Нашу жизнь ускорили современные средства связи. Письма превратились в сообщения в чатах, а открытки — в электронные картинки, которые можно отправить и получить менее чем за минуту. Может быть поэтому традиция написания бумажных писем сегодня кажется особенно трогательной.
Да, бумажные письма всё ещё отправляют. В основном это заказные письма — по данным ставропольского управления «Почты России» края число таких писем увеличилось с почти 14 млн в 2017 году до более чем 23 млн в 2021-м. А вот простых писем, напротив, стали отправлять меньше: в 2017 году их послали более 22 млн, а в 2021-м — чуть больше 19 млн. Приходится признать: целая историческая традиция уходит в прошлое. А ведь когда-то почтовая жизнь кипела на Ставрополье.
Большой поток проезжающих, получавших документы для дальнейшего передвижения именно в Ставрополе, личная и деловая переписка горожан давали значительную нагрузку на ставропольскую почтовую службу.
Но на смену почтовым тройкам в ХХ веке пришёл железнодорожный транспорт. Ставрополь получил тупиковую ветку, и постепенно почтовая жизнь здесь вошла в тихое, размеренное русло. Хотя активно переписываться ставропольцы продолжали ещё многие десятилетия.
Это подтверждают объёмы музейных фондов — на сегодня электронная база Ставропольского музея-заповедника по запросу «письмо» выдаёт около 10 тысяч экспонатов и ещё более 4 тысяч — по запросу «открытка». Всё это — корреспонденция разного времени, деловая и личная. И ценность её очевидна.
В музеях действуют строгие правила приёма экспонатов, их хранения, обработки и публикации. Сотрудники не только собирают и изучают открытки и письма как исторические документы, но и популяризуют их. Так, деловая или личная переписка может стать дополнением к тематической выставке.
Старые письма, хранящиеся в отделе фондов музея-заповедника, датируются в основном серединой XIX века. Однако деловая переписка может быть и более ранней.
Интересно, что часть купеческой корреспонденции попала в музей тоже благодаря письму. Когда в 1941 году краевед Владимир Куроченко уходил на фронт, он оставил записку с просьбой передать собранный им материал музейщикам.
Куроченко передал в музей переписку купцов Третьяковых из Ставрополя. Даже сами формуляры для их писем с эмблемой, адресами, а то и портретами «бизнесменов», отпечатанные под заказ, — уже историческая ценность.
Ну а по содержанию писем можно многое узнать об экономических и деловых связях города, его финансовом и промышленном развитии. Так, в своё время купцы получили из Ростова-на-Дону интереснейшее предложение.
Кстати, отдельного внимания заслуживает и идеальный почерк. Ровные, чёткие, уверенные линии выдают делового, серьёзного, собранного человека.
Поражают красотой и вариантами оформления и частные письма. Формуляры для них — например, складные с вклеенными листами писчей бумаги — продавались на почте. Так, фонд ставропольского старожила Зинаиды Ивановой включает письма и почтовые открытки. И каждый экземпляр — произведение искусства.
Вот письмо от папы — иллюстрированный рассказ о том, как спешит отец к любимой дочке и какие подарки он везёт. А вот — записка от ученика седьмого класса: красивый формуляр, от руки нарисованный букет и сожаления о том, что автор письма не сможет прийти на бал из-за болезни. Ну а самыми яркими посланиями были, конечно, почтовые открытки.
По словам сотрудницы музея, на большинстве сохранившихся открыток — поздравления к праздникам. Очень популярны были поздравления с днём ангела — раньше день рождения особым праздником не считался и шёл «в нагрузку» к этой дате.
Второй в России женщиной, награждённой орденом Святого Георгия четвёртой степени, стала уроженка Ставрополя Римма Иванова (первая — его учредительница, Екатерина II). О подвиге девушки, в 21 год отдавшей свою жизнь за Родину, в её родном городе прекрасно помнят и сейчас.
Что уж говорить о 1915 году, когда на экраны вышел фильм «Героический подвиг сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой»? Всего через пару месяцев после гибели Ставропольской Девы, как назвали Римму в прощальном слове, зрители заполнили кинотеатры. И были крайне возмущены увиденным.
Фонды ставропольского музея-заповедника хранят письма с требованиями убрать с экранов картину, порочащую её память.
К сожалению, писем самой героини в музее нет. Они присутствуют только в книге протоиерея Симеона Никольского «Победный венок». Но и сама книга — кладезь информации, раскрывающей характер девушки, её отношение к войне, её скромность. Уже имея несколько наград, сестра милосердия Римма Иванова просила родителей не хвалиться этим.
Пожалуй, самый большой процент от всей корреспонденции в фондах музея-заповедника — письма периода Великой Отечественной войны. Их около тысячи.
Формуляры времён ВОВ тоже отличались разнообразием. Так, в музей попала почтовая карточка «2-в-1» — на обратной её стороне есть поле для игры в шашки. Общей же для всех писем была пометка: «Просмотрено военной цензурой».
Ольга Нафталиева говорит, что граждан постоянно официально предупреждали о работе цензоров. Но люди продолжали писать о наболевшем. И это было своего рода сигналом — ведь, помимо прочего, цензура должна была отслеживать психологическую обстановку в регионах. Соответствующие рапорты составлялись раз в две недели.
Военный цензор должен был разбираться в почерках, знать несколько языков и быть хорошим психологом. Если в письме выявляли недопустимую информацию, написанное могли либо вымарать, либо конфисковать.
А вот самыми редкими считаются письма с тыла на фронт — ведь боец должен был выжить и до Победы сохранить заветный конверт! Но и такая корреспонденция хранится в фондах музея-заповедника.
И снова личная история семьи переплетается с историей города. Да и возможно ли полностью разграничить эти две «истории»?
В состав краевого музея-заповедника некоторое время назад влился литературный музей города. А вместе с ним — и переписка авторов с читателями, издательствами, друг с другом. Но особенно интересна переписка с… героями произведений.
Так, немало писем со всего Советского Союза адресовано Сергею Тутаринову, герою романа «Кавалер Золотой Звезды» Семёна Бабаевского. У Тутаринова был реальный прототип — Герой Советского Союза, наш земляк Константин Лаптев. Но люди упрямо писали именно литературному персонажу.
Письма вымышленному персонажу доставляли автору романа. И таких посланий у него собралась целая коллекция: писали работники детского сада, школьницы, военнослужащие, рабочие… Людям хотелось пообщаться с ожившими на страницах романа героями.
Читая старинную переписку, пропуская через себя чужую радость, боль, счастье, трагедии, невозможно оставаться равнодушным. «Победа26» поинтересовалась у Ольги Нафталиевой: что же запомнилось больше всего?
Ужасающие мирных жителей моменты в военной переписке кажутся сами собой разумеющимися. Ещё один подобный пример сохранила переписка Григория Прозрителева — отца-основателя краеведческого музея — с дочерью.
Известнейший в Ставрополе человек в предвоенные годы голодал, как и многие горожане. Он даже хотел продать дом. Но дочь, бывшая замужем за Александром Кочетковым, автором знаменитой «Баллады о прокуренном вагоне», — уговаривает отца не делать этого. Она пишет, что супруг её недавно получил гонорар, и обещает выслать отцу деньги.
К слову, письма с рассказами о подвигах бойцов «на личном фронте» цензура свободно пропускала. А вот просьбу «выслать водочки» могли и вымарать.
Эпоха бумажных писем уходит. Но традиция не угасла окончательно. Пример тому — рабочая переписка музея-заповедника. Ольга Нафталиева демонстрирует коллекцию современных открыток — поздравления музею от коллег, вузов, администраций к различным праздникам.
К слову, в 2021 году были приняты музейные правила, предполагающие появление так называемого цифрового музейного предмета. А это значит, что если автор решит передать свои письма, открытки, цифровые проекты на электронных носителях, то в музее имеют юридическое право принять подобные экспонаты. Работе в таком формате специалистам ещё предстоит обучаться, но первые шаги в этом направлении здесь уже делают.