сб, 18 май
16:25
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Стандарты, крепления, защита: что нужно ставропольским автомобилистам для перевозки детей

2 мая , 17:33СтатьиФото: ИА «Победа26»

По данным УГИБДД по Ставропольскому краю, за 2024 год в регионе произошло 30 ДТП, в которых пятеро детей погибли, 34 — получили травмы. Шесть автоаварий случились из-за нарушения правил перевозки детей. В прошлом году по этой же причине погибли пятеро несовершеннолетних, пострадали — 21. О том, как подобрать автокресло и сколько заплатит водитель за нарушение правил, — в материале «Победы26».

12 лет в автокресле

С 2017 года по правилам ПДД РФ детей разделили на категории: с рождения до семи лет, от семи до 11 лет, от 12 лет. В соответствии с возрастом в правилах скорректировали нормы перевозок малолетних. Детей можно перевозить только в салоне автомобиля, в кузове или прицепе — нельзя.

«Перевозить детей на руках также категорически запрещено, поскольку в момент столкновения вес ребёнка увеличивается и удержать его практически невозможно», 

— отметили в УГИБДД края.

В обновлённых правилах ПДД говорится, что для транспортировки младенцев используют автолюльку с маркировкой 0. На заднем сиденье устройство ставится перпендикулярно ходу движения, на переднем — ребёнок должен лежать спиной.

Детей младше семи лет необходимо перевозить только с помощью детских удерживающих устройств или автокресел.

«Автокресло обязательно должно соответствовать весу и росту ребёнка», 

— уточнили в региональном УГИБДД.

Детей 7–11 лет уже можно перевозить или в автокресле, или просто пристегнув их ремнями безопасности. Но если ребёнок такого возраста сидит на переднем сиденье, то только в удерживающем устройстве.

«Безопаснее всего поместить автокресло за водителем»,

— порекомендовали в УГИБДД.

Когда ребёнку исполнилось 12 лет, автокресло ему уже не требуется ни на заднем, ни на переднем сиденьях — при условии, что его рост не ниже 150 см, а вес не менее 36 кг. Ремни безопасности по-прежнему нужно использовать.

По стандарту

Есть два стандарта безопасности детских автокресел: ECE R44/04 и ECE R129 i-Size. По этим стандартам устройства классифицируются по весу или по росту ребёнка соответственно. ECE R44/04 начал действовать ещё в 1980-х годах, но сейчас пользуются версией 2014 года с дополнительными нормами.

Группы автокресел по стандарту ECE R44/04
Фото: ИА «Победа26»

Позже появился стандарт ECE R129 i-Size. Считается, что он строже, поэтому автокресла по этим нормам более безопасные и надёжные.

Группы автокресел по стандарту ECE R129 i-Size
Фото: ИА «Победа26»

Но есть ещё комбинированные автокресла. Их обозначают группой 1-2-3. Такие устройства подходят детям от девяти месяцев до 12 лет. У них регулируется положение подголовника, снимаются вкладыши для малышей и меняются ремни.

В стандартах указаны требования к безопасности материалов, маркировке и способу крепления. Так, по стандартам детские укрепляющие устройства должны быть сделаны из нетоксичных материалов. Такие часто используют при производстве игрушек.

Кроме того, на автокреслах должно быть предупреждение, что их нельзя ставить на переднее сиденье с включёнными подушками безопасности. На видимой части устройства — нестираемая схема крепления. В стандартах также прописана рекомендация, что если маркировки закрыты, например, ремнями безопасности, то их следует продублировать в другом месте.

На автокреслах также должна быть оранжевая маркировка, на которой указан стандарт и место, где устройство проходило краш-тест. Например, Е1 обозначает, что автокресло прошло испытание в Германии, Е4 — в Нидерландах и т.д.

Знак E22 говорит о том, что автокресло проходило испытания в России
Фото: Кристина Кузёма / ИА «Победа26»

Автокресла крепятся обычно либо при помощи ремней безопасности, либо через систему ISOFIX, которая встроена в сиденья автомобиля. Однако второй вариант есть не в каждой машине.

Система ISOFIX (внешне система и её принцип крепления могут быть разными)
Фото: Кристина Кузёма / ИА «Победа26»

Чтобы зафиксировать ребёнка в автокресле, используют «столики» или внутренние ремни, которые бывают трехточечными и пятиточечными. Трехточечный ремень соприкасается с креслом в районе плеч и между ног ребёнка. Пятиточечный — ещё и в районе пояса.

«Столик» — это дополнительная твёрдая конструкция, которая прикрывает грудь, живот и пах ребёнка. Его используют вместо ремней. Это не самый распространённый способ. Но во время ДТП тело ребёнка от груди до таза облокачивается на «столик», и энергия удара распространяется равномернее. В креслах с ремнями нагрузка приходится только на те места, в которых ремень соприкасается с телом ребёнка. Внутренние ремни или «столик» используют с рождения до четырёх-пяти лет. После этого возраста можно пользоваться обычным ремнём безопасности. При этом его лямка должна быть под мышкой, а не около шеи.

Автокресла или бустеры

Существуют три вида детских удерживающих устройств: автолюльки, автокресла и бустеры.

Автолюльки используют для малышей до года. В ней младенцы располагаются лёжа. Ставить автолюльку рекомендуют спиной или перпендикулярно ходу движения. Фиксируется ребёнок внутренними ремнями, а само устройство — обычным ремнём безопасности. Можно также отдельно приобрести специальные крепления для автолюльки, чтобы не использовать ремни автомобиля.

Автолюлька
Фото: Кристина Кузёма / ИА «Победа26»

Автокресла — самый популярный вид устройств. В магазинах предоставляют большой ассортимент таких товаров. Они подходят детям от года до 11 лет. До четырёх лет ребёнка пристёгивают внутренними ремнями, после четырёх лет — обычными.  В таких креслах дети едут сидя или полулёжа, если наклон для сна предусмотрен конструкцией самого кресла. Их можно устанавливать по направлению и против движения.

Для большей безопасности у таких устройств должен быть углублённый подголовник с длинными боковыми стенками. Такая защита не позволит ребёнку удариться о стекло при ДТП.

Автокресла
Фото: Кристина Кузёма / ИА «Победа26»

Бустеры отличаются от обычных кресел тем, что у них нет спинки, есть только сиденье. Их можно использовать с семи до 12 лет, вес ребёнка должен быть от 22 до 36 кг. Ребёнок на нём сидит выше, поэтому может пользоваться обычным ремнём безопасности. Однако есть недостаток в том, что при боковом столкновении маленький пассажир ничем не защищён.

Бустер
Фото: Кристина Кузёма / ИА «Победа26»
«Если любое удерживающее детское устройство устанавливать на переднем сиденье, то обязательно нужно отключать подушку безопасности. В худшем случае при столкновении она может сильно травмировать ребёнка»,

— уточнили в УГИБДД края.

Не купил автокресло — штраф 3 тыс. рублей

За несоблюдение правил перевозки детей любой водитель, имеющий личный автомобиль или такси, заплатит 3 тыс. рублей. Это минимальный размер штрафа.

«По статье 12.23 ч.3 КоАП нарушение требований к перевозке детей, установленных правилами дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере 3 тыс. рублей, на должностных лиц — 25 тыс. рублей; на юрлиц — 100 тыс. рублей», 

— отметили в УГИБДД края.

Авторы:Кристина Кузёма