Ставропольский Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов расположен на первом этаже здания 34/4 по улице Пирогова. В народе его называют Домом ветеранов, потому что там в квартирах живут нуждающиеся пенсионеры, ветераны, инвалиды. Они находятся под постоянным присмотром специалистов.
Работники предоставляют постояльцам квалифицированный уход, социально-бытовую и медицинскую помощь, ведут наблюдение за их здоровьем. Это единственное подобное учреждение в Ставропольском крае. Именно сюда попала Зинаида Чернышева, которая до этого жила в гараже.
Ключи от квартиры пенсионерке вручили всего неделю назад. Именно сюда она хотела переехать уже много лет. Поначалу говорили, что это невозможно. Предлагали только геронтологический центр, но Зинаида Алексеевна отказывалась. Её помощник, волонтёр Лилия Несенюк, рассказала, что первое известие о получении жилья пришло 25 июня.
«Радости просто не было предела. Однако сначала вышло недопонимание. Зинаида Алексеевна увидела словосочетание «социальный дом» и поняла это как дом для престарелых, наотрез отказавшись переезжать. После мы объяснили и показали, что это не так, а квартира просторная, шикарная», — рассказала Несенюк.
Зинаида Алексеевна Чернышева родилась в Красногвардейском округе. В раннем детстве у неё пропал слух. В 16 лет она получила образование и устроилась на работу. С будущим мужем познакомилась в 70-х, а в 1983 году, уже с двумя детьми, переехала в село Надежда.
Семья мечтала построить дом, но удалось только залить фундамент. Супруг Зинаиды Алексеевны скончался в конце 80-х. Так она осталась одна с дочерьми в маленькой постройке, которая числилась как нежилое помещение. Дети выросли и уехали в другие регионы, а женщина продолжала жить в плохих бытовых условиях и с агрессивными соседями. Годами она и волонтёры добивались переезда в место получше, но проблема не решалась.
Ещё в 2008 году комиссия подтвердила, что с 1986 года женщина жила в нечеловеческих условиях. Без отопления, с газом лишь в плите, протекающим потолком из ДВП, покрытым досками бетонным полом, плесенью на стенах из-за сырости.
Тогда инвалиду посоветовали обратиться в отдел архитектуры и градостроительства Шпаковского округа для перевода гаража в жилое помещение. Уже потом можно было поставить её на учёт, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Так по документам гараж стал пригоден к жизни, а ожидание самого учёта заняло десять лет. Но и после дело не шло: в Надежде не оказалось муниципального манёвренного жилого фонда.
История начала развиваться после публикации
большого материала «Победы26» в январе 2020 года. Пенсионерку стали посещать репортёры не только из Ставрополья, но и из Москвы. Ключевым моментом оказался приезд в марте спецкора и заместителя главного редактора общественно-политического еженедельника «Русский Репортёр» Марины Ахмедовой. Она встретилась с Зинаидой Чернышевой, а потом рассказала о ней председателю СПЧ Валерию Фадееву.
Через несколько дней с Лилией Несенюк связались из местной соцзащиты и попросили собрать документы для переселения в дом на Пирогова. Вместе с квартирой соцнайма пообещали сделать ремонт в гараже.
«В первую очередь они хотели сделать ремонт, но мы не согласились. Потому что после ремонта её могли снять с очереди на квартиру. Ну а по факту, что они бы там сделали? Там всё затапливает, пол холодный, плесень», — говорит волонтёр.
Из бетонной коробки в просторную квартиру
Прошёл год, и сейчас пенсионерка готовится к переезду. Площадь квартиры — 55 квадратных метров. Есть кухня, два балкона, спальня, прихожая и санузел. Правда, пока совсем нет мебели. Новоселье планируется примерно через месяц. До этого времени Зинаида Алексеевна бывает в новом жилище наездами: что-то привезти, где-то убрать, домыть. До переезда она будет жить в своём гараже: летом там не так плохо.
«Мы очень боролись за эту квартиру. Специалисты всё время переживали, как она здесь будет общаться. При этом всё просто — если возникают какие-то вопросы, она звонит мне по видеосвязи, и я перевожу. Так мы делаем, когда нужно прийти в больницу, например. Сейчас эта проблема ушла, работники центра совсем не против», — пояснила Несенюк.
Волонтёр обещала привезти в квартиру барную стойку, два высоких стула и раскладной обеденный стол. Их Зинаида Алексеевна увидела, когда бывала дома у сурдопереводчицы. Ещё нужна сплит-система и стиральная машина: у пенсионерки никогда таких вещей не было.
«Она приходила ко мне на чай, и ей понравилась жёлтая барная стойка. Привезём сюда. Для такого дела — отдам, не жалко. Теперь будем искать спонсора на кондиционер и стиралку», — говорит волонтёр.
Что женщина будет делать с гаражом — пока неизвестно. Продавать его жалко: там растут вкусные яблоки, вишни и смородина. Возможно, она оставит его как дачу. Особенно повезёт, если там сделают оговорённый ранее ремонт.
Однако пенсионерке по-прежнему не дают покоя прошлые соседи — она ещё помнит нападки и травлю со стороны односельчан. Женщина рассказала, что недавно ей подбросили дохлую крысу.
Волонтёр Лилия просит Зинаиду Алексеевну не вспоминать старые обиды, вычеркнуть всё плохое из памяти. Зима позади, а новая теперь пройдёт в комфорте и тепле.
«Она привыкла, что к ней всегда там плохо относились. Издевались, я сама это видела. Брызгали огород отравой, выливали мочу на участок, вызывали психиатра и полицию. Но сейчас нужно начинать думать о хорошем. Теперь для этого всё есть», — добавила Лилия Несенюк.