— Вячеслав Сергеевич, вы с красным дипломом окончили истфак, работали в школе, преподавали в вузе. Легко было находить общий язык со школьниками и студентами? Когда поняли, что работа с молодёжью — это ваше?
— Я в школе начал работать, ещё когда был студентом — на третьем курсе. Преподавал историю, основы государства и права. Мне это очень нравилось. И если бы я выбрал этот путь, стал бы неплохим, хочется верить, учителем истории.
В том, что полностью переключился на работу с молодёжью, ключевую роль сыграл КВН. В то время это был способ заявить о себе, своих творческих способностях. Тогда не было интернета, соцсетей, видеохостингов. И для тех, кто хотел раскрыть свои таланты, самой прямой дорогой был КВН.
Играл со школы. Поставил перед собой цель — попасть в Высшую лигу, оказаться на сцене Московского дворца молодёжи вместе с Масляковым и Эрнстом. И на четвёртом курсе университета мечта сбылась. После этого впервые в жизни передо мной встал вопрос ребром: что делать дальше, по какому пути идти.
Среди ставропольских кавээнщиков я был неформальным лидером, к моему мнению прислушивались. Когда поступило предложение возглавить молодёжную общественную организацию, согласился. Потом ушёл на работу в горадминистрацию. После этого в медуниверситете занимался созданием центра культуры и досуга, курировал всю внеучебную работу со студентами. В этом вузе учиться очень сложно: нагрузки у ребят большие. Тем не менее нам удалось тогда сформировать хорошую структуру, которая работает до сих пор.
— КВН пришлось бросить?
— Нет, всё это время я возглавлял Ставропольскую лигу КВН. А в 2013 году по инициативе Елены Вениаминовны Бондаренко, которая тогда была депутатом краевой думы (сейчас она в Госдуме РФ. — Прим. ред.), и при поддержке полпредства была образована лига КВН «Кавказ». В ней играли уже не только ставропольские команды, но и кавээнщики из других регионов.
— Губернатор Владимир Владимиров всегда поддерживал такие проекты, на играх лиги «Кавказ» был частым гостем.
— Там мы и познакомились. В декабре 2014 года Андрей Джатдоев (мэр Ставрополя в то время. — Прим. ред.) предложил мне возглавить городской комитет культуры. Позже его преобразовали в комитет культуры и молодёжной политики.
— Управленческий опыт вы наработали большой — занимали пост заместителя главы города, трудились в аппарате правительства. Сейчас вас назначили министром молодёжной политики: большая ответственность. Согласились без колебаний?
— Единственное, что немного смущало, — возраст. Кажется, 45 лет — это уже не совсем молодёжь. Но общаясь и с ребятами, и коллегами, я давно понял, что возраст — это в первую очередь не цифры, а внутреннее ощущение. Чтобы работать с молодёжью, нужно быть с ней на одной волне — понимать, слушать и слышать. Это главное.
— Что изменится в молодёжной политике с появлением министерства?
— Масштаб. Проекты будут регионального уровня как минимум. Будем шире показывать наш потенциал, заводить в край федеральные проекты, привлекать дополнительные средства, чтобы дать нашим ребятам как можно больше возможностей для самореализации.
Направления традиционны. Особый упор сейчас — на патриотическую работу. Речь не о воспитании, конечно: любовь к родине формируется в раннем детстве в семье. А вот давать молодёжи возможность проявить свою любовь к родному селу, городу, краю, России — это одно из основных направлений.
На уровне федерации есть определённые тренды. Много грантовых конкурсов. Одна из задач — вложить в нашу молодёжь компетенции, необходимые для написания и защиты проектов. Не менее важно помочь в реализации идей, получивших грантовую поддержку.
— В прошлом году губернатор обещал, что в крае появится Дом молодёжи. Когда ждать открытия и что он будет собой представлять?
— Это тоже федеральный тренд. Такие центры создаются по всей стране. Мы приступим к этой работе уже в 2023 году и, надеюсь, в 2024 году наш Дом молодёжи откроет свои двери для всех.
Это площадка, где ребята смогут осуществлять свои идеи. Для молодых предпринимателей создадим условия — переговорные, лофтовые пространства для организации и проведения мероприятий, просто кабинеты, где можно прийти и поработать.
И для творчества будет много возможностей — студия звукозаписи, монтажа, фото- и видеосъёмки. Ребята, которые занимаются созданием визуального контента, вокалом, играют на музыкальных инструментах, смогут всем этим пользоваться.
Понятно, что там будут проводиться встречи с интересными людьми, конференции и стратегические сессии. Хотелось бы, чтобы в Доме молодёжи были представлены и спортивные направления: стритбол, воркаут, киберспорт.
— Уже много лет главной молодёжной площадкой Ставрополья, да и всего юга России остаётся форум «Машук».
— Он по-прежнему будет важным направлением в нашей работе. Форум проводится уже более 10 лет. В прошлом году он получил всероссийский статус. Если раньше приезжали только ребята из СКФО, то теперь — со всей страны.
— А в августе этого года на Кавминводах открылся ещё и центр знаний «Машук».
— Это одна из федеральных площадок для работы с молодёжью, — «Таврида», «Сенеж» и «Машук». Ключевая образовательная повестка будет формироваться на федеральном уровне. Но для нас важен региональный компонент — чтобы на этой площадке, одной из самых современных и оборудованных в России, могли проводиться мероприятия и для молодёжи Ставропольского края, выбравшей для себя сферу образования. Принципиальная договорённость об этом есть.
— В одном из своих интервью уже в качестве министра вы сказали, что одной из серьёзных проблем считаете отсутствие единых подходов в молодёжной политике на уровне муниципалитетов. Как планируете решать?
— Считаю для себя в первый год работы очень важной задачей создание чёткой структуры работы с молодёжью на местах. У нас 33 муниципальных образования, и везде молодёжная политика представлена по-разному. Где-то этим занимаются отдельные структуры — комитеты, управления, отделы. Где-то — один специалист из отдела спорта, культуры или образования, за которым просто закреплены эти функции.
Понимание, кто, где и как отвечает за молодёжную политику, очень важно. Мы будем эту систему выстраивать на краевом уровне, чтобы она была единой и работала чётко. Обучение специалистов для работы с молодёжью — также одна из приоритетных задач, потому что жизнь не стоит на месте, молодёжь постоянно меняется, появляются новые интересы и новые потребности. Наша задача — быть всё время на волне, на гребне, быть в тренде.
— Как бы вы описали нынешнюю ставропольскую молодёжь?
— У нас в крае 850 тысяч юношей и девушек. Молодёжь у нас хорошая, открытая, правильная. Особенность нашего региона — мы находимся на стыке культур, традиций, религий. У нас многонациональный край. Поэтому молодёжь дружелюбная. По-другому здесь не сформировалась бы такая общность. Яркие, талантливые, интересные. И мы должны дать им возможность раскрыться.
— Что посоветовали бы молодым: как себя реализовать, как состояться в жизни?
— Никогда не бойтесь спрашивать, высказывайте свою точку зрения. Двери министерства молодёжной политики всегда будут для вас открыты. Можно смело приходить со своими идеями, проектами, задавать вопросы. То, что каждый будет услышан, — обещаю.