сб, 28 янв.
20:48
Ставрополь
-2 °С, облачно
Эксклюзивы

Полвека в пути: история ставропольского троллейбуса

26 февраля 2020, 17:21Статьи
Фото:

Троллейбусная система в Ставрополе, одна из старейших на Северном Кавказе, сейчас переживает не лучшие времена. Из 12 маршрутов в городе осталось всего 6, а количество подвижного состава сократилось почти втрое. Несмотря на это, троллейбусное предприятие продолжает свою работу, ежедневно выпуская на линию больше полусотни машин. Основные вехи истории ставропольского троллейбуса и его современное состояние — в материале «Победы26».

Подготовка к запуску троллейбусного движения в Ставрополе началась в 1958 году и длилась шесть лет. За это время в городе было протянуто несколько десятков километров контактной сети и построен троллейбусный парк. Первые троллейбусы вышли на улицы города 24 июля 1964 года, но официально троллейбусное предприятие было учреждено только неделю спустя — 1 августа.
Поначалу в городе существовал всего один маршрут — «Железнодорожный вокзал – Газостанция», протянувшийся от ж/д вокзала до нынешней площади 200-летия. Ходили по нему троллейбусы ЗиУ-5, выпуск которых был налажен в Саратовской области несколькими годами ранее.
Второй троллейбусный маршрут появился спустя полтора года после запуска «единички» — 1 декабря 1966 года. Маршрут №2 «Вокзал – Кирпичный завод» соединил центр города и юго-западную окраину (район нынешнего пересечения улиц Шпаковской и Доваторцев). Впоследствии он дважды продлевался: сперва до 23-й школы, а потом и до улицы 45-я параллель.
В 1968 году запускается маршрут №3 «Вокзал – Партшкола», в 1973 году — №5 «Малая Химия – Партшкола», а в 1975 году — №6 «улица Тухачевского – Овощехранилище». Всего же к 1992 году в городе существовало 12 троллейбусных маршрутов, из которых №11 был скоростным. Специально для этого по улице Лермонтова была проложена линия, позволявшая троллейбусам быстро и без остановок объезжать загруженную центральную часть города.
В советское время существовали планы запуска троллейбусного движения в районе «Мамайка». Там предполагалось протянуть контактную сеть по улице Биологической в сторону улицы Южной. Кроме того, планировалось построить второй троллейбусный парк на проспекте Кулакова, в районе мемориала «Танк». Что касается подвижного состава, то в планах была закупка сочленённых троллейбусов большой вместимости для работы на одном из самых загруженных маршрутов — №6, соединявшем юго-западную и северо-западную части города.
За всю 55-летнюю историю ставропольского троллейбуса в городе эксплуатировалось более 600 машин. Троллейбусы ЗиУ-5, ставшие первыми для Ставрополя, работали вплоть до конца 1970-х. Последнего представителя этого поколения до начала 2000-х можно было увидеть на городском аэродроме ДОСААФ. Это была машина с номером 11 — одна из первых вышедших на улицы города в 1964-м. В 1975-м этот троллейбус списали, и почти 30 лет его кузов использовался в качестве склада на аэродроме. Утилизировали только в 2003-м.
С конца 1970-х в город начали поступать троллейбусы ЗиУ-682В, эксплуатация которых продолжалась несколько десятилетий: последний представитель этой модели был списан только в 2011-м. А в 1992-м на предприятие завезли ЗиУ-682Г. Их и поныне можно увидеть на улицах краевого центра.
Сейчас основу подвижного состава на предприятии составляют БТЗ-52764Р производства Башкирского троллейбусного завода. Партия из 54 машин поступила в Ставрополь в 2009-м. Ещё на предприятии есть около десятка более старых ЗиУ-682Г. В будние дни на улицы выходят 56 троллейбусов, обслуживающие шесть маршрутов. В выходные выпуск подвижного состава на линию меньше: от 26 до 37 машин.
Имеются в парке и два учебных троллейбуса. В пассажирском салоне никаких изменений нет, все отличия находятся в кабине. Здесь установлено второе сиденье и ещё один комплект педалей для проверяющего.
За состоянием троллейбусов, выходящих на маршрут, на предприятии строго следят. В парке машины проходят весь ряд техобслуживания: от ежедневного сервиса и мойки до техосмотра и капитального ремонта.
Технический осмотр проводится раз в полгода: проверяются рулевая и тормозная системы, а также состояние шин и креплений колёс. Осмотру и проверке подлежит и электрическое оборудование транспортных средств.
На капитальный ремонт отправляются троллейбусы с большим пробегом — в несколько сотен тысяч километров. Тогда машина на длительное время выводится из эксплуатации. Её поднимают, снимают все узлы и агрегаты, включая колёса, токоприёмники и тяговый двигатель. В салоне полностью демонтируют пассажирские кресла, пол и обшивка. В итоге остаётся только корпус, который тщательно исследуется на наличие коррозии.
Все снятые с троллейбуса агрегаты также проходят проверку, на которой решается вернуть ли их в дальнейшую эксплуатацию, отправить на ремонт или вовсе списать.
Сейчас ставропольский троллейбусный парк проводит капитальный ремонт только на моделях ЗиУ-682Г, более новым БТЗ-52764Р он пока не требуется.
Для обеспечения питанием контактной сети на территории троллейбусного парка здесь же расположена тяговая подстанция. Всего таких станций в городе десять — они запитывают током 206 километров контактной сети.
Фото: Сергей Пархисенко/ИА «Победа26»