«Чёрную пятницу» начали отмечать в Америке 56 лет назад. Поначалу название отсылало к сильным пробкам на дорогах после Дня благодарения, который выпадает на четвёртый четверг ноября. Немного позже термин приобрёл новое значение, связанное с идиомой in the black, что означает «положительный баланс», в противоположность in the red — «отрицательный баланс». Считалось, что магазины оказывались в плюсе именно в день распродаж. Американские продавцы вели бухгалтерию черной и красной ручками: первой записывали прибыль, а второй — убытки.
В России «чёрная пятница» впервые прошла в 2013 году и с тех пор проводится регулярно.
Самая масштабная распродажа года выпадает на последнюю пятницу ноября. В 2022 году этот день приходится на 25 число. В зависимости от магазина распродажа может начаться сразу после полуночи 24 ноября, в 19:00 25 ноября или в любое другое время, выбранное руководством, — а закончится в полночь воскресенья, 27 ноября.
Мнения жителей Ставрополя о чёрной пятнице разнятся. Скептики утверждают, что такие масштабные распродажи — большой обман, полагая, что магазины сначала завышают цены на товары, а затем снижают до изначальных, демонстрируя псевдовыгоду.
Конечно, есть и недобросовестные торговцы, использующие разные хитрости, чтобы надуть покупателей. Однако опытные продавцы уверяют, что и реальные распродажи выгодны для бизнеса. Скидки повышают покупательский спрос и помогают ликвидировать остатки товара, когда сезон завершился, чтобы освободить склады для новых коллекций. Внутреннюю «кухню» в беседе с корреспондентом «Победы26» раскрыла продавец одного из магазинов масс-маркета в Ставрополе. Своё имя она по понятным причинам попросила не публиковать.
Минусы в покупательском ажиотаже тоже есть: во всеобщей суматохе посетители магазинов могут испортить товар.
Хорошую выручку продавцам делает и желание покупателей сэкономить на подарках к Новому году. Люди, решившие спрятаться от холодов в жарких странах, в «чёрную пятницу» хорошо раскупают летние коллекции.
Глава ставропольского общества по защите прав потребителей Лейла Сароян рассказала, что часто после распродаж продавцы отказываются возвращать деньги за товар, купленный по скидке.
Склонность закупаться по скидкам зависит от психологического портрета покупателя, полагает психолог Наталья Сторчак.
Психолога Елена Шматова с этой точкой зрения согласна. По её словам, многие успокаивают себя тем, что покупка по скидке — не трата, а, напротив, экономия. Продавцы используют покупательские слабости и манипулируют ими. И не только во время распродаж.
Распродажи подталкивают к совершению ненужных покупок из-за страха упущенной выгоды. Человек думает, что если не купит вещь со скидкой именно в день распродажи, даже если она не нужна, то потом такого предложения может и не быть. Появляется так называемое «ощущение срочности».
Чтобы не стать жертвой уловок продавцов и импульсивных покупок, Елена Шматова советует заранее продумывать поход в магазин.