Коррекционную школу 1 ноября 1922 года основал глухой учитель Иван Бондаревский. Несмотря на отсутствие слуха, он был очень образованным человеком и владел несколькими иностранными языками.
Именно Иван Бондаревский под конец Гражданской войны обратился в губернский отдел образования с инициативой комплексно помогать глухим и слабослышащим детям. До нынешнего времени не сохранилось ни одной фотографии основателя и первого руководителя школы, зато сохранилась добрая память о нём и о его поступке.
Когда школа открылась, в ней было всего четыре класса, в которых обучались около 50 человек. В те времена педагогам приходилось особенно непросто — специализированных книг и пособий было мало. К тому же учителям приходилось фактически с нуля разрабатывать методики по работе с глухими воспитанниками.
Одна из достопримечательностей школы — местный музей, созданный в 2006 году. Он разбит на секции, каждая из которых посвящена различным периодам истории учебного заведения, начиная с 1922 года. Здесь информация об основателе учреждения и первых учителях, о тяжёлых 30-х и 40-х годах, а также о послевоенном восстановлении школы.
Самая обширная секция музея посвящена современности. В отделе «XXI век» можно узнать о внеурочных увлечениях школьников.
Сейчас в школе учатся 182 ребёнка, которые частично или полностью лишены слуха. Директор Татьяна Захарина руководит учреждением уже 35 лет. Она вспоминает, что во времена СССР воспитанников было вдвое больше. По словам собеседницы информагентства, раньше детей привозили со всего Северного Кавказа, но затем школа начала принимать только ставропольских ребят.
Классы в коррекционной школе устроены так, чтобы детям было проще воспринимать информацию. Занятия обычно проводят для шести учеников, а парты в аудиториях стоят не рядами, а полукругом. Это сделано для того, чтобы дети могли наблюдать за жестами и мимикой учителя.
Дети осваивают не только стандартную школьную программу, но также развивают дополнительные умения и навыки. Татьяна Захарина рассказывает, что в учебном заведении действуют несколько творческих кружков, где воспитанники учатся танцевать, вышивать, рисовать и даже петь.
Татьяна Захарина поясняет, что детей также обучают навыкам работы на компьютере и коммуникативным функциям, умению ладить между собой и работать в команде. Также в школе периодически проходят поэтические вечера, где ученики читают произведения великих классиков.
В школе работают секции по волейболу, футболу, бадминтону, дзюдо и лёгкой атлетике. Более 40 детей параллельно занимаются в детско-юношеских спортивных школах города. С 2005 года сборная учебного заведения участвует в различных краевых и всероссийских соревнованиях.
В преддверии юбилея в учебном заведении состоялся внеплановый вечер встречи выпускников, на который пришли бывшие воспитанники школы-интерната. Многие из них добились серьёзных успехов в жизни, сделали карьеру.
Татьяна Захарина рассказывает, что после окончания школы многие выпускники поступают в техникумы и вузы. Они получают образование и добиваются успеха, несмотря на все сложности и преграды.
Юбилей в школе отмечают под девизом «Век живём, век работаем, век учимся, век любим». По словам Татьяны Захариной, преемственность поколений — одна из главных особенностей школы-интерната. К столетию учебного заведения выпускники вместе с действующими учениками и педагогами приняли участие в специальной акции. Они заложили «капсулу времени» с посланием для будущих учеников и преподавателей. Оно адресовано потомкам в 2072 год.
При этом Татьяна Захарина с сожалением отмечает, что к юбилею учебного заведения не всё задуманное удалось реализовать. По словам собеседницы информагентства, школа требует капитального ремонта, который хотели приурочить к её столетию. Однако обновление пришлось отложить.
Школу не раз отмечали на федеральном уровне, а в декабре прошлого года её признали лидером российского образования. Директор учебного заведения подчёркивает, что успехи позволяют привлекать дополнительное внимание к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья и помогать им.