сб, 27 апр.
00:51
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Дело на миллиард: как на Ставрополье выпускают бюджетные аналоги дорогих лекарств

9 августа 2021, 12:45Статьи
Фото:

Завод «Биоком» после реализации крупного инвестпроекта смог выйти на новый уровень производства. В честь этого события журналистам показали всю «кухню» и даже то, что обычно скрыто от посторонних глаз.

Снаружи завод меньше всего похож на фармацевтического гиганта. Компактный комплекс зданий, обшитых синим металлопрофилем, прячется за лесополосой на окраине Ставрополя и ничем не выдаёт своего предназначения.
О том, что занимаются здесь чем-то серьёзным, свидетельствует строгость охраны: пропускной режим, постоянные согласования, честные замеры температуры. Одного гостя, перегревшегося в машине, не впускают до тех пор, пока он не остыл до приемлемых для термометра значений.
Всё внутреннее пространство предприятия описывается двумя категориями: теснота и чистота. Почти на каждой второй двери написано: «ШЛЮЗ». В каждую зону свои условия прохода. Где-то достаточно накинуть халат, а куда-то экипируют как в «красную зону» ковидного госпиталя. Но такова специфика производства: здесь особый воздух, особая вода и ничего лишнего сюда попасть не должно.
Из-за стеснённости пространств журналистов разбивают на небольшие группы и поочерёдно показывают им все основные этапы создания лекарств. Завод «Биоком» входит в состав фармацевтической компании «Биннофарм Групп», созданной на базе профильных активов АФК «Система». Всего таких предприятий по стране пять: в Ставрополе, Кургане и три в Подмосковье.
Ставропольский завод разместился в помещениях, изначально не созданных для такого производства, отсюда и теснота. Зато каждый миллиметр пространства используется максимально эффективно, да и чистоту проще поддерживать.
Едва ли не каждое второе помещение оказывается лабораторией того или иного назначения. В технологической идёт разработка новых лекарств. «Биоком» после обновления оборудования увеличил спектр производимых лекарств на треть.
«На сегодняшний день в портфеле предприятия 42 наименования фармацевтических препаратов, 16 из которых входят в перечень жизненно важных лекарственных средств. В частности, это препараты для лечения заболеваний нервной системы, желудочно-кишечного тракта, туберкулеза, профилактики гриппа и острых респираторно-вирусных инфекций», — прокомментировал заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Дмитрий Макаркин.
В основном это дженерики. Специалисты предприятия исследуют тот или иной препарат, воссоздают его состав и производят копию с тем же действующим веществом, но уже по своим технологиям. После всех необходимых проверок и регистрации новое лекарство попадает на российский рынок и стоит в разы дешевле зарубежных аналогов.
Контролем качества занимаются минимум две лаборатории: одна контролирует химический состав, другая тестирует на биологическую опасность. Причём проверки проходят на всех этапах. Для начала исследуют ингредиенты. Они закупаются у партнёров из Китая, Индии и Евросоюза, так как в России собственное производство активных веществ практически отсутствует. Если они полностью соответствуют заданным свойствам, то идут в производство. Полученная смесь вновь тестируется на точное соответствие рецептуре. Затем она формируется в таблетки или капсулы — и вновь проверяется.
Наконец, последний этап, это когда готовые упаковки из каждой партии выборочно распечатываются и проходят ещё один строгий анализ. Так положено делать, но, по словам сотрудников, на этом этапе выявление брака уже практически невероятно.
В целом производство от лабораторий отличается только размерами оборудования. Огромные новые машины европейских производителей, компьютеры и снующие между ними люди в спецодежде. Здесь автоматизировано примерно всё, что вообще может быть автоматизировано. Не хватает разве что маленьких роботов, перевозящих коробки с лекарствами, но, видимо, даже это — вопрос времени.
Собственно, демонстрация этого оборудования и стала поводом позвать журналистов. Собственник вложился на сумму свыше миллиарда рублей и закупил новейшую технику европейских производителей. После пусконаладочных работ весь этот конгломерат превратился в единый механизм, с одной стороны получающий ёмкости с непонятными внешнему зрителю жидкостями и порошками, а на выходе выдающий упаковки всем знакомых лекарств.
Расширение номенклатуры стало возможным не только за счёт наращивания мощностей, но и потому что с новым оборудованием ставропольские специалисты получили возможность работать с теми ингредиентами, которые раньше не поддавались обработке.
«Мы освоили новый для себя тип технологии влажного гранулирования. Она не уникальна для мира, но на Ставрополье мы первые. Её преимущества заключаются в том, что плохосыпучие вещества приобретают ту форму, которая позволяет им беспрепятственно проходить дальнейшую обработку в производственном процессе», — объяснила главный технолог предприятия Наталья Зубакова.
Со своей стороны краевое руководство обеспечило предприятие всемерной помощью, но, по словам Дмитрия Макаркина, в каждом случае применяется индивидуальный подход. Кому-то выделяют землю, кому-то помогают с получением госсубсидий или налоговых льгот. Ставропольская фармотрасль в последние годы интенсивно развивается. В какой-то степени этому поспособствовала пандемия коронавируса, но одним её влиянием дело не ограничивается. После десятилетий стагнации эта индустрия получила второе дыхание во всей стране, и наш регион в этом плане не исключение.