сб, 03 дек.
19:22
Ставрополь
-4 °С, облачно
Эксклюзивы

Будущее задерживается: почему в Ставропольском крае так мало электромобилей?

1 марта 2021, 13:40Статьи
Фото:

Почему малочисленные владельцы электрокаров оказались в замкнутом круге, а зарядными станциями не хотят пользоваться даже бесплатно? Какие преимущества имеет электрокар перед обычными авто и сколько удаётся экономить владельцам — в материале ИА «Победа26».

В ГУ МВД по Ставрополью сообщили, что в начале февраля 2021 года на территории региона было зарегистрировано 12 электрокаров. Однако на самом деле их число куда больше по нескольким причинам.
Причина первая: не все встают на учёт
Владелец электрокара из Кисловодска Сергей Самарин рассказал, что многие ездят на машинах с номерами других регионов. Таким «лайфхаком» пользуются, чтобы не платить налог на авто.
«Зачем регистрировать транспортное средство и платить налоги, когда я могу бесплатно пользоваться электрокаром, зарегистрированным в столице? Москва, Санкт-Петербург, Курская область, Краснодарский край — там налоги на электромобили не платят. У нас такой транспорт облагается сбором, а потому половина ездит без регистрации в ставропольской ГИБДД», — пояснил Сергей Самарин.
Владелец отметил, что уклоняться от налогов, безусловно, плохо, но и сбор нельзя назвать справедливым, ведь электрокары берегут экологию. Поэтому часто автолюбители регистрируют машины в регионах с льготами, оформляют бумаги на других людей и ездят по территории Ставрополья по доверенности.
«Поедет человек в Краснодар, отдаст машину родственнику, он на себя оформит. Потом в Ставропольском крае можно ездить бесплатно», — пояснил Сергей Самарин.
Автолюбитель подсчитал, что только на КМВ есть как минимум 24 электромобиля — их владельцы состоят в специальном тематическом чате в WhatsApp. При этом в крае проживают и другие собственники, которые в группу не вступили.
 
Причина вторая: инфраструктура
Самое главное для владельцев электрических автомобилей — наличие зарядных станций. В среднем после одной «заправки» машина может проехать около 500 километров.
Сервис по поиску зарядных станций PlugShare показывает, что на территории Ставропольского края насчитывается 7 таких объектов (на самом деле восемь, но в одной сообщили, что больше не работают. — Прим. ред.).
Есть два типа станций — с быстрой и медленной зарядкой. На Ставрополье по большей части представлены вторые. Некоторые находятся на базе пунктов техобслуживания или бензиновых заправок. Например, на территории автосервиса в Кочубеевском округе. Цена услуги — 50 рублей за час. Правда, владелец мастерской Александр Амирян рассказал, что за три месяца работы ни одного клиента не было.
«Дополнительные розетки ставить не собираемся, я жалею, что эту поставил. У нас ведь нет таких машин сейчас, они в основном по большим городам, по трассе мало кто на электромобилях передвигается», — пояснил владелец.
Теоретически создать необходимую инфраструктуру для электрокаров в крае можно быстро и легко. Владельцы автосервисов в силах установить оборудование с минимальными затратами. По словам Александра Амиряна, специальный штекер и провод необходимой длины обойдутся не дороже 1000 рублей. Но из-за нулевого спроса у мастерских нет стимула этого делать. С другой стороны, именно отсутствие возможности зарядить аккумулятор и останавливает многих от покупки электрокара.
В Ставрополе станцию оборудовали на фасаде офисного здания одной из компаний. Но и этой точкой за два года никто ни разу не воспользовался.
«У нас на зарядной станции стоит разъём европейского стандарта, трёхфазный. В регионе очень мало электромобилей, а те, что есть — почти все японские, они не могут тут зарядиться. Пока никто не приезжал ни разу. Сейчас мы работаем бесплатно, расширяться и монетизировать это мы не планируем, поэтому другую зарядку устанавливать не будем», — рассказал сотрудник компании Игорь Батищев.
Несмотря на невостребованность точки, представитель компании также связал низкую популярность электрокаров в крае с нехваткой зарядных станций. Как раз эту ситуацию пытается исправить предприниматель Сергей Самарин. Как активный пользователь таких машин, он за свой счёт оборудовал электрозаправки в Кисловодске и Пятигорске. Обе работают бесплатно.
«Когда гнал машину из Санкт-Петербурга, сталкивался несколько раз с тем, что негде было зарядить. Выручало только то, что у автомобиля большой запас хода — порядка 500 километров. Отсутствие в крае станций для быстрой зарядки — это очень большая проблема, а розеток хотя бы для медленной — гигантская», — рассказал бизнесмен.
По мнению собеседника, на Ставрополье пока не принимается достаточных мер, чтобы простимулировать граждан развивать инфраструктуру для электромобилей. В будущем предприниматель мечтает обустроить электрозаправку от солнечных батарей, но инициатива пока далека от практического воплощения.
А нужны ли ставропольцам электромобили?
Один из автолюбителей, который пересел с обычного авто на электрическое — житель Ставрополя Игорь Остапенко. Он рассказал, что в восторге от нового транспорта.
«Потребности машины в обслуживании намного ниже, что хорошо удешевляет расходы. Свечи, ремни — ничего из этого не нужно. Мороз на улице тоже не помеха: прогревать не надо, нажал на кнопку, и машина сразу готова ехать. Печка практически не разогревается — тёплый воздух идёт уже через 30 секунд. Коробки передач тоже нет, что сильно уменьшает затраты на сервис», — перечисляет автомобилист.
Предприниматель из Кисловодска Сергей Самарин рассказал, что пересел на электрокар Nissan Leaf с люксового кабриолета Lexus. Поначалу бизнесмен купил электрическое авто для своей жены. В итоге оно настолько пришлось всем по нраву, что сейчас в семье их уже два, а старая машина нашла нового владельца.
«Конструктивные особенности электрокара позволяют хорошо экономить. Помимо отсутствия затрат на постоянно дорожающий бензин, не нужны многие комплектующие, а масла транспортное средство потребляет всего полтора литра на 40 тысяч километров. Экономия выходит существенная. Если считать чисто горюче-смазочные материалы — то в пять раз, а учитывать прочие расходы на содержание и обслуживание — то до 10 раз», — рассказал Сергей Самарин.
Периодически знакомые просят у предпринимателя прокатиться на электрокаре, чтобы оценить разницу по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
«Все мои знакомые, которым я давал машину на один день, впоследствии купили себе электромобиль. Тут главное попробовать. На электромобиле ты просто садишься и едешь, не нужно ничего прогревать и заводить, достаточно нажать кнопку. Вот это и подкупает», — пояснил Сергей Самарин.
При этом покупать электрокары себе и жене мужчине пришлось за пределами края, так как здесь они не продаются — разве что только с рук.
Во второй части материала ИА «Победа26» расскажет, готово ли в теории Ставрополье к электрокарам, какие это даст преимущества, какие проблемы могут возникнуть при переходе, учитывая опыт других регионов, и почему будущее — за электротранспортом.