Уголовное дело о смерти несовершеннолетней студентки в Кисловодске передали в суд. Инцидент произошёл год назад. В причинении смерти по неосторожности обвиняют 41-летнюю жительницу Ставропольского края, собственницу квартиры, которую снимала девушка. По версии следствия, хозяйка сдала жильё с неисправным газовым оборудованием. Также судебное разбирательство грозит председателю ТСЖ. Старшую по дому привлекут к ответственности за то, что не организовала проверку и очистку вентиляционных каналов, хотя деньги от жильцов за содержание общего имущества получала.
Больше девяти месяцев в этой запутанной истории разбирался следователь СО по городу Кисловодску СУ СКР по Ставрополью Аслан Муслимов. Чтобы сопоставить все данные и докопаться до истины, ему пришлось опросить свыше десятка свидетелей. Несколько раз проводился осмотр места происшествия, назначались около десяти экспертиз, в том числе - комиссионных. Следователю на время даже «переквалифицировался» в специалиста по обслуживанию газового оборудования.
В интересах следствия имена действующих героев изменены.
1 октября 2019 года Татьяна находилась на железнодорожном вокзале Кисловодска с табличкой «Сдаю жильё». Однушку по улице Островского она купила в феврале 19-го. Сама там практически не жила, по большей части сдавала посуточно. Хотя была не прочь найти жильцов на долгосрочную перспективу. И вот, казалось, ей, наконец, повезло.
К Татьяне подошла девушка, стала расспрашивать по поводу аренды на длительный срок. Милая, скромная, приветливая, она сразу расположила к себе. Женщина согласилась показать квартиру потенциальной съёмщице. Они поехали смотреть.
Студентке всё понравилось. На следующее утро Татьяне позвонила мама квартиросъемщицы, договорилась о размере арендной платы и датам, когда вносить деньги. Мать заплатила за проживание дочери, и последняя заселилась в тот же день. Договор найма жилья собственница с квартиранткой составлять не стали.
Татьяна передала ключи. А уже 17 октября квартирантка напомнила о себе…
Карина выросла в небольшом посёлке Новоульяновске Георгиевского городского округа. Детей в семье было двое – она и старшая сестра Алина. Мать поднимала девочек одна.
Карина окончила девять классов сельской школы, и Светлана Григорьевна решила, что дочке следует связать свою жизнь с медициной. Подали документы в два колледжа: в Орловской области и Кисловодске. От последнего поступил положительный ответ. Девушка сдала вступительные экзамены для специальности «сестринское дело», а с сентября приступила к обучению.
Сначала мать сама нашла для дочери жилье в городе-курорте, но оно Карине не понравилось. Дальнейшие поиски привели девушку к Татьяне. В итоге 2 октября студентка переехала в злополучную однушку.
Выходные Карина провела у матери в Новоульяновке, а 6 числа вернулась на учёбу. Уже 7-го позвонила Светлане Григорьевне и пожаловалась на тошноту и недомогание. В колледж в этот день студентка не пошла. О том, что заболела, предупредила куратора.
Мама посоветовала дочери вызвать скорую помощь, что та сделала на следующий день. Медики диагностировали у больной повышенное давление, сделали укол и рекомендовали обратиться к педиатру.
“По показаниям бригады скорой, с учетом симптоматики и анамнеза, какие-либо признаки отравления угарным газом у пациентки отсутствовали” - Следователь СО по городу Кисловодску СУ СКР по Ставрополью Аслан Муслимов
Карина продолжала ходить на занятия, периодически жалуясь на головные боли. Куратор отправляла её в медпункт. Медсестра мерила студентке давление, но отклонений не находила.
Девушка пропускала лекции из-за плохого самочувствия, а в десятых числах октября отпросилась для визита в поликлинику. Педиатр прописала курс лечения от вегето-сосудистой дистонии, направила к неврологу и окулисту. Признаков отравления у пациентки она не нашла.
Карина начала пить лекарства. На какой-то период ей даже стало лучше. А 13 октября к девушке приехала сестра Алина.
Едва гостья переступила порог злополучной квартиры, как ей стало нехорошо: разболелась голова. К вечеру следующего дня состояние ухудшилось настолько, что пришлось вызвать скорую. У Алины поднялась температура, першило горло.
“Медики диагностировали ОРВИ, рекомендовали обратиться в поликлинику. Признаков отравления у неё также не обнаружили” - Следователь СО по городу Кисловодску СУ СКР по Ставрополью Аслан Муслимов
Такие совпадения насторожили сестёр. Вместе с матерью они даже решили, что в доме нечистая сила, которая и изводит жильцов. Карина начала искать новую квартиру, только вот переехать не успела.
17 октября сестры перестали выходить на связь: Светлана Григорьева весь день не могла им дозвониться. Обеспокоенная женщина попросила родственника из Пятигорска поехать посмотреть, всё ли в порядке. Он приехал по адресу, звонил в дверь, но ответа не было. Внутри помещения слышались звуки работающего телевизора, поэтому мужчина вызвал сотрудников МЧС. В это время мать позвонила хозяйке квартиры и попросила подъехать со своим ключом.
Параллельно Светлана пыталась связаться с девочками. В последний момент с телефона Карины матери позвонила Алина. Голос у неё был вялый. Женщина попросила открыть входную дверь, и девушке удалось это сделать.
Когда в квартиру зашёл родственник со спасателями, Алина еле стояла на ногах. Карину нашли в комнате. Она лежала на полу. Девушка была мертва.
Замкнутая, малообщительная девочка, в основном домоседка. Хронических заболеваний не числилось, на учёте у специалистов не стояла, запрещённые вещества не принимала. К суициду склонности не имела, - такие выводы о личности Карины сделал следователь на основе свидетельских показаний.
По данным судмедэкспертизы, Карина умерла от угарного газа. В крови девушки содержалось больше 50 процентов карбоксигемоглобина. Такая концентрация вызывает тяжелую форму отравления как у подростков, так и у взрослых, и часто заканчивается смертью.
«Основная сложность для следствия заключалась в том, чтобы определить виновных в смерти девушки. Круг подозреваемых оказался достаточно обширный. В том числе это были и врачи, которые приезжали на вызовы к сестрам, педиатр, назначившая Карине лечение», - рассказал Аслан Муслимов.
Почему же медики, к которым обращалась девушка, не смогли сразу определить отравление и спасти её? И могли ли они вообще определить отравление в тот момент?
Экспертизы доказали, что врач скорой медицинской помощи и участковый педиатр объективно не могли установить правильный диагноз: «хроническая форма отравления угарным газом». А симптомов острого отравления на момент обращения к специалистам у девушки не было.
Как же произошло отравление? Девять месяцев ушло у Аслана Муслимова, чтобы выяснить это, собрать доказательственную базу и найти виновных.
Убийца оказался действительно неуловим. Хотя Карина жаловалась на недомогание почти две недели, медики не диагностировали у неё признаков отравления. В роковой день, когда нашли её тело, ни спасатели, ни бригада скорой помощи не почувствовали в квартире запах газа. При том, что окна и балконная дверь были закрыты.
Отгадка крылась в дымоходе, выяснил следователь Аслан Муслимов. Когда специалисты стали его проверять, то нашли двух мумифицированных голубей. Трупы птиц практически вполовину снизили тягу трубы. Таким образом, угарный газ, который образовывался при работе газовой колонки, полностью не вытягивался через воздуховод, установленный в квартире. Продукты горения накапливались, постепенно убивая тех, кто находился внутри.
«Мы рассматривали и причастность сотрудников Кисловодского горгаза к отравлению студентки. Вопрос был в том, исполняли ли они свои обязанности по обслуживанию газового оборудования многоквартирного дома», - отметил Муслимов.
На допросах специалисты горгаза и организации, занимающейся обслуживанием оборудования, объяснили свою версию. Они не смогли провести требуемые работы в квартире, так как никого там не застали. На уведомления реакции также не последовало. Сам собственник жилья для проведения необходимых работ их не вызывал.
В причинении Карине смерти по неосторожности обвиняют хозяйку квартиры Татьяну. Она сдала жильё с неисправным газовым оборудованием. Аслан Муслимов пояснил, что когда женщина купила однушку, то не переоформила договор на обслуживание котла и плиты с газовиками. Решила, что раз контракт на предыдущего владельца есть, значит специалисты и так будут проводить все необходимые процедуры.
Сама женщина, по её словам, запаха газа не чувствовала. Квартиранты, которые снимали жильё до Карины, тоже не жаловались. От газовиков якобы никаких уведомлений о проверке оборудования не приходило. Татьяна уверяла, что предупредила студентку о технике безопасности. Но в устной форме, и доказать этого не может.
Правда, другие свидетели версию Татьяны не подтверждают. Предыдущая собственница злополучной квартиры рассказала, что все документы на газовое оборудование оставляла. Газовики говорят, что пытались попасть в квартиру, но дома никого не было.
На основании собранных доказательств Татьяна предстанет перед судом, резюмировал Аслан Муслимов.
Наказание грозит ещё одной персоне: председателю ТСЖ этой многоэтажки. Следствие установило, что женщина не организовала проверку состояния и очистку дымовых вентиляционных каналов. Это стало одной из причин скопления угарного газа в квартире. При этом деньги от жильцов за содержание и ремонт общего имущества дома злоумышленница получала регулярно.
«Во время следственных мероприятий женщина вела себя вызывающе, провоцировала представителей закона», - вспоминает следователь Аслан Муслимов.
Сейчас расследование уголовных дел завершено. С утверждёнными обвинительными заключениями они поступили в суд.
«Даже для бывалых следователей это дело стало испытанием на прочность. Ведь на скамье подсудимых не маньяки, не психически больные люди, не рецидивисты. Две обычные женщины. Некомпетентность в должностных вопросах одной, легкомыслие другой – к сожалению, именно человеческий фактор стал причиной трагедии. Страшно, когда за такое приходится платить самую высокую цену. Каким бы ни было наказание для виновных, жизнь юной девушки уже не вернёшь. Чтобы вы ни делали, не забывайте о последствиях, которые могут быть необратимыми», - заключил Аслан Муслимов.