чт, 02 май
18:05
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

«Запах кулис сводит с ума»: ставропольский актёр Игорь Барташ — о театре, зрителе и творческом пути

16 ноября 2023, 16:05СтатьиФото: ИА «Победа26» / Ставропольский актёр Игорь Барташ рассказал о театре, зрителе и творческом пути

16 ноября известному ставропольскому актёру Игорю Барташу исполнилось 50 лет. По случаю юбилея «Победа26» поговорила с артистом о его карьере, особенностях профессии, мечтах и творческих планах.

«Всё показать не успеваем»

— Как вы начали свою карьеру, что вас привлекло в театре? 

— В моей жизни появился человек, который смог увлечь меня театром, — это бывший актёр Анатолий Андреевич Дуров. Он организовал сперва театральный кружок, а потом открыл студию «Пятый этаж». Самое главное ощущение, которое дарит театр, можно почувствовать, когда оказываешься на кулисами. Запах кулис — это такой запах, который сводит с ума. Это таинство, которое завораживает.

— Чем сейчас живёт Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова?

— Много работы, омолодился состав, но должны быть и те, кто в театре давно. У нас, к сожалению, таких сейчас немного. Они уходят по разным причинам.

— А «молодая кровь» — это местные ребята? 

— Да, это наши ребята. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Самое главное — чтобы они научились и любили театр. Во всяком случае, могу сказать, что зритель нашу молодёжь любит. Наш зритель очень преданный. В последнее время у нас на каждом спектакле аншлаги. 

Видео: ИА «Победа26»

— Может, тогда стоит увеличить количество постановок? 

— Увеличить количество постановок не получится, потому что мы не успеваем играть то, что есть в репертуаре. Сейчас у нас больше 30 спектаклей.

— Вы художественный руководитель литературно-музыкального театра «Гармония». Расскажите, как вы к этому пришли и чем этот театр уникален. 

— Основатель театра — Галина Николаевна Пухальская. Когда-то она предложила сделать литературный спектакль по произведению «Барышня-крестьянка». И с тех пор я служу в двух театрах, а с 2015 года — руковожу «Гармонией». 

— Как сейчас обстоят дела в театре «Гармония»? 

— Открыли сезон премьерой, посвящённой юбилею театра. Ожидаются юбилейные вечера артистов: Елены Днепровской, Светланы Калгановой, Ильи Калинина и других. Работаем мы по воскресеньям, спектакли начинаются в 16:00. 

Главная роль за 28 лет карьеры

— Как вы относитесь к персонажам, которых играете? Оправдываете их, разделяете взгляды? 

— Есть такие герои, поступки которых трудно оправдать. Например, когда играешь убийцу. Если брать классический репертуар, то всё, что намешано даже в самом плохом образе, есть в нас. Разница только в том, может ли человек перейти красную черту или нет.

— У вас есть роль, которую можно назвать главной за 28 лет службы в театре? 

— Мне в этом смысле повезло, потому что я сыграл множество знаковых ролей, даже небольших. Например, Левин в «Анне Карениной», Печорин в постановке Юрия Ивановича Ерёмина, Чацкий из «Горя от ума» и многие другие. Это если брать русскую классику. В постановках по зарубежным произведениям мне, может, и не так везёт, но там я играю комедийных персонажей, и это тоже очень важные роли, поскольку люди любят смеяться, радоваться.

Игорь Барташ рассказал о главных ролях в своей жизни
Фото: ИА «Победа26»

От режиссёра зависит всё

— С какими трудностями сейчас сталкиваются актёры? 

— Что молодому, что старшему поколению нужна хорошая режиссура. Сейчас нет таких личностей в этой профессии, какие были раньше. Возможно, они рождаются именно сейчас и через какое-то время их имена будут греметь по стране. Режиссёр — главный человек в театре и многое от него зависит: произведение, развитие образов, театра в целом. Это если говорить о глобальных вещах, а так — проблемы, как и у многих: когда наступает день зарплаты и аванса, ты смотришь и не понимаешь: работал или нет.

— А молодым режиссёрам дают ставить спектакли? 

— Дают, репетируют, играют. В той же «Гармонии» Евгений Задорожный поставил массу спектаклей, а он совсем молодой — по сравнению со мной.

— Бывали казусы на сцене? Например, когда вы забывали текст, что-то шло не так. Случаются ли они сейчас? 

— Казусы случаются всегда, независимо от возраста и опыта, потому что объём информации большой. Смешные истории тоже бывают. Но смешными они оказываются, когда происходят именно на сцене. Допустим, мы еле сдерживались, чтобы не рассмеяться, отворачивались от зала в спектакле «Энергичные люди». Два персонажа — мой и Полины Полковниковой — мирятся, бурно и страстно целуются. После одного из поцелуев Полина цепляется каблуком за ковёр и падает. Все начали шутить — мол, мы так целовались, что Полина упала в обморок. Или другой случай: известная актриса вспоминала, как играла в спектакле, где должна была выпивать из графина водку. У артистов хватило ума налить настоящую водку на один из спектаклей. Все стояли за кулисами и смотрели, как она будет на это реагировать. Но актриса мужественно довела сцену до конца, выпив весь графин.

«Есть желание продолжать заниматься своим делом»

— А как у вас обстоят дела с кино? 

— Не так много съёмок, как хотелось бы, но они есть. Из-за плотного графика в театре нет возможности ездить на кастинги. За последнее время в сериале «Жена олигарха» сыграл, в четвёртом сезоне «Шифра» небольшой эпизод, работа в короткометражном фильме Дмитрия Москвитина «Интервью». Сейчас он запускает новый проект и в декабре поучаствую в съёмках.

— Совсем скоро состоится премьера спектакля «Свадьба Кречинского» к вашему юбилею. Как долго готовились?

— Готовился он трудно, потому что множество репетиций отменялись по разным причинам. В любом случае на сцене будут потрясающие артисты, мои партнёры. Тем более такая прекрасная пьеса талантливого Александра Сухово-Кобылина, потрясающая музыка, интересная декорация, костюмы. Да, не всё идёт гладко, но в этом есть своя прелесть.

— Остаётся ли у вас после стольких лет работы в театре какая-нибудь большая мечта, творческие планы? 

— Есть желание продолжать заниматься своим делом. Когда есть желание, будет всё остальное. Мечта — как можно дольше выходить на сцену, видеть полные залы. При этом не хочется выходить на сцену и понимать, что тебя жалеют.

Зачем ходить в театр? 

— А хотели бы попробовать себя в смежных направлениях театрального искусства? Режиссура, драматургия, преподавательская деятельность? 

— Никогда я режиссёром или педагогом не буду — для этого надо иметь другие мозги. Лучше я буду хорошим артистом, чем плохим режиссёром или отвратительным педагогом. Писать пьесы — тоже другие мозги. Надо, чтобы каждый занимался своим делом — и тогда всё будет хорошо.

— И финальное: зачем ходить в театр? 

— За эмоциями. Ведь театр — это эмоции. Ты смеёшься, плачешь, думаешь. Положительная или отрицательная эмоция — неважно.

Авторы:Виктор Швыдченко