чт, 23 янв.
21:20
Ставрополь
-2 °С, облачно
Эксклюзивы

Доломит преткновения, или из чего слепили кисловодскую «Каскадку»

22 июня 2020, 12:58Статьи
Фото:

Визитной карточке Кисловодска и объекту культурного наследия в любой момент может потребоваться ремонт. Где подрядчик схалтурил и почему в процессе работ ему пришлось дать взятку в миллион рублей, читайте в материале совместного проекта ИА «Победа26» и следственного управления СКР по Ставропольскому краю «Хроники следствия».

Сначала внимание к Каскадной лестнице в Кисловодске привлекли фонтаны: они пришли в негодность спустя пару месяцев после завершения строительства в декабре 2015-го. Затем начали осыпаться ступени и облицовка других объектов. Подрядчик взялся исправить недостатки, но делу это помогло мало. Тогда на место с проверкой выехала специальная комиссия, которая собрала материалы и передала их в правоохранительные органы.
Изучение документов потянуло за собой целую цепь событий. Корреспонденту «Победы26» удалось пообщаться со старшим следователем СО по городу Кисловодску СУ СКР по Ставрополью Грантом Чарзавакяном, который и занимался расследованием.
Старший следователь следственного отдела по Кисловодску СУ СКР по Ставрополью Грант Чарзавакян
 
Благие намерения
Чтобы дойти до сути, Грант Чарзавакян решил изучить судьбу памятника архитектуры с момента его появления. Это означало вернуться к событиям почти вековой давности. Пришлось обратиться к историческим архивам и побеседовать со всеми авторами проектов реконструкции.
Каскадная лестница была построена в 1935 году по проекту архитекторов К. А. Шевчука и Л. С. Залесской. По задумке авторов, конструкция связала центральную часть города с Курортным парком. С годами объект пришёл в негодность, и часть ступеней из камня залили бетоном, чтобы хоть как-то придать им «товарный вид».
О реконструкции «Каскадки» заговорили в начале двухтысячных, а в 2009 разработали научно-проектную документацию. За процесс отвечало АО «Кавказкурортпроект». Заказчиком выступил санаторий имени Орджоникидзе — филиал ФГБУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества. Лечебница взяла на себя оперативное управление нацпарком, где и расположена лестница.
В качестве материала для реконструкции лестницы, согласно утверждённым документам, выбрали совершенно определенный камень.
«В раздел «Архитектурные решения» были включены сведения о природном камне «доломит». Технические характеристики его  закладывались на основе данных карьера, расположенного в Кисловодске. Сырьё там оказалось наиболее схожим с уже имеющимся на объекте реставрации камнем. В ходе реставрации лестницы также было предусмотрено и частичное использование демонтированного камня», — поясняет следователь Грант Чарзавакян.
В мае 2015-го, чтобы найти подрядчика, проект выставили на официальном портале госзакупок. На торгах его стоимость относительно первоначальной «упала» на 17 процентов. В итоге аукцион выиграла фирма «ЮгГлавснабСтрой», а цена контракта составила около 58 миллионов рублей. Договор заключили 10 июля того же года.
Следить за работами, помимо заказчика, должны были две фирмы — реставрационный центр «Ремесленник» и «Кавказкурортпроект». Первая отвечала за строительный контроль, вторая — за авторский.
«От санатория за стройкой поставили наблюдать сразу нескольких сотрудников. Ответственным за технический надзор на объекте был назначен мастер Прокудин, при этом контроль за исполнением приказа был возложен на заместителя руководителя по хозяйственным вопросам Дмитрия Ожегова», — рассказывает следователь.
Солнечный камень
Параметры к строительным материалам, которые должны были использоваться при реконструкции, прописали в техзадании. В частности, там был указан конкретный камень. Вот с ним ещё до старта работ у директора «ЮгГлавснабСтрой» Виктора Ванюченко и возникли трудности. Дело в том, что карьер под Кисловодском, где добывался доломит, закрылся в 2010 году.
«Автор проекта изучала архивные документы по природному камню «доломит», из которого была построена лестница, а именно так называемого «Курзальского камня». Это камень высокой плотности, так называется из-за того, что из него было возведено здание Курзала. Он ранее добывался в карьере, расположенном за замком «Коварства и любви» под Кисловодском. Главная особенность такого материала — его «солнечный» оттенок», — объясняет Чарзавакян.
Теперь перед подрядчиком встал вопрос: чем заменить доломит. Главная сложность — найти подходящий по плотности и цвету материал. В итоге поиски привели в село Учкекен Малокарачаевского района КЧР. В местном карьере как раз добывали камень жёлтого оттенка. В других месторождениях камень имел белый цвет.
И если с цветом вышло попадание, то с плотностью — промах. Технические характеристики оказались хуже заявленных. В частности, аналогичный камень был в трещинах и с вкраплениями ракушек. Об этом Виктор Ванюченко рассказал представителю санатория Дмитрию Ожегову, которому поручили решать любые вопросы по реконструкции. Уполномоченное лицо предложило «разрулить» проблему следующим образом — дать взятку в размере десяти процентов от стоимости проекта. Это 5,8 миллионов рублей. После этого Ожегов обещал «закрыть глаза» на некачественный материал.
Но сумма оказалась для подрядчика слишком велика, и он отклонил предложение. Время шло, сроки поджимали, а нужный камень так и не находился. Попытки сторговаться на взятке поменьше тоже не увенчались успехом.   
«Ванюченко на допросе описал всё, что с ним происходило в тот момент. Поджимали сроки по графику работ, а их невыполение означало бы огромные штрафы и внесение в реестр недобросовестных поставщиков. Как следствие — невозможность участия в аукционах. Всё это давило на подозреваемого, по его словам», — говорит сотрудник СКР.
Ожегов был настойчив, обещал директору подрядной организации решить все вопросы с подписанием актов приёмки работ, а размер взятки «срезал» до миллиона рублей. Оставался один нюанс — экспертиза. Было решено отобрать три лучших образца камня, которые привезут на площадку, и отправить их в ООО «Ставропольоргтехстром». Ванюченко передал миллион рублей Ожегову, и начались облицовочные работы.
Фото с официального открытия Каскадной лестницы. Источник: old.kislovodsk-kurort.org
 
Изнанка
На деле же треть камня, который завозили на стройплощадку, был плохого качества. Материалы приходилось отправлять обратно в КЧР. Другая сложность – старый доломит крошился и не подходил для повторного использования, как было предписано проектом. Но стройка продолжалась.
«Ввиду плохого качества доломита в проект были внесены изменения. В частности, площадки из доломита предусматривали толщину в 30 миллиметров, а были заменены на 60, поскольку из-за низкой прочности и морозостойкости камня это могло привести к быстрому разрушению, — говорит следователь Чарзавакян. — Также чаши бассейнов по проекту должны были облицовываться камнем, но потом он был заменён на бетон, покрытый гидроизоляцией, так как имеющийся природный камень имел высокий показатель влагопоглощения, что опять же привело бы к быстрому разрушению».
Работы по реконструкции лестницы были окончены в конце 2015-го. Оставалось только доделать фонтаны. Подрядчика торопили, потому что ждали на открытие федеральных гостей. В итоге, по просьбе заказчика, гидроизоляцию чаш фонтана и каскада выполняли при неблагоприятном температурном режиме. Проблему можно было бы решить, если бы чаши фонтанов закрыли пологом, но этого не сделали. А для демонстрации гостям фонтанов бассейны ещё до окончания реконструкции наполнили водой, а после слили.
Большой праздник
Объект зашёл на ура. Строителям вручили грамоты, а мэр Кисловодска Алексей Курбатов искренне благодарил федеральное руководство за обновлённую визитную карточку города.
После обнаруженных нарушений гидроизоляции началась контрольная проверка выполненных работ, рассказал следователь СКР. Так вышли и на махинации с облицовочным камнем.
«Согласно заключению эксперта, представленный на исследование материал и использованный «ЮгГлавснабСтрой» при реконструкции Каскадной лестницы, не соответствует требованиям проектно-сметной документации, техническому заданию и ГОСТам. Материал имеет низкую плотность, повышенную истираемость и пористость, а также в пять раз превышает значение по ГОСТу водопоглощение, — приводит результаты экспертизы следователь. — Представленный материал нельзя использовать для проведения наружных работ в местах, не защищенных от атмосферных осадков. Его применение для отделки лестниц и других объектов влечет за собой снижение срока эксплуатации, а также преждевременное разрушение материала».
Правосудие
Ожегов свою вину так и не признал. Несмотря на это, Грант Чарзавакян сумел собрать все доказательства инкриминируемого преступления. Уголовное дело в семи томах с обвинительным заключением следователя СКР поступило в суд в декабре 2017 года.
Ожегова осудили в марте 2018 года по статье о получении взятки. Суд счёл достаточными доказательства вины, собранные Грантом Чарзавакяном, поэтому процесс прошёл достаточно быстро. Злоумышленнику присудили штраф в два миллиона рублей, а также запрет занимать государственные должности в течение трёх лет.
«Главный принцип уголовного законодательства — неотвратимость наказания. Даже когда преступление совершается без документирования в рамках оперативно-розыскной деятельности. При профессиональном подходе можно восстановить картину событий и собрать нужную доказательную базу. Это дело — очередное красноречивое тому подтверждение», — уверен Грант Чарзавакян.