сб, 27 апр.
07:32
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

Большие автобусы и троллейбусы в Ставрополе переходят в собственность края: появились новые подробности

5 февраля 2021, 15:10Статьи
Фото:

Ставропольские урбанисты рассказали, насколько востребованы большие автобусы и как эффективно организовать транспортное сообщение в городе. Также стали известны итоги инвентаризации имущества предприятия и составлен реестр муниципальных маршрутов.

В соцсети в очередной раз появились снимки автобусов, которые уже много времени стоят на парковке в троллейбусном парке. По соседству с ними разместили информационные тумбы — ранее на остановках они транслировали график работы транспорта. Местные жители в комментариях под фотографиями задались вопросом, почему эти объекты пропали с улиц Ставрополя.
Сейчас троллейбусный парк переходит в краевую собственность, а вместе с ним и автобусы. По информации краевого миндора, сроки завершения процесса пока неизвестны. По предварительным данным, это может произойти в течение февраля. С конца 2020 года на предприятии проводили инвентаризацию собственности. 
Почему на баланс края переходят не только троллейбусы, но и автобусы? 
В 2014 году СМУТП реорганизовали, присоединив к нему муниципальное унитарное автотранспортное предприятие. Таким образом планировалось сделать общественный транспорт доходнее и оптимизировать работу всей системы. 
 
 
Почему задумку не удалось реализовать? По словам урбаниста Андрея Чернякова, у троллейбусного парка не оказалось необходимых возможностей для обслуживания, и автобусы решили сдать в аренду.
«Ввиду того, что модель перевозок у нас в городе показала себя как неэффективная, неграмотно организованная. Предприятие, видимо, решило автобусы не обслуживать. Это можно понять, потому что для них важно иметь специальную базу, персонал, водителей с определённым допуском. Гораздо проще с пазиками. Скорее всего, именно поэтому автобусы несколько лет назад и прекратили свою работу на городских маршрутах», — говорит урбанист.
Андрей Черняков уточняет, что сейчас часть автобусов работает на дачных маршрутах. Ещё несколько восстановили и используют как служебные, рассказал урбанист.
Сколько автобусов и троллейбусов переходят в собственность края?
В декабре 2020-ого в минимущества Ставрополья городская дума направила обращение о безвозмездной передаче на баланс региона СМУТП. Согласно документу, на предприятии числится 71 автобус: 11 ЛИАЗов, 42 МАЗа, 8 ОЛИМПов и 10 ПАЗов. Также говорится о 65 троллейбусах. 
Балансовая (первоначальная) стоимость автобусов варьируется от 167 тысяч рублей до 2,2 миллиона. Троллейбусов — от 540 тысяч до 3,7 миллиона рублей. Общая цена за всё — порядка 280 миллионов рублей. 
Также в перечне указаны земельные участки и здания на сумму 253 миллиона рублей. В конце января 2021-ого туда внесли ещё один участок почти за 20 миллионов и 10 зданий на улице Объездной. 
В собственности предприятия также различное оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, сооружения на 17 миллионов рублей. 
 
 
Зачем Ставрополю большие автобусы? 
Урбанист уверен, что если вернуть автобусы на городские маршруты, они будут пользоваться популярностью. 
«Работа общественного транспорта должна быть организована так, чтобы по маршрутам с большим пассажиропотоком ехал транспорт с большой вместимостью. Автобус, в котором с комфортом может передвигаться 100 человек. Также автобус должен быть низкопольным: в нём было удобно проехать пожилому человеку и инвалиду. Это влияет на доступность», — говорит Андрей Черняков.
Возвращение на общественные маршруты больших автобусов поддержал и урбанист Алексей Целиковский.
«Это самый комфортный общественный транспорт, который был в Ставрополе. Они низкопольные, у них коробка автомат. Также они довольно мягко ездили. Если есть возможность их вернуть, то это будет очень хорошо, потому что туда и с коляской можно залезть», — говорит Алексей Целиковский.
Урбанист подчёркивает, что возвращение этих автобусов должно быть лишь частью какой-то комплексной программы по реформированию общественного транспорта.
«Если их просто запустят, то чуть-чуть лучше станет, но каких-то кардинальных изменений не произойдёт, потому что здесь большая наросшая проблема. В комплексную программу должно входить исследование пассажирских потоков. На основе этого исследования следует построить маршруты. При эффективной работе общественного транспорта неизбежны пересадки. Чтобы сделать их комфортными, в первую очередь необходимо сделать удобные пересадочные узлы. Это необходимо, чтобы людям не нужно было ходить по 5-10 минут на другую остановку», — уточнил Алексей Целиковский.
Урбанист считает, что важной деталью в организации эффективной транспортной системы в городе является проездной.
«Например, пересели на другой автобус и поехали на нём уже со скидкой, или вообще бесплатно. Для этого нужен единый билет, который позволяет перемещение. Это основополагающее, этим должны заниматься специалисты», — отметил собеседник.
Информационные тумбы
Объекты не прижились в Ставрополе в том числе из-за регулярной перемены маршрутов общественного транспорта. Этому способствовало и расширение сети маршрутных такси. В итоге проверки общественников обнаруживали задержки во времени курсирования автобусов и троллейбусов.
Урбанисты уверены, что для комфорта на остановках города должно быть и информирование. Тумбы, которые ранее можно было встретить, — неплохой вариант для решения этой задачи. Однако их работу нужно организовать по современным стандартам. 
«Информирование пассажиров на остановке должно быть обязательно. Не зря эти тумбы стояли на остановках с большим пассажиропотоком. Приходя на остановку, люди должны понимать, когда приедет их транспорт. Информирование — обязательно. Это один из залогов транспортной системы, её привлекательности», — отмечает Андрей Черняков.
Схожим мнением поделился и Алексей Целиковский.
«Они нужны в том или ином виде. В виде тумб или в виде табло. Главное, чтобы было понятно, через сколько придёт тот или иной автобус. Чтобы человек, у которого нет смартфона, смог приходить на остановку и примерно понимать, куда и когда он может уехать. Как минимум это повысит имидж транспорта, его эффективность и привлекательность», — отметил собеседник.
Что касается внешнего вида тумб, то Андрей Черняков отдаёт предпочтение более компактным аналогам.
«С точки зрения внешнего вида, прежние тумбы были очень громоздкие. Сейчас есть более компактные аналоги, которые размером с телевизор. Они устанавливаются точно так же на остановке. Если комплексно делать, то они будут ещё встроены и в остановку. Это будет гораздо удобнее», — отмечает урбанист.
Что изменится? 
По последним данным, на сегодняшний день в Ставрополе действуют 56 троллейбусов. Они перевозят пассажиров по шести муниципальным маршрутам общей протяжённостью 153,5 километра. Согласно реестру миндора, максимальное число таких транспортных средств, которые могут там передвигаться — 83. 
Переход троллейбусного парка в собственность края поддержали как профильные ведомства, так и урбанисты. Эксперты сходятся во мнении, что муниципалитету финансово сложно содержать и развивать объект. Городской транспорт сейчас не может выиграть конкуренцию с маршрутными такси. 
Чтобы изменить ситуацию, край намерен предпринять ряд мер. Для начала — обновить подвижной состав электротранспорта и провести реконструкцию производственных мощностей. Вначале при поддержке федерального центра планируют закупить 40 троллейбусов, а также расширить транспортную сеть в юго-западном районе. 
Что касается автобусов — то точными планами по развитию сети не могут поделиться ни в администрации Ставрополя, ни в миндоре края. Согласно реестру регулярных муниципальных маршрутов, опубликованному ведомством 4 февраля, движение средних и больших автобусов происходит по 11 маршрутам в городе и 7 — в пригороде.