сб, 13 апр.
04:00
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Хаотичная парковка во дворах Ставрополя: эксперты рассказали о последствиях, методах борьбы и нормах закона

16 июля 2021, 13:22Статьи
Фото:

Как борются с безответственными водителями, кто отвечает за безопасность на территории жилых комплексов и чем опасна плотная расстановка машин — читайте в материале «Победы26».

По данным  управления ГИБДД по Ставропольскому краю, в среднем за последние несколько лет общее количество автомобилей сократилось на 52 тысячи. Большая часть отсеялась в 2020 году — 128,7 тысячи единиц. Всего на 1 января 2021-ого в регионе было зарегистрировано 977 тысяч автомобилей.
Как отметил начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Евгений Синицын, пик количества транспорта в регионе пришёлся на 2018–19 годы. Потом постепенно показатель начал снижаться. В ведомстве это связывают с экономической ситуацией в стране.
Эксперты отмечают: несмотря на снижение числа машин, ситуация с хаотичной парковкой во дворах многоэтажек лучше не стала. По закону за придомовую территорию в жилых комплексах отвечает управляющая компания. Однако порядок в этом вопросе так и не наступил.
Когда счёт идёт на минуты
Одна из главных проблем запаркованных дворов — это их небезопасность. Речь идёт об автоавариях, происшествиях, загазованности и элементарном комфорте горожан.
Заместитель начальника ГУ МЧС России по Ставрополью Ярослав Гладченко отметил, что проблема стихийных парковок во дворах — актуальная для Ставрополя. Она связана с растущим количеством новостроек и автомобилизацией. Часто спецтехника экстренных служб не может доехать до пострадавших.
«Подразделениям МЧС труднее обеспечивать проезд к месту пожара из-за беспорядочной стоянки транспортных средств. А происходит это из-за недостаточности парковочного пространства на прилегающих к зданиям и сооружениям территориях», — пояснил Ярослав Гладченко.
Ярослав Гладченко рассказал, что ещё одной проблемой дворов является установка шлагбаумов, которые мешают проехать к зданиям. Конструкция должна отвечать требованиям безопасности и в случае ЧП автоматически разблокировать проезд.
«В ходе проведения проверок было выявлено, что проезд пожарно-спасательных подразделений города Ставрополя ограничен либо невозможен по причине перекрытия либо загромождения в более чем 40 случаях. Материалы по данным нарушениям направлены для разбирательства в соответствующие надзорные органы», — добавил Гладченко.
Дорога на выезде из восьмой пожарно-спасательной части по улице Суворова, 5, также регулярно перекрыта автомобилями. Водители используют «карман» для стихийной парковки. Ярослав Гладченко уточнил, что это может увеличить время реагирования на заявки о пожарах, ЧС и происшествиях в Ставрополе.
Первый замначальника аварийно-спасательной службы Ставрополья Михаил Кривенко согласен, что по вечерам во дворах сосредоточена масса легковых автомобилей. В случае форс-мажора они могут сильно затруднить спасательные работы.
«В нашем филиале автомобили в основном на базе «Газелей», но есть и более габаритная техника, и подъехать на ней будет очень сложно. Спасатели сами не будут убирать машины, не будут нарушать закон, они просто не поедут. При этом возникают и неприятные моменты — ругань, выяснения отношений — люди не могут выполнять свою работу. Чтобы решить эту проблему, необходимо скооперироваться всем — горожанам, управляющим компаниям и ГИБДД», — говорит Кривенко.
Каждые сутки в управление ГИБДД по Ставрополью поступает около 30 обращений от граждан. Основная масса связана с нарушением правил парковки — около 10.
«Больше всего этих обращений связано с постановкой какого-то автомобиля на место для инвалида. В основном люди жалуются на это. Что касается дворов многоэтажных домов, минимум 1-2 в день приходят. В основном они приходятся на крупные города — регион КМВ и Ставрополь», — отметил Евгений Синицын.
С января по май 2021 года зафиксировано почти 6 тысяч фактов неправильной автостоянки. Большая часть касается парковки на местах для инвалидов. Сейчас это самая злободневная тема, пояснил специалист.
«Таких материалов по краю было составлено 1200, по Ставрополю — 800. Почему мы разделяем статью 12.19 на две части. По первой части предусматривается лишь административный штраф в размере 500 рублей. Вторая часть — нарушение парковки для инвалидов — штраф 5000 рублей и эвакуация транспортного средства», — говорит Евгений Синицын.
В краевой Госавтоинспекции сообщили, во дворах часто происходят неучётные аварии из-за плотной парковки и тесноты, нехватки парковочных мест. Это проблема всех спальных районов. Однако у таких происшествий бывают и куда более серьёзные последствия.
«Сейчас дети в основном проводят летние каникулы дома. Из-за припаркованных автомобилей вблизи домов могут случаться наезды. Это происходит даже несмотря на ограничение движения по внутридворовой территории до 10 километров в час. Чаще всего наезжают на детей, которые могут неожиданно выбежать на проезжую часть из-за стоящей машины. Эти аварии не характеризуются особо тяжкими последствиями, но ушибы и ссадины бывают. В Ставрополе такие аварии происходят через день», — добавил Синицын.
С мнением Госавтоинспекции согласен и ставропольский урбанист Андрей Черняков. Он добавил, что довольно опасные дворы в так называемых человейниках. Чаще всего хаотичная парковка встречается в относительно новых ЖК. При этом советская застройка микрорайонного типа более зонирована и организована.
Купил машину — купи гараж
Председатель «ЖКХ Контроль» Алла Седых рассказала, что сейчас в жилых комплексах делают не уличные автостоянки, а паркинги. Объект переходит от застройщика к управляющей компании. Каждое машино-место имеет кадастровый номер, который будет закреплён за собственником, как квартира.
Урбанист Андрей Черняков добавил, что любая парковка должна регулироваться. На придомовых территориях эту задачу выполняет управляющая компания или городские власти. Также он считает, что людям при покупке квартиры следует побеспокоиться и о месте для своего транспорта. Нигде не прописано право на бесплатную парковку, машина — это личная ответственность каждого.
«Как автомобилист, я сам забочусь о сохранении своего имущества. У меня есть гараж, например. По нормам в жилых комплексах должны быть предусмотрены машино-места — платные или бесплатные. В некоторых ЖК есть возможность приобрести парковку вместе с квартирой на подземном паркинге или на улице — для тех, кто не хочет покупать места. Но в последнем случае они ни за кем не закреплены — можно не успеть припарковаться. Очень многие любят возмущаться по поводу транспортного налога и пошлин. Однако это покрывает всего лишь треть затрат от дорожного фонда. Такие претензии и заявления немного популистские», — говорит Черняков.
Нормы
Алла Седых уточнила, что в старых жилых комплексах парковки не предусмотрены, поэтому ставить машины во дворах нельзя. То, что мы видим, — это незаконная, хаотичная парковка. Зачастую авто размещают на зелёных зонах и на детских площадках — там, где жильцы должны отдыхать.
«Весной, во время большого снегопада, нужно было чистить двор, а техника не могла проехать. Да, мы действительно гоняли автовладельцев, звонили в ГИБДД. Адекватные люди убирали транспорт, чтобы проехал трактор. Другие, видя, что место освободилось, тут же ставили свою машину», — добавила Алла Седых.
Андрей Черняков рассказал, что существуют определённые нормы для парковок при строительстве ЖК. По его словам, самый распространённый вариант проектирования — когда на одну квартиру закладывается 0,7 парковочных места. К примеру, 100 квартир — 70 мест. Однако часто застройщики получают и другие условия.
«Сейчас в городе строится несколько домов — на Шпаковской, на Ленина, там норматив парковочных мест закладывается — 0,5. По закону это возможно, застройщики такой вариант активно используют. Кто-то может закладывать 1:1, 0,8–0,9 — однако совсем не проектировать парковочные места застройщик не имеет права», — пояснил Черняков.
Двор без машин — это возможно?
Урбанист считает, что стоянки во дворах нужны, от них нельзя отказываться. Нужно лишь правильно организовать пространство, вынести места в квартальные проезды и так далее.
«Даже при такой застройке, как в человейниках, можно делать всё по нормам и создать комфортную среду. Понятно, что там не всё идеально — плохая планировка и зонирование, но найти способ всё равно можно. Всё зависит от желания застройщика», — добавил Черняков.
В Госавтоинспекции рассказали, что городские улицы также можно разгрузить от большого потока машин. В ведомстве считают, что центр должен быть удобным для жителей и гостей Ставрополя, а застройщиков нужно приучать возводить ЖК с необходимой инфраструктурой.
«Управление ГИБДД находится на краю города, в северо-западном районе по улице 3-я Промышленная. Ранее мы предлагали вынести все административные здания, министерства и ведомства из центра города. Пусть он останется для отдыха, для жителей и гостей краевой столицы. Это поможет разгрузить дороги, будет меньше проблем с парковкой, с заторами. Далеко не все к этому прислушались. Что касается многоэтажных домов, здесь нужно находить общий язык с застройщиками, чтобы обязать их проектировать комплексы с необходимым количеством парковочных мест для жильцов», — говорит Евгений Синицын.