пт, 26 апр.
08:13
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Операторы, информационные табло, карты аварий и парковок: как изменятся дороги в Ставрополе к 2024 году

7 апреля 2021, 11:37Статьи
Фото:

Ставропольский край вошёл в число 22 регионов, где внедрят интеллектуальную транспортную систему. Эту работу начали вести в Ставрополе с 2020 года. Какие задачи и как решит автоматизация, поможет ли это в борьбе с пробками — в материале ИА «Победа26».

По информации краевого миндора, на территории Ставрополя ежегодно растёт количество транспорта. Как следствие — загруженность дорог, снижение средней скорости потока и пробки.
«Не всегда есть возможность построить новую дорогу или расширить существующую, поэтому решать проблему загруженных дорог необходимо с помощью современных технологий», — пояснили в профильном ведомстве.
Одним из решений станет интеллектуальная транспортная система. Она будет управлять светофорами, мониторить дорожный трафик и реагировать на ситуацию, информировать водителей о текущем положении.
Ключевая же задача ИТС — повысить безопасность на дорогах, спасти жизни, здоровье и имущество людей.
Как будет выглядеть ИТС?
Интеллектуальная транспортная система — это комплекс технических средств. Одни расположат на дорогах, другие — в центре обработки данных.
Речь о светофорных контроллерах, детекторах движения авто, камерах фото- и видеонаблюдения, автоматических метеостанциях. Все элементы свяжут в единую защищённую систему управления. Она будет собирать сведения о параметрах транспортных потоков, фото- и видеоаналитику, фиксировать нарушения ПДД, контролировать погодные условия, наличие парковочных мест. Всё это поможет управлять транспортными потоками, моделировать и прогнозировать их, планировать развитие ситуации в зависимости от текущего положения.
«Например, интеллектуальное видеонаблюдение и видеоаналитика позволят оперативно выявлять чрезвычайные ситуации и, как следствие, быстрее и эффективнее реагировать на них. Подсистема вовремя доведет необходимую информацию до водителей и пешеходов о том, что происходит на улицах. Подсистемы из состава комплекса директивного управления повысят эффективность транспортных потоков, увеличат пропускную способность существующей улично-дорожной сети. Тем самым снизятся задержки транспорта, что позволит увеличить среднюю скорость движения», — пояснили в профильном ведомстве.
Эксперт АНО «Города за здравый смысл» Стас Киреев отметил, что ИТС особенно актуальна в случае с маятниковой миграцией. К примеру, утром транспорт едет из спальных районов в центр города, вечером — по обратному маршруту. Регулировка светофоров поможет нарастить пропускную способность в часы пик.
«Умная система светофоров позволила бы создавать меньше препятствий для потока, двигающегося из центра в спальные районы», — сказал Стас Киреев.
На дорогах для участников движения установят специальные табло, куда будут транслировать всю текстовую и графическую информацию. Также заработает единый телефонный справочный центр, где ответят на все вопросы водителей.
Урбанист Стас Киреев надеется, что ИТС позволит оптимизировать и работу общественного транспорта. В особенности троллейбусов и автобусов, которые перевозят большой пассажиропоток.
«Если ИТС позволит отслеживать маршруты следования транспорта, то это оптимизирует их работу. Всё-таки мы надеемся, что всё это приведёт к выстраиванию регулярных интервалов движения транспорта», — сказал Стас Киреев.
Эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков также отметил, что ИТС позволит провести комплексный анализ потоков и подсчёт автомобилей.
«По факту, сейчас в городе ведётся подсчёт в ручном режиме. Точно неизвестно, какое количество машин въезжает, выезжает и перемещается по основным магистралям. Также все светофоры, кроме нескольких штук, находятся на ручной настройке. Их работу корректируют специалисты», — добавил Андрей Черняков.
Когда транспортная система поумнеет
Внедрение ИТС пройдёт в несколько этапов до конца 2024 года.
В 2021-ом установят автоматизированную систему управления, куда войдёт видеонаблюдение и фиксация. Также оборудуют ситуационный центр с диспетчерами-операторами. Будут модернизированы светофоры на основных проблемных перекрёстках, установлены датчики детекторов транспортного потока.
В 2022-ом появятся информационные табло и знаки переменной информации. Также закончат работу по установке детекторов.
По данным «Ростелекома», в целом в Ставрополе установят 200 камер видеонаблюдения, более 300 детекторов, 8 динамических информационных табло, несколько умных установок и станций метео- и экомониторинга.
Работы пройдут в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ежегодно Ставропольский край будет получать необходимое финансирование. Сейчас ведутся конкурсные процедуры по определению подрядчика.
Насколько ИТС поможет городу
Урбанисты единогласно считают, что ИТС, хоть и необходима, но не является панацеей от пробок. Проблемы можно решить только с помощью комплексного подхода.
Андрей Черняков пояснил, что в 2021-ом запланировано обустройство 54 умных светофоров. Поставят их прежде всего на выездах из города: на проспекте Кулакова, улице Доваторцев и Чапаевском проезде.
«Да, это облегчит ситуацию, но на определённое время, потому что нынешняя политика городской администрации — проавтомобильная. Делается многое для развития личного транспорта, но ничего — для общественного. С учётом того, что светофоры делают умными, они частично разгрузят трафик, но на напряженных точках. Этого хватит лишь на определённое время, потому что автомобилизация у нас растёт с каждым годом», — сказал Черняков.
По словам урбаниста, каждый год количество машин в городе увеличивается на 3-5 процентов.
«С учётом таких темпов и при продолжении проавтомобильной политики плодотворные действия умных светофоров быстро закончатся. Город как стоял, так он и встанет. Пока не начнут развивать общественный транспорт, ничего не поменяется», — считает Андрей Черняков.
С такой позицией согласен и урбанист Стас Киреев. По его словам, многие ставропольцы пересели бы на общественный транспорт, если бы он был удобен.
«Он позволял бы людям отказываться от автомобилей, был бы полноценной альтернативой. Больше людей бы перемещались по своим делам в общественном транспорте», — уверен Стас Киреев.
Своим мнением об ИТС поделился и другой эксперт АНО «Города за здравый смысл» Алексей Целиковский.
«В плане борьбы с пробками и увеличению мобильности людей — это временная мера. Установка ИТС позволяет нарастить пропускную способность дорог. Это всё равно, что сделать их шире», — сказал Целиковский.
В качестве примера эксперт привёл закон пробок: любое расширение и увеличение пропускной способности дороги не ведёт к исчезновению заторов. Напротив, лишь к росту использования автомобилей. Это своего рода спровоцированный спрос, пояснил урбанист.
«Когда дороги освободятся, они заполнятся другими автомобилями. Это факт. Временный эффект будет в любом случае, если всё грамотно сделать, но он нивелируется в течение какого-то времени. Чтобы город ехал всегда и долго, нужны комплексные меры. И общественный транспорт — более масштабированное решение в отличие от светофоров. ИТС — решение хорошее, но временное. Оно сможет помочь, лишь когда у нас будет комплексная реформа транспортной инфраструктуры», — считает Целиковский.