С 2011 по 2019 года на Ставрополье зафиксировано 144 инцидента, которые касались умышленного причинения женщинам тяжкого вреда здоровью и убийства. Данные привёл Консорциум женских неправительственных организаций. По словам авторов исследования, эта цифра может быть намного больше: не все приговоры есть в открытом доступе, а многие случаи не доходят до суда.
За последние три года, с 2019 по август 2021 года, на Ставрополье зарегистрировано 270 убийств. Из числа расследованных 52 преступления относятся к бытовым. Их доля ежегодно не превышала 25 процентов от всех категорий. Статистику привели в Следственном управлении СКР по региону.
Также за это время произошло 36 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. Десять из них расследовали в 2021-м.
Бытовое насилие в Ставропольском крае за 8 месяцев этого года регистрировалось в более чем 200 случаях. В 2019 и 2020-м — в среднем по 300. Это убийства, причинение смерти по неосторожности, нанесение тяжкого, среднего или лёгкого вреда здоровью. Также такие действия квалифицировались как превышении пределов самообороны, изнасилования, насильственные действия сексуального характера и другие.
«По уголовным делам, расследованным следователями СУ, в 63 процентах случаев жертвами насилия, от которого наступила смерть, являются женщины, в остальной части — мужчины. Дети погибают от домашнего насилия в менее чем в 5 процентах случаев, более чем 15 процентов — родители», — пояснили в следкоме.
Что приводит к бытовому насилию
Более двух третей преступлений из категории бытовых случаются из-за ссор, внезапных неприязненных отношений. Ещё 10 процентов приходится на ревность.
Другой красноречивый показатель — практически 40 процентов бытовых преступлений злоумышленники совершают в состоянии опьянения. В 35 процентах случаев агрессорами становятся сожители. Причём доля убитых пожилых людей в этой статистике — менее 25 процентов.
«Таким образом, совершение убийства в состоянии опьянения может указывать на антисоциальность лица, его совершившего, а также зачастую на конфликтные черты характера. Как правило, потерпевший и преступник относятся к одному и тому же социальному кругу», — пояснили в следкоме.
Домашнее насилие — как его предотвратить
В следкоме пояснили, что однозначного определения понятия бытового насилия в юридической прессе нет.
«Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления, которые можно отнести к так называемому домашнему насилию, по значительному числу статей уголовного закона», — пояснили в ведомстве.
Несмотря на отсутствие юридической формулировки, проблема семейно-бытового насилия в современном обществе стоит очень остро. Ставропольский адвокат Игорь Усков считает, что отраслевых законов для привлечения к ответственности за такие преступления достаточно.
«К домашнему насилию применяется административная статья за побои. За неоднократные действия такого характера уже наступает уголовная ответственность. Все юридические инструменты для этого созданы. Однако можно проработать план поддержки жертв домашнего насилия, а также создать реабилитационные мероприятия по профилактике и пропаганде», — отметил Усков.
За побои гражданин может получить штраф до 40 тысяч рублей, административный арест или обязательные работы. За убийство грозит лишение свободы на срок от 6 до 15 лет, говорит адвокат. Если же преступление было совершено при отягчающих обстоятельствах, например, особая жестокость, убийство беременной женщины или ребёнка, то виновного могут приговорить к пожизненному лишению свободы.
«Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений», — объяснили в следкоме.
Игорь Усков также отметил, что большинство инцидентов домашнего насилия — латентные. Жертвы не говорят о том, что происходит за «закрытыми дверьми». Также нередко супруги мирятся и забирают заявления. Однако если дело уже заведено, то агрессор не сможет уклониться от ответственности.
По словам ставропольского психолога Елены Шматовой, в большинстве случаев жертвами становятся женщины. Нередко они продолжают жить со своим обидчиком, несмотря на многочисленные побои и словесные унижения.
Распознать абьюзера сложно, но можно. При этом шансы на то, что такой человек изменится, достаточно низки.
«Можно понять по рассказам, как он общается с другими людьми, обращается с животными. Нужно подмечать эти тонкости. Если в предыдущих отношениях он каким-то косвенным образом или напрямую говорит, что было насилие, то это уже тревожный знак. Не нужно думать, что это было потому, что вот «она сама спровоцировала, она плохая, а я хорошая, со мной такого не будет». Это иллюзия», — отметила психолог Елена Шматова.
По словам специалиста, домашнее насилие может быть физическим, моральным, экономическим и манипулятивным. Существует несколько «тревожных звоночков», которые говорят о пассивном или активном агрессоре. К ним относится чрезмерный контроль передвижения, запрет на общение с подругами, проверка звонков и финансов.
«Как правило, мужчины-тираны пытаются сделать максимально закрытую семью. Чтобы женщина не рассказывала о проблемах, потому что это может навредить его репутации. И тогда получаются двойные стандарты. В обществе он хороший, а в семье тиран. Когда женщина начинает рассказывать, что в семье поведение другое, то ей мало кто верит. Либо насилие в обществе оправдывается тем, что «сама виновата, сама заслужила», — рассказала психолог.
Елена Шматова отметила, что если женщина всё же приняла решение уйти от таких отношений, то делать это нужно постепенно. Резкий разрыв может спровоцировать жестокую агрессию.
Жительница Ессентуков Светлана почти два года жила с абьюзером. Пострадавшая призналась, что не могла уйти от агрессивного мужчины — надеялась, что изменится.
«Меня не узнавали родственники и друзья. Я — та, которая всегда могла за себя постоять, весёлая, зажигалочка компании. Просто в один момент потухла. Конечно, никто не знал, что творится в нашем «гнёздышке». У нас были эмоциональные качели. Но после словесной перепалки в меня всегда летел кулак. Почему не уходила? Не знаю. Любила его сильно. Больная любовь какая-то, ну или я», — поделилась девушка.
По словам ставропольчанки, причиной таких инцидентов сперва была ревность. Потом у молодого человека всё переросло в личную неприязнь. Когда девушка поняла, что отношения нужно заканчивать, ситуация уже достигла пиковой точки. Мужчина не хотел отпускать свою бывшую возлюбленную. В её адрес летели ужасные выражения: «Я тебя сгною», «Буду мучать до потери пульса», «Закопаю, и никто не найдёт».
Пострадавшая призналась, что рассказывать о таком никому не хотелось. Ей было стыдно, что она довела свою жизнь до такого кошмара.
«Мне кажется, если бы я рассказала об этом, никто бы не поверил. На людях это был совершенно другой человек. Днём он улыбался нашим знакомым, а ночью бил меня. Однажды он привязал меня к батарее, избил, изнасиловал и ушёл на весь день. Честно, мне в тот момент хотелось просто умереть. Было стыдно, что мои родители узнают об этом. Или подруги будут шушукаться обо мне. Почему-то я не думала, что меня кто-то поддержит. Настолько этот человек довёл меня, что я сама поверила, что всего этого заслуживаю», — поделилась ставропольчанка.
К счастью, эта история не закончилась трагедией. Молодой человек отпустил свою жертву, не забыв разрезать паспорт и выкинуть все вещи на лестничную площадку. Однако сообщения с угрозами продолжались ещё некоторое время. По итогу девушка решила переехать в другой город, поменяла номера и удалилась из социальных сетей.
Сейчас Светлана замужем, у неё две дочери. Ужасы, через которые ей пришлось пройти, она не забыла. По словам ставропольчанки, она очень боится, что её дети в будущем могут столкнуться с тиранией и будут об этом молчать. Ведь своей маме Светлана до сих пор ничего не рассказала.
Куда обратиться за помощью?
В Ставропольском крае действуют три кризисные службы для женщин, которые подверглись домашнему насилию и жестокому обращению. В Ставрополе находится «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям». Также поддержку можно получить в «Будённовском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Искра» и «Пятигорском комплексном центре социального обслуживания населения».
Пострадавшим также помогут в «Доме для мамы», который находится в Ессентуках. Ещё в Ставрополе существует епархиальный приют «Мамины руки».
Во всех перечисленных организациях женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, оказывают различные виды поддержки: психологическую, юридическую и социальную.
Однако полную безопасность можно обеспечить только в случае принятия соответствующего закона. Эту тему в очередной раз подняла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. По её словам, подготовка этого документа весьма сложна, но резонансные события требуют действий.