сб, 27 апр.
02:19
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Ставропольский «Театр на Гагарина»: реальнее только правда

15 февраля 2022, 08:30СтатьиФото: СКИА

Что ищут зрители в спектаклях первого альтернативного театра в Ставрополе? Почему работы Тамерлана Коченова всегда откровение? Как спортсмен, воспитавший чемпионов и тренера молодёжной сборной страны по тхэквондо, заставляет зрителей плакать? Корреспондент СКИА искал ответы на эти вопросы.

«Я не люблю театр», — провокационно заявляет основатель и художественный руководитель «Театра на Гагарина» Тамерлан Коченов и широко улыбается.

Конечно же, это неправда. Театр — его любимое дело, которому он служит в ущерб тренерской работе, съёмкам в кино и другим некогда важным и неотложным делам. Правда в том, что Тамерлан Коченов не любит театр развлекающий, театр, не несущий смысловой нагрузки, «театр одного вечера». Потому каждое из полутора десятков его сценических произведений — шок, взрыв, острый конфликт ярких героев, их поступки, которые делают зрителей соучастниками истории и ещё долго вновь и вновь мысленно заставляют вернуться к увиденному и услышанному.

«Я стараюсь максимально зрителя задействовать, чтобы события менялись одно за другим, чтобы не было скучно ни мне самому, ни другим»,
говорит художественный руководитель «Театра на Гагарина».

Об актёрской стезе Тамерлан мечтал с детства. Грезил фильмами с участием Брюса Ли и Джеки Чана. Так в его жизни появилось тхэквондо, которое помогло ему пробиться на экран. В творческой копилке ставропольского актёра — много работ в кино и телесериалах, где знание боевых искусств очень пригодилось. Да и в спорте он мог бы достичь самых больших вершин — если бы не травма. И Тамерлан стал воспитывать спортсменов в качестве тренера. Среди его учеников — чемпионы России и Европы и даже недавно назначенный главный тренер молодёжного состава сборной страны Анар Аскеров. А сейчас спортивный опыт помогает президенту Федерации тхэквондо Ставрополя решать различные задачи в обычной жизни и в творчестве.

За плечами режиссера «Театра на Гагарина» внушительная спортивная карьера
Фото: Тамерлан Коченов
«Определённый характер складывается, когда человек занимается спортом. Есть дисциплина, умение правильно определять приоритетные цели, ставить главные задачи — вот так спорт и помогает. Кстати, наш девиз — «Реальнее только правда» — перекликается с девизом кудо — "Реальнее только жизнь"»,
делится руководитель театра.

«Кочующий» театр покоряет зрителей

Тамерлан и его верная спутница, супруга, муза, ведущая актриса «Театра на Гагарина» Лариса Урбан вместе уже четверть века. Вместе тренировались, на одном курсе изучали азы актёрского мастерства, вместе выходили на сцену Ставропольского академического театра драмы и вместе приняли решение о создании первого в городе альтернативного театра.

«Альтернатива — это выбор для людей, чтобы они могли пойти в несколько театров и выбрать для себя интересный материал, который им больше нравится. Мы просто хотели чего-то большего: развиваться, не останавливаться на достигнутом. И решили делать самостоятельно то, что нам нравится»,
объясняет Тамерлан Коченов.
Режиссёр и худрук «Театра на Гагарина» Тамерлан Коченов
Фото: Сергей Пархисенко// СКИА

Так родился театр «На Гагарина», названный так по первому месту своего расположения в городском ДК имени Юрия Гагарина. Затем были другие пристанища. И везде театр находил своего зрителя, несмотря на статус «кочующего» театра, как говорит его художественный руководитель.

В арсенале «кочевников» — антиутопия «Джульетта выжила», философско-комедийная история «Ангел, чёрт и проктолог»; социальная драма «Взаперти»; криминально-музыкальная драма с элементами комедии «Псы с городских окраин» и ещё более десятка других произведений, каждое из которых стало без преувеличения событием в театральной жизни Ставрополя.

Интересно, что в «Театре на Гагарина» работают не только дипломированные актёры. Нередко это люди, которые в обычной жизни — представители абсолютно разных профессий. Но все они, объединённые любовью к театру, вечерами или в выходные дни собираются на репетиции, чтобы с помощью режиссёра найти нужные образы и грани своих ролей и вынести свои творения на суд зрителей.

Как рождаются спектакли «Театра на Гагарина»?

Однозначно ответить на этот вопрос зачастую не может и сам их автор. Например, поставить спектакль по драме молодого автора Альбины Гумеровой «Взаперти» Тамерлану Коченову предложил известный российский театральный критик Павел Руднев, который приезжал в Ставрополь на премьеру спектакля «Затворник и Шестипалый».

«Это было красиво и величественно. Театру многого не хватает: специалистов по свету, по хореографии, сценографов, но, даже не имея этого, они делают спектакль на свой риск и страх, делают, как умеют, профессионализируясь в полевых условиях...<...> Затворника играет сам Тамерлан — мощный, титанический, маскулинный, с кавказскими корнями, с навыками восточных практик и опытом каскадерства. Он гуру, он философ, он сказочный мудрец с бархатными интонациями в голосе и кошачьей четкостью движений»,
написал об одной из работ «Театра на Гагарина» Павел Руднев.

Премьера драмы «Взаперти» прошла накануне пандемии, а во второй раз актёры сыграли спектакль уже в феврале 2022 года в пространстве обновлённого театра кукол. И, как обычно, был полный аншлаг.

Сцена из спектакля «Взаперти»
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

Об атмосфере на сцене

Своими впечатлениями от премьеры с корреспондентом СКИА поделились зрители.

«Это не игра на вкусы публики — это свой взгляд. В каждом спектакле есть ценности. Это разговор о душе, о Боге, ты выходишь с какой-то мыслью, это не пустое времяпрепровождение, не стендап, не камеди-клаб — все пришли, посмеялись и ушли — а это развитие, спектакль как откровение, из которого человек всегда может что-то вынести для себя»,
рассказывает Ольга Харина.

По словам другой зрительницы, её приятно удивляют нетривиальные сценарии и сильные актёрские работы коллектива.

«Успела посмотреть три их постановки: «Джульетта выжила», «Концлагеристы» и «Взаперти». Пока у меня в фаворе «Концлагеристы» — размышления о том, как могла бы пойти история нашей страны после развала СССР. Необычно, что режиссёр задействует в постановках непрофессиональных актёров — это, на мой взгляд, свежо и смело. Причем это не бессловесные статисты, а полноценные персонажи. Здорово, что они справляются»,
отмечает Татьяна Климова.

… и за кулисами

Не просто представить свою трактовку той или иной пьесы, а собрать творческий коллектив единомышленников, создать нужную атмосферу, оформить спектакль и выпустить в свет — такая задача стоит перед режиссёром в каждой работе. Работать над пьесой под руководством Тамерлана всегда комфортно, признаются актёры театра.

«С ним легко работать. Не было никакого напряжения, было комфортно. Партнёры располагали. Сам Тамерлан располагал»,
говорит исполнительница роли Любови в спектакле «Взаперти» Олеся Ценцера.
Корреспондент СКИА и актриса «Театра на Гагарина» Олеся Ценцера
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

С мастером спорта и обладателем чёрного пояса по тхэквондо, конечно, особо не поспоришь, но во время работы над спектаклем грозный противник на татами превращается в заботливого наставника и тонкого психолога: умеет объяснить задачу, настроить, вдохновить.

«Если вступать в конфронтацию — то режиссёр жёсткий, а если довериться — всё получится и будет просто шедеврально»,
вторит своей партнёрше по сцене Лариса Урбан.
Актрисы «Театра на Гагарина» Лариса Урбан и Олеся Ценцера
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

Главное чудо в жизни — не театр

В 2021 году в жизни Ларисы и Тамерлана произошла важная перемена — родилась дочь Алиса, которая, несмотря на свой возраст, посещает репетиции родителей. Маленькая принцесса, как её называют родители-театралы, похоже, уже разбирается в интонациях режиссёра и актёров: когда всё идёт по сценарию — может заснуть лёгким младенческим сном. Продолжит ли чадо театральную династию Коченовых — пока неизвестно. Если ей так захочется — худрук и прима театра возражать не будут. Главное — чтобы она была счастлива, говорит Тамерлан.

Лариса Урбан и Тамерлан Коченов стали родителями
Фото: Тамерлан Коченов

Сейчас «Театр на Гагарина» работает над постановкой двух новых спектаклей на разных площадках, а ещё один — о жизни Айседоры Дункан, возможно, будет представлен на сцене ставропольской филармонии — сейчас как раз идут переговоры на этот счёт.