История самолёта из парка Победы Ставрополя: два десятка лет в небе и полёты с Терешковой

11 ноября 2021, 16:07Статьи

В 2021 году Ил-18 из ставропольского парка Победы исполнилось 60 лет. Многим он известен благодаря одиозному кафе «Лайнер», однако история самолёта куда глубже. Об этом — в материале «Победы26».

Ил-18 — во многом уникальный самолёт. Это первая в СССР модель, изначально спроектированная для перевозки пассажиров. Всего выпустили около 500 таких лайнеров. До этого такие аппараты были, по сути, глубокими модификациями военных воздушных судов.
Неудивительно, что с расцветом реактивной авиации лайнер стал одним из самых распространённых авиапамятников в стране.
Ставропольский Ил-18 с бортовым номером СССР-75767 выпустили в 1961 году на московском машиностроительном заводе «Знамя». Самолёт относился к самой массовой модификации Ил-18В. За всё время производства собрали 335 таких бортов.
Первым местом службы Ил-18 СССР-75767 стал московский аэропорт «Внуково». Однако уже в 1962 году судно отправилось в Закавказье, в армянский авиаотряд.
Именно на этом лайнере в 1965 году с визитом в Армению прибыла первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Сохранился исторический снимок, где они с мужем Андрияном Николаевым стоят у хвостовой части в ереванском аэропорту.
В 1977 году, после 16 лет эксплуатации, Ил-18 СССР-75767 прошёл модернизацию на авиаремонтном заводе в подмосковном Быково. Самолёт получил более мощные двигатели, дополнительные топливные баки и новое пилотажное оборудование.
Лётная жизнь борта после модернизации была недолгой, и спустя 2 года он выработал положенный ресурс. В 1979 году Ил-18 списали, и ещё несколько лет он простоял в аэропорту Еревана.
В СССР списанные самолёты часто не распиливали на металл, а устанавливали в парках и скверах как памятники. Именно так в 1981 году Ил-18 из ереванского авиаотряда и оказался в парке Победы Ставрополя.
Сажать самолёт пришлось на грунтовую взлётно-посадочную полосу аэродрома ДОСААФ в юго-западном районе. Такой выбор был неслучайным: объект находился ближе всего к парку Победы, что упрощало транспортировку к месту последней стоянки.
Даже несмотря на все ухищрения, самолёт всё равно пришлось разбирать. С него сняли крылья и в таком виде провезли по улицам города.
Большинство самолётов, установленных в городах бывшего СССР, пошли под нож в конце 80-х — начале 90-х годов. Схема почти всегда была одинаковой: в бывших памятниках открывали увеселительное заведение. Через несколько лет оно сгорало и то, что оставалось от лайнера, сдавалось в металлолом.
Ставропольскому Ил-18 повезло избежать такой участи, хотя в развлекательных целях его использовали с 1991 года. Сначала в нём открыли видеосалон, потом комнату смеха, а в 2000-х годах по правому борту — знаменитое кафе «Лайнер».
Сейчас заведение не работает, а само судно обросло плотным слоем ларьков с фаст-фудом. Хочется верить, что ставропольский Ил-18 не повторит судьбу своих собратьев, превращённых в груду металлолома. Памятников этому самолёту в стране осталось меньше десятка.