вт, 08 окт.
03:31
Ставрополь
+17 °С, ясно
Эксклюзивы

Как не разориться, пытаясь сэкономить: о чём стоит помнить ставропольцам в «чёрную пятницу»

25 ноября 2022, 12:25СтатьиФото: ИА «Победа26»

Ничто так не украшает магазин, как объявление о скидках. «Чёрная пятница», которая в этом году выпала на 25 ноября, — самое долгожданное событие для шопоголиков. Оправдан ли ажиотаж в офлайн и в онлайн-магазинах? Всю правду о тотальной распродаже узнала «Победа26».

Почему пятница чёрная?

«Чёрную пятницу» начали отмечать в Америке 56 лет назад. Поначалу название отсылало к сильным пробкам на дорогах после Дня благодарения, который выпадает на четвёртый четверг ноября. Немного позже термин приобрёл новое значение, связанное с идиомой in the black, что означает «положительный баланс», в противоположность in the red — «отрицательный баланс». Считалось, что магазины оказывались в плюсе именно в день распродаж. Американские продавцы вели бухгалтерию черной и красной ручками: первой записывали прибыль, а второй — убытки.

В России «чёрная пятница» впервые прошла в 2013 году и с тех пор проводится регулярно.

Что стоит за огромными скидками?

Самая масштабная распродажа года выпадает на последнюю пятницу ноября. В 2022 году этот день приходится на 25 число. В зависимости от магазина распродажа может начаться сразу после полуночи 24 ноября, в 19:00 25 ноября или в любое другое время, выбранное руководством, — а закончится в полночь воскресенья, 27 ноября.

Ставропольцы о «чёрной пятнице»
Видео: ИА «Победа26»

Мнения жителей Ставрополя о чёрной пятнице разнятся. Скептики утверждают, что такие масштабные распродажи  — большой обман, полагая, что магазины сначала завышают цены на товары, а затем снижают до изначальных, демонстрируя псевдовыгоду.

Конечно, есть и недобросовестные торговцы, использующие разные хитрости, чтобы надуть покупателей. Однако опытные продавцы уверяют, что и реальные распродажи выгодны для бизнеса. Скидки повышают покупательский спрос и помогают ликвидировать остатки товара, когда сезон завершился, чтобы освободить склады для новых коллекций. Внутреннюю «кухню» в беседе с корреспондентом «Победы26» раскрыла продавец одного из магазинов масс-маркета в Ставрополе. Своё имя она по понятным причинам попросила не публиковать.

Во время распродаж продавцы в основном стараются ликвидировать остатки товара
Фото: ИА «Победа26»
«Чёрная пятница — очень хорошая бизнес-стратегия, так как большие скидки сильно подогревают спрос. Распродажа длится несколько дней, иногда недель, поэтому скидки устанавливают поэтапно. Уже в первую волну скупают всё подчистую, во вторую — цены падают ещё ниже. К третьей, соответственно, остатки будут стоить ещё меньше»,
поделилась собеседница информагентства.

Минусы в покупательском ажиотаже тоже есть: во всеобщей суматохе посетители магазинов могут испортить товар.

«Часто в магазинах одежды люди быстро и неаккуратно примеряют вещи, чтобы урвать побольше. Отрывают пуговицы, рвут швы или пачкают косметикой. Такие товары отправляют в брак и продают в третью волну скидок»,
добавила девушка.

Хорошую выручку продавцам делает и желание покупателей сэкономить на подарках к Новому году. Люди, решившие спрятаться от холодов в жарких странах, в «чёрную пятницу» хорошо раскупают летние коллекции.

Скидки увеличивают продажи в магазинах
Фото: ИА «Победа26»

На возврат - 14 дней

Глава ставропольского общества по защите прав потребителей Лейла Сароян рассказала, что часто после распродаж продавцы отказываются возвращать деньги за товар, купленный по скидке.

«У покупателя есть 14 дней, чтобы вернуть то, что не подошло. Если товар был куплен по скидке, а на момент возврата она не уже действует, продавец всё равно должен вернуть деньги. Это не основание для отказа»,
пояснила специалист.

Склонность закупаться по скидкам зависит от психологического портрета покупателя, полагает психолог Наталья Сторчак.

«Зачастую люди с низким уровнем дохода покупают всё по акции, потому что уверены, что должны экономить. А иногда это не связано с доходами. Есть тип людей, которые сильно контролируют свои отношения с деньгами и в связи с этим тоже всегда стремятся сэкономить. Но в итоге и у тех, и у других всё сводится к тому, что на товары со скидкам они тратят гораздо больше, чем планировали, и покупки не всегда оказываются действительно необходимыми»,
считает Наталья Сторчак.

Психолога Елена Шматова с этой точкой зрения согласна. По её словам, многие успокаивают себя тем, что покупка по скидке — не трата, а, напротив, экономия. Продавцы используют покупательские слабости и манипулируют ими. И не только во время распродаж.

«Часто маркетологи используют в рекламе фразы типа «вы этого достойны», «качество всегда в цене», «стильные и умные выбирают именно нас». Если человек не уверен в том, что он действительно красивый или модный, то, покупая такую вещь, он будет считать, что становится обладателем этих качеств»,
поясняет психолог Елена Шматова.
Маркетологи используют психологические уловки, чтобы заманить покупателей
Фото: ИА «Победа26»

Распродажи подталкивают к совершению ненужных покупок из-за страха упущенной выгоды. Человек думает, что если не купит вещь со скидкой именно в день распродажи, даже если она не нужна, то потом такого предложения может и не быть. Появляется так называемое «ощущение срочности».

Чтобы не стать жертвой уловок продавцов и импульсивных покупок, Елена Шматова советует заранее продумывать поход в магазин.

«Человек должен чётко понимать, что ему нужно. Если у него нет такого представления, то ему легче навязать ненужные вещи. Когда у человека есть собственные продуманные приоритеты, продавцам будет сложнее «втюхать» ему лишнее, а скидку он будет воспринимать, как возможность сделать нужную покупку по выгодной цене»,
добавила психолог.
Авторы:Алина Журавлёва