пт, 26 апр.
04:16
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Как бы выглядели районы Ставрополя, если бы были людьми

11 марта 2021, 08:00Статьи
Фото:

Территориально краевой центр делится на три района: Ленинский, Октябрьский и Промышленный. Неофициально они поделены на территории, каждая из которых имеет своё название. В материале ИА «Победа26» рассмотрены особенности восьми самых популярных из них.

Каждый из районов Ставрополя имеет свои особенности: как положительные, так и требующие доработки. Эксперты-урбанисты рассказали об основных плюсах и минусах территорий. 
Центр
Центр считается самой престижной частью города, поскольку там хорошо развита инфраструктура. В этом районе высокая концентрация учебных, медицинских, культурных учреждений, а также досуговых заведений. Общественный транспорт ходит постоянно, а за содержанием дорог тщательно следят.
На территории регулярно работают озеленители, есть несколько парков и облагороженных мест отдыха — Таманский лес, Комсомольский пруд. Единственным существенным минусом можно назвать высокие цены на жильё.
«Для проживания это очень удобный район, потому что он инфраструктурно насыщен. Здесь большое количество детских садов, школ. Транспортная доступность высокая, но сейчас появились проблемы с парковками, потому что дневная миграция со спальных районов идёт в основном в центр. На выходных здесь меньше пробок, тише, больше места для прогулок», — рассказал урбанист Станислав Киреев.
Участник движения «Города за здравый смысл» добавил, что в центре располагается кластер учебных заведений. Он делает территорию центром притяжения с высоким научным потенциалом. 
 
 
Северо-западный
В этом спальном микрорайоне есть необходимая инфраструктура, а также относительно доступные цены на жильё. Кварталы представлены образцами старой застройки, а частично — «свежими» многоэтажками.
Несмотря на статус спального микрорайона, здесь хватает магазинов, супермаркетов, медицинских и образовательных учреждений. Поблизости нет крупных промышленных производств, что хорошо сказывается на экологии.
«Достаточно спокойный, обжитой район с развитой социальной инфраструктурой. Есть поликлиника, достаточное количество садиков и школ, колледж. Недалеко — федеральный университет. Район не перенаселён, поэтому социальная и транспортная инфраструктура не так сильно перегружены. Легко можно добраться до центра и юго-западного района как на машине, так и на общественном транспорте и велосипеде. На общественном транспорте можно попасть и в любой другой район города, но уже не так быстро. Не хватает спортивных и развлекательных учреждений: нет кинотеатров и доступных спорткомплексов», — рассказал эксперт НКО «Города за здравый смысл», урбанист Алексей Целиковский. 
 
 
Юго-западный
Район иногда называют вторым центром Ставрополя. Здесь активно идёт строительство жилых домов, регулярно открываются новые торгово-развлекательные центры, спортивные объекты. Транспортная загруженность высокая, что хорошо в плане мобильности, но плохо для экологии. Высоко развита социальная инфраструктура.
«Советская застройка выполнена грамотно, так, чтобы школы, детские садики и другие социальные объекты располагались удобно для жителей. Раньше это был спальный район, куда люди приезжали после работы. С развитием современных технологий, и пандемия ускорила этот процесс, люди стараются перестраивать свой ритм жизни так, чтоб не ездить никуда. Юго-запад сейчас отвечает этим требованиям, так как можно жить, работать в пределах района, но не стоять в маятниковых пробках, не тратить время на переезды. Крупные точки притяжения тут — это, к сожалению, торговые центры. Нет других инфраструктурных объектов, способных удовлетворять потребность людей в досуге», — рассказала урбанист Лада Дубинина.
 
 
Перспективный
Маленький, но очень густонаселённый микрорайон. По средним оценкам, здесь проживает примерно десятая часть всех ставропольчан — порядка 40 тысяч человек. 
Как рассказала Лада Дубинина, когда туда во время визита в Ставрополь приехал польский урбанист Михало Форманек, то остался приятно удивлён увиденным. Кстати, сам специалист — бренд-менеджер города Люблина, который лишь немногим меньше Ставрополя. Но там подобных развитых микрорайонов нет, подчёркивал европеец. 
Территория микрорайона имеет свою развитую инфраструктуру, но пока проседает в прогулочных зонах.
«Понятно, что микрорайон новый, и в любом случае микрорайон, построенный в чистом поле, должен «обрасти» зеленью в процессе жизни. Находиться там пешком не очень удобно: расстояния большие, остановки расположены далеко друг от друга. Но это, скорее, проблема всех новых микрорайонов. Со временем всё это решится, как люди обживутся», — рассказала Лада Дубинина.
 
 
Крайзо
По-другому территорию ещё называют районом цирка. Это историческая часть города — здесь расположено множество старых зданий, памятников архитектуры. С точки зрения экологии место тоже благоприятное, несмотря на высокую транспортную загруженность.
«Это был интересный район с момента появления города, в нём было достаточно много исторической архитектурной части. Именно там появились первые многоквартирные дома. Сейчас он удобен хорошо развитой инфраструктурой и транспортом, наличием Нижнего рынка, который стал сейчас точкой притяжения», — считает урбанист из «Города за здравый смысл» Стас Киреев.
Территория удобна также расположением — близко к центру, а значит, и к социальным, учебным, медицинским, досуговым учреждениям. В этой части города много старых домов. Однако урбанист подчеркнул, сейчас намечается перспектива по застройке КрайЗО в стиле «Ставрополь-Сити», в котором будут современные многоквартирные дома, большой офисный и жилой центр. 
 
 
204-ый квартал
Район вырос очень стремительно и буквально из нескольких домов. Здесь многоэтажки соседствуют с частным сектором, но все постройки достаточно новые. Большая часть многоквартирных зданий отдана семьям силовиков.
«В 204-ом квартале всё ещё большая проблема с пешеходными дорожками, комфортной средой и общественными пространствами: их почти нет. Есть пробки на въезде и выезде утром и вечером. Из плюсов: очень комфортный климат. Когда северо-западный район морозит и заметает снегом, тут может светить солнце и петь птицы. Реально температура всегда выше на несколько градусов, а ветра меньше. Это из-за того, что район расположен под горой, на юго-восточном склоне, на 200 метров ниже самой высокой точки города. В некоторых дворах довольно зелено благодаря самим жильцам, мило и уютно. В районе достаточно магазинов, баров и так далее», — рассказал урбанист «Города за здравый смысл» Дмитрий Шевелев.
 
 
Ташла
Зелёный, экологически чистый, один из первых районов в Ставрополе. Однако люди, живущие рядом с речкой, жалуются на неприятные запахи после дождя. В основном представлен частной застройкой старого образца. Территория сейчас активно благоустраивается, но ей по-прежнему не хватает социальных и досуговых объектов. 
«Если говорить об инфраструктуре, то там всё есть, но вразброс. То есть расстояния большие: если пешком ходить, то далековато. В последнее время стали активно появляться зоны отдыха. С транспортом всё неплохо, тротуары стали в порядок приводить. Из минусов, опять же, зависимость транспортного потока от погодных условий. Есть проблемы с социальными объектами, в первую очередь с поликлиникой: ближайшая очень далеко. Не хватает банкоматов — всего три на район», — рассказал эксперт НКО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков.
 
 
Чапаевка
Район, где сейчас проживают порядка 9 тысяч человек, в основном застроен частными домами. Расположен недалеко от выезда из Ставрополя и одновременно близко к центру — около 15 минут на машине.
«Достаточно чистый, зелёный район. От центра недалеко, транспортная доступность хорошая. С точки зрения социальной инфраструктуры — сейчас 50 на 50. Однако там строят детский сад, в конце года начнут возводить школу, а в планах — поликликлиника. Преимущественно частная застройка, но есть и многоэтажки, а сейчас строятся новые комплексы. Так что можно сказать, что идёт активное развитие. Если касательно минусов, то есть недостаток зон отдыха — ближайшие на Ташле. Доступность транспорта зависит от погодных условий: когда снег — дороги леденеют и невозможно выехать. Есть проблема с пешеходной инфраструктурой», — рассказал урбанист Андрей Черняков.