ср, 01 май
18:03
Ставрополь
+17 °С, ясно
Эксклюзивы

«Убить в себе игрока»: лучший хоккеист Ставрополья Егор Дёркин тренирует юных земляков

4 июля 2023, 17:01СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Хоккей с шайбой на Ставрополье постепенно превращается из экзотического вида спорта во вполне традиционный. С какими трудностями сталкиваются новички и кто их тренирует? Корреспондент «Победы26» побеседовал с самым известным хоккеистом региона Егором Дёркиным.

Место под солнцем Петербурга

Егор Дёркин
Фото: Ставропольская школа зимних видов спорта Ильи Авербуха «Наследие»

— Егор Дмитриевич, чем вас, уроженца южного города, зацепил такой северный вид спорта, как хоккей?

— Мне было шесть лет, когда я впервые увидел хоккей. И как-то сразу он пришёлся мне по душе. Просто я понял, что это моё. Чем дольше занимался, тем больше нравилось. Стал лидером команды, много забивал, играл не только за ставропольцев, но и за клубы из соседних регионов: Краснодарского края и Ростовской области. А затем меня приметил тренер из Санкт-Петербурга, и со временем я оказался в академии питерского «Динамо».

— Для ребёнка отъезд из родного дома — это стресс. Как пережили это событие?

— Первый год было трудно, но потом привык. Вокруг меня были такие же ребята, которые ради своей мечты уехали из родных городов. Со временем мы сплотились, стали очень дружны. Чем дальше, тем меньше было времени и поводов для грусти. Мы постигали азы игры, при этом росли в условиях высочайшей конкуренции. Надо было постоянно держать высокий уровень, чтобы получать место в первых пятёрках и достаточное количество игрового времени.

Кроме того, в конце каждого сезона из многих уголков страны на просмотр приезжали наши сверстники, которые тоже стремились к тому, чтобы завоевать место под солнцем и получить возможность стать профессионалом. 

В Санкт-Петербурге я провёл пять с половиной лет, а за игровой практикой в юношеском возрасте поехал в Краснодар, в команду «Беркуты Кубани». Через год проект по финансовым причинам закрылся, и я отправился в Орск, в команду «Южный Урал». В матчах с юношескими коллективами таких известных клубов, как омский «Авангард», магнитогорский «Металлург», уфимский «Салават Юлаев», челябинский «Трактор», «Югра» из Ханты-Мансийска я, можно сказать, окреп и возмужал.

Егор Дёркин прошёл обучение в хоккейных клубах России и Европы
Фото: Ставропольская школа зимних видов спорта Ильи Авербуха «Наследие»

Для чего спортсмену английский

— Казалось бы, вам прямая дорога в ведущие клубы страны, выступающие в Континентальной хоккейной лиге. Однако вы предпочли уехать в Европу. Почему?

— В 16 лет, думаю, рановато мне было ещё в клуб КХЛ. Тем временем поступило предложение из Словакии, и я решил попробовать «легионерского хлеба». В итоге отыграл там почти шесть лет, выступал за клубы «Спишска Нова вес», «Жилина», «Скалица», а также за сборную университета Матея Бела, где я проучился год.

— Как вас встретила Словакия?

— Пришлось непросто. Помимо английского языка, пришлось ещё учить чешский и словацкий. Спасибо местным ребятам, которые взяли надо мной шефство: помогали с бытовыми вопросами, приносили учебники, объясняли какие-то особенности. У нас была многонациональная и дружная команда, в которой играли и словаки, и чехи, и русские, и шведы, и канадцы, и американцы.

За рубежом я ещё раз убедился, что спортсмен обязательно должен знать английский язык — без него как без рук. Установку тренера тебе никто переводить не будет, а если сразу неправильно понял, что сказал коуч, — всё, пиши пропало.

— Большая разница между российским и европейским менталитетом?

— Конечно, отличия есть. В Восточной Европе это, правда, заметно не так сильно — сказывается общее прошлое. Тем не менее в целом всё другое. Но у меня получилось с этим справиться. При этом я видел немало примеров, когда хоккеисты, так толком и не адаптировавшись за границей, возвращались домой.

В тренеры в 20 лет

— Как произошёл переход из игроков в тренеры? Ведь вам тогда едва стукнуло 20 лет!

— Всему виной пандемия коронавируса. В начале 2020 года чемпионат Словакии был остановлен, пришлось вернуться домой. Но, как известно, всё, что ни делается, — к лучшему. В Ставрополе я потихоньку начал заниматься с детьми, и мне это очень понравилось. В итоге решил заканчивать игровую карьеру. Конечно, это далось непросто. Но я понял, что уже готов к переменам. Да и травмы дали о себе знать.

Главное — я получал удовольствие от работы с детьми. Поэтому когда позвонили из Словакии и позвали вернуться, я уже знал, что назад дороги нет. Я принял решение и чувствовал, что оно правильное. Есть такое выражение: «Чтобы стать хорошим тренером, нужно убить в себе игрока». Наверное, я уже тогда был к этому близок. Тем более я ведь остался в своём любимом хоккее, но в другой роли.

— Много ли в Ставрополе тренеров с хорошим хоккейным прошлым, поигравших, как вы, на профессиональном уровне? Нет ли кадровой проблемы? Ведь не секрет, что заманить профессионалов из больших хоккейных центров России (столичных регионов, Урала и Сибири) на юг страны, который всё ещё считается в хоккейном плане отстающим, проблематично.

— Местных тренеров, которые поиграли на высоком уровне, немного, но они есть. Я бы не сказал, что у нас кадровый голод. В Ставрополе, Невинномысске, Будённовске работают и опытные наставники, и молодые ребята, приехавшие из других регионов. Благодаря этому конкуренция повышается с каждым годом, это двигает ставропольский хоккей вперёд.

«Играл на фигурных коньках»

— Хоккей — удовольствие не из дешёвых. Основные затраты несут родители. Получается, талантливым детям из небогатых семей в южной провинции путь к ледовой мечте заказан?

— Есть одна замечательная фраза: «Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины». Это очень подходит к хоккею. Чтобы стать хоккеистом, нужно, прежде всего, иметь огромное желание играть. Никто не заставляет родителей сразу же приобретать полный комплект формы и амуниции. К примеру, для новичков, желающих попробовать свои силы на льду, в нашей школе зимних видов спорта «Наследие» предусмотрена амуниция. Не понравилось — сдал коньки — и весь разговор.

Когда я начинал играть, хоккея как такового в Ставрополе практически не было. Площадок было мало: одна под крышей — в торговом центре, вторая на открытом воздухе — в парке Победы. Занимались хоккеем тогда единицы, а найти форму, защитные щитки было нереально. Я, например, первое время катался на фигурных коньках, а более-менее приличная амуниция у меня появилась только через несколько месяцев. Да и команды на юге России тогда можно было пересчитать по пальцам.

Конечно, без поддержки родителей юному спортсмену никуда. Я уехал из Ставрополя в девять лет, и до сих пор благодарен маме и папе за то, что они согласились отпустить меня за 2,5 тыс. км. Тогда это был единственный вариант стать хоккеистом.

— По этой проторенной дорожке дети в хоккейной провинции следуют до сих пор. Рано или поздно ребятам, которые хотят стать профессионалами, приходится покидать отчий дом. Можете подсказать родителям, в каком возрасте отпускать ребёнка?

— Если вы видите, что ваш ребёнок перегнал в мастерстве всех сверстников не только в своей команде, но и во всём регионе, не спешите его отправлять в дальние края. Ведь есть ещё команды старших возрастов, где начинающий игрок может продолжать расти и прогрессировать. Тогда вопрос с отъездом можно отложить ещё на некоторое время.

Авторы:Леонид Миронов