекта Юности, ему понравилась решительно всем, включая выбор плитки для мощения. А вот знаменитый ставропольский пёстрый узор он не оценил: говорит, что самым ярким элементом любого городского пейзажа должна оставаться природа.
Её в Ставрополе много, и поэтому город сохранил свою притягательность в отличие от того же Челябинска, где зелёные насаждения «пошли под ковш» в угоду новым полосам дорог, а местный «Горзеленстрой» выглядит на фоне нашего весьма жалко. Отдельно Владов отметил, что у нас не белят деревья. Эта странная и ничем не обоснованная советская традиция укоренилась настолько, что лишь в немногих городах находят смелость отказаться от неё.
Конечно, пришлого урбаниста можно обвинить в придирках, как сделали некоторые участники форума, но он убеждён, что горожанам нужно критично оценивать действия властей, потому что недовольство — двигатель прогресса. К тому же, Ставрополь гостю очень понравился, по многим чертам он выгодно отличается от большинства российских городов. Главная же проблема на пути к статусу мечты перфекциониста — это общественный транспорт. Умирающий троллейбусный парк, засилье маршруток и растущие пробки — бич нашего времени, но это не значит, что ничего нельзя сделать.
«Главная беда города — пробки. В городе еле двигаются троллейбусы, нет выделенных полос. Окраины застроили знаменитыми панельками, из-за попытки обзора которых Варламова облили зелёнкой. Перенаселённость окраин создаёт маятниковое движение, заторы с семи утра. Несмотря на холмистый рельеф, в городе активно велодвижение, но мэрия тормозит с развитием инфраструктуры. Короче, если Ставрополь наладит транспортную политику, здесь будет прям очень хорошо», — написал Лев Владов по итогам своего визита в Ставрополь.
Разумеется, все проблемы наших городов не сводятся к красотам архитектуры и развитию общественного транспорта. Хотя последний пункт, по словам челябинского гостя, крайне важен:
«Если вкладывать в развитие общественного транспорта, изменится всё», — уверен он.
О том, какие ещё вопросы обсудили на форуме «Вместе» и как будут развиваться городские сообщества Ставрополя, читайте в ближайших публикациях «Победы26».
 
Иллюстрация: Поленка Тарасевич
Фото: Эдуард Корниенко/ИА «Победа26»