— Как вы начали свою карьеру, что вас привлекло в театре?
— В моей жизни появился человек, который смог увлечь меня театром, — это бывший актёр Анатолий Андреевич Дуров. Он организовал сперва театральный кружок, а потом открыл студию «Пятый этаж». Самое главное ощущение, которое дарит театр, можно почувствовать, когда оказываешься на кулисами. Запах кулис — это такой запах, который сводит с ума. Это таинство, которое завораживает.
— Чем сейчас живёт Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова?
— Много работы, омолодился состав, но должны быть и те, кто в театре давно. У нас, к сожалению, таких сейчас немного. Они уходят по разным причинам.
— А «молодая кровь» — это местные ребята?
— Да, это наши ребята. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Самое главное — чтобы они научились и любили театр. Во всяком случае, могу сказать, что зритель нашу молодёжь любит. Наш зритель очень преданный. В последнее время у нас на каждом спектакле аншлаги.
— Может, тогда стоит увеличить количество постановок?
— Увеличить количество постановок не получится, потому что мы не успеваем играть то, что есть в репертуаре. Сейчас у нас больше 30 спектаклей.
— Вы художественный руководитель литературно-музыкального театра «Гармония». Расскажите, как вы к этому пришли и чем этот театр уникален.
— Основатель театра — Галина Николаевна Пухальская. Когда-то она предложила сделать литературный спектакль по произведению «Барышня-крестьянка». И с тех пор я служу в двух театрах, а с 2015 года — руковожу «Гармонией».
— Как сейчас обстоят дела в театре «Гармония»?
— Открыли сезон премьерой, посвящённой юбилею театра. Ожидаются юбилейные вечера артистов: Елены Днепровской, Светланы Калгановой, Ильи Калинина и других. Работаем мы по воскресеньям, спектакли начинаются в 16:00.
— Как вы относитесь к персонажам, которых играете? Оправдываете их, разделяете взгляды?
— Есть такие герои, поступки которых трудно оправдать. Например, когда играешь убийцу. Если брать классический репертуар, то всё, что намешано даже в самом плохом образе, есть в нас. Разница только в том, может ли человек перейти красную черту или нет.
— У вас есть роль, которую можно назвать главной за 28 лет службы в театре?
— Мне в этом смысле повезло, потому что я сыграл множество знаковых ролей, даже небольших. Например, Левин в «Анне Карениной», Печорин в постановке Юрия Ивановича Ерёмина, Чацкий из «Горя от ума» и многие другие. Это если брать русскую классику. В постановках по зарубежным произведениям мне, может, и не так везёт, но там я играю комедийных персонажей, и это тоже очень важные роли, поскольку люди любят смеяться, радоваться.
— С какими трудностями сейчас сталкиваются актёры?
— Что молодому, что старшему поколению нужна хорошая режиссура. Сейчас нет таких личностей в этой профессии, какие были раньше. Возможно, они рождаются именно сейчас и через какое-то время их имена будут греметь по стране. Режиссёр — главный человек в театре и многое от него зависит: произведение, развитие образов, театра в целом. Это если говорить о глобальных вещах, а так — проблемы, как и у многих: когда наступает день зарплаты и аванса, ты смотришь и не понимаешь: работал или нет.
— А молодым режиссёрам дают ставить спектакли?
— Дают, репетируют, играют. В той же «Гармонии» Евгений Задорожный поставил массу спектаклей, а он совсем молодой — по сравнению со мной.
— Бывали казусы на сцене? Например, когда вы забывали текст, что-то шло не так. Случаются ли они сейчас?
— Казусы случаются всегда, независимо от возраста и опыта, потому что объём информации большой. Смешные истории тоже бывают. Но смешными они оказываются, когда происходят именно на сцене. Допустим, мы еле сдерживались, чтобы не рассмеяться, отворачивались от зала в спектакле «Энергичные люди». Два персонажа — мой и Полины Полковниковой — мирятся, бурно и страстно целуются. После одного из поцелуев Полина цепляется каблуком за ковёр и падает. Все начали шутить — мол, мы так целовались, что Полина упала в обморок. Или другой случай: известная актриса вспоминала, как играла в спектакле, где должна была выпивать из графина водку. У артистов хватило ума налить настоящую водку на один из спектаклей. Все стояли за кулисами и смотрели, как она будет на это реагировать. Но актриса мужественно довела сцену до конца, выпив весь графин.
— А как у вас обстоят дела с кино?
— Не так много съёмок, как хотелось бы, но они есть. Из-за плотного графика в театре нет возможности ездить на кастинги. За последнее время в сериале «Жена олигарха» сыграл, в четвёртом сезоне «Шифра» небольшой эпизод, работа в короткометражном фильме Дмитрия Москвитина «Интервью». Сейчас он запускает новый проект и в декабре поучаствую в съёмках.
— Совсем скоро состоится премьера спектакля «Свадьба Кречинского» к вашему юбилею. Как долго готовились?
— Готовился он трудно, потому что множество репетиций отменялись по разным причинам. В любом случае на сцене будут потрясающие артисты, мои партнёры. Тем более такая прекрасная пьеса талантливого Александра Сухово-Кобылина, потрясающая музыка, интересная декорация, костюмы. Да, не всё идёт гладко, но в этом есть своя прелесть.
— Остаётся ли у вас после стольких лет работы в театре какая-нибудь большая мечта, творческие планы?
— Есть желание продолжать заниматься своим делом. Когда есть желание, будет всё остальное. Мечта — как можно дольше выходить на сцену, видеть полные залы. При этом не хочется выходить на сцену и понимать, что тебя жалеют.
— А хотели бы попробовать себя в смежных направлениях театрального искусства? Режиссура, драматургия, преподавательская деятельность?
— Никогда я режиссёром или педагогом не буду — для этого надо иметь другие мозги. Лучше я буду хорошим артистом, чем плохим режиссёром или отвратительным педагогом. Писать пьесы — тоже другие мозги. Надо, чтобы каждый занимался своим делом — и тогда всё будет хорошо.
— И финальное: зачем ходить в театр?
— За эмоциями. Ведь театр — это эмоции. Ты смеёшься, плачешь, думаешь. Положительная или отрицательная эмоция — неважно.