вс, 28 апр.
16:13
Ставрополь
+27 °С, ясно
Эксклюзивы

Бесплатные парковки в центре Ставрополя: какова цена халявы

14 января 2021, 13:52Статьи
Фото:

Места для стоянки авто в центре Ставрополя по-прежнему остаются бесплатными. Как долго это продлится? Хорошо это или плохо? Почему тема так взволновала горожан? В ситуации разбиралось ИА «Победа26».

С чего всё началось
Глава Ставрополя Иван Ульянченко подписал постановление, по которому работа платных парковок прекращена с 1 декабря 2020 года. Контракт с оператором был расторгнут до окончания срока.
Предметных комментариев о причинах случившегося администрация Ставрополя не даёт. Только голые факты: парковки пока побудут бесплатными, а потом найдётся новый оператор.
Впрочем, мало кому из ставропольских автолюбителей что-то надо было объяснять.
«Подход «Поставим знак оплаты и несколько терминалов» не прокатил. Водители, как и дети, чувствуют лицемерие. Должен же быть за деньги, которые мы платим, какой-то грамотный подход. Как-то следует контролировать то, какие автомобили оплачены, а какие нет. Штрафы ведь уже давно никому не приходят. Ужасные по качеству терминалы оплаты и мобильное приложение. Можно потратить целый оплаченный час, прежде чем разберешься, что к чему», — делится впечатлениями от пользования платными парковками водитель Роман Кияшко.
Впрочем, проблемы заметили не только рядовые автомобилисты. Работу парковок обсуждали и на заседаниях думы Ставрополя. Председатель комитета по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству Ставропольской городской Думы Виктор Павлов заявил, что вопросы у его коллег возникали неоднократно. Доходило даже до того, что руководителя компании-оператора приглашали на встречи. Чем они заканчивались — неизвестно.
«Не зарабатывают они и создают больше проблем. Организация оплаты была неважной. В основном доходную часть как исполнителю, так и бюджету города, несли только парковки, которые были со шлагбаумами. Всё остальное не работало», — говорит Виктор Павлов.Стали ли эти обсуждения в думе главной причиной отказа от услуг оператора — вопрос открытый.
Как обстоят дела?
Прошло уже полтора месяца с того момента, как все парковки в центре города стали бесплатными. Одни радуются самому факту того, что цена краткосрочной аренды городской земли для своего авто поделена на ноль. Другие готовы платить за гарантированную возможность оставить машину, но не могут. Некоторым теперь приходится менять свои привычки.
«Стало очень неудобно. Если раньше я точно знала, что могу приехать в центр и найти себе место на платной парковке, то теперь никаких гарантий нет. Скорее всего, вообще не буду пользоваться автомобилем для поездок в центр», — говорит автовладелец Елена Черкашина, которая работает в центре Ставрополя.
Некоторые водители знают, что ещё осталась платная подземная парковка под Александровской площадью. Однако и её места конечны.
«Сейчас, планируя поездку в центр, я знаю, смогу точно припарковаться только на подземном паркинге», — делится Роман Кияшко.
Многие водители, впрочем, почувствовали свободу не только в том, что можно парковаться бесплатно. Раньше автоматические шлагбаумы и разметка хотя бы формально ограничивали количество машин, которые могут встать на площадке. Теперь же за этим никто не следит. В результате у ЦУМа и за «Галереей» автомобилисты бросают транспорт на любом свободном участке асфальта, создавая проблемы как для пешеходов, так и для других водителей. Парковочные зоны моментально стали «перегретыми». Ситуация останется такой или будет ухудшаться до тех пор, пока плата за парковки не вернётся или не будет принято какое-либо иное решение. Вот только какое?
Плата за парковки как топ-тема
Администрация города преподнесла ситуацию как исключительно хозяйственный вопрос смены оператора, но тема всё равно оказалась в широком общественном обсуждении. О ней говорили не только автомобилисты.
Известный ставропольский предприниматель Андрей Репин организовал дискуссионный клуб «Горбачёв». Темой первой встречи стали именно платные парковки. Перед «дуэлянтами» поставили вопрос о необходимости такой «таксы». «За» выступил руководитель сообщества «Города за здравый смысл» Станислав Киреев.
«Автомобилей становится всё больше, мы проводим большее количество времени в пробках, людям становится некомфортно перемещаться по городу, люди не могут припарковаться и пойти по своим делам. Правильным решением является искусственно ограничить возможность человека пользоваться своим личным транспортом. Одним из таких способов, самым простым и действенным, являются платные парковки», — аргументировал свою позицию общественник.
Станислав Киреев также рассказал, что сам не является автомобилистом, но машина есть у его жены.
Против платных парковок выступил юрист Сергей Владимиров. При этом он подчеркнул, что ситуация не должна оставаться в нынешнем виде. По мнению Владимирова, это лишь полумера, которая не сможет кардинально изменить положение.
«Если город будет построен под то, чтобы мы минимально пользовались автомобилем, мы будем минимально пользоваться автомобилем. Но для этого нужно предпринять достаточно большое количество действий. Они не предпринимаются. Когда они не предпринимаются, и мы делаем одну медицинскую манипуляцию, это абсолютно бессмысленное и вызывающее агрессию действие», — сказал Владимиров.
Как пример более действенных решений Владимиров привёл европейские города. Там уже «переросли» этап платных мест в центре и стали ограничивать количество парковок в общем.
«Они выбрали направление для развития города. Мы не выбрали направление для развития города. Тогда о чём мы вообще говорим? Зачем нам этот маленький нюанс с тысячей платных парковок?» — сказал юрист.
На встрече дискуссионного клуба присутствовал урбанист Алексей Целиковский.
«Занятно, что мы не нашли защитников бесплатных парковок. Оба спикера в принципе были за то, что использование автомобиля в городе нужно сдерживать. Но расходились в том, какие пути у этого», — говорит Целиковский.
По мнению эксперта, платные парковки благодаря рыночным отношениям и сейчас помогают регулировать транспортную ситуацию в центре города. В то же время сами по себе они не являются панацеей, говорит Целиковский. Необходимы комплексные решения, которые предлагают автомобилистам альтернативу их личному транспорту.
«Платная парковка не может быть нормой до тех пор, пока нет альтернативы использованию автомобиля. Здесь же можно упомянуть ещё велоинфраструктуру, создание перехватывающих парковок, которые бы позволяли людям из пригорода приезжать, оставлять машину и ехать на работу на транспорте», — пояснил Целиковский.
Урбанист резюмирует, что реализация всех этих идей зависит от того, насколько город ориентирован на удобство человека.
«Удобный транспорт, удобные остановки, удобная пешеходная инфраструктура должны быть ориентированы на то, чтобы человек делал выбор в пользу отказа от автомобиля. Пока этого нет, платные парковки будут вызывать только раздражение», — говорит Целиковский.
Где? Когда? Как дорого?
На сегодняшний день вопросов о транспортной стратегии Ставрополя больше, чем публичных ответов. Чётко озвученных планов по развитию общественного транспорта и снижению трафика личного транспорта нет.
Более того, в администрации не могут назвать сроки, в которые у платных парковок появится новый оператор и когда он заработает. Шлагбаумы пока останутся открытыми.