Низкий вес, критический гемоглобин
Светлана Кондрашкина работала педагогом в одном из колледжей Кисловодска. У неё есть взрослая дочь, а также мать, которая живёт в Ессентуках. В 44 года женщина родила вторую девочку. Отец в воспитании малышки Элины участие не принимает. А сама Светлана официально имеет статус одинокой матери. Но в органы социальной защиты ни за материнским капиталом, ни за положенными пособиями никогда не обращалась.
На состояние малышки обратила внимание участковая врач-педиатр: для своего возраста ребёнок был слишком пассивным и худым. Медику удалось уговорить женщину обратиться в городскую больницу и обследовать дочку. Тогда и выяснилось, что у Элины серьёзные проблемы со здоровьем.
Как рассказала телеканалу «КМВ Информ» заместитель главного врача медучреждения Ирина Серегина, у девочки диагностировали анемию тяжёлой степени смешанного и алиментарного характера. В итоге в полтора года ребёнок весил 6 килограммов 300 граммов. Дефицит массы тела — 50 процентов, уровень гемоглобина критический — 50.
Причина такого состояния здоровья маленького ребёнка — несбалансированное питание. В процессе выяснилось, что Светлана кормила малышку только грудным молоком и растительной едой, не давала никаких добавок и не вводила прикорм. А худобу списывала на генетику: мол, в детстве и сама была такой.
Между тем, по словам педиатра-гастроэнтеролога Олеси Даниловой, в этом возрасте норма веса — 10-12 килограммов. И с шести месяцев, предварительно проконсультировавшись со специалистами, рекомендуется вводить прикорм.
«Если у ребёнка маленький вес, то лучше всего подойдут каши. В случае избытка массы тела для первого прикорма предпочтительны овощные пюре. Грудное вскармливание — это прекрасно, но для полноценного развития малыша необходимы и другие продукты: овощи, фрукты, мясо, рыба. Так, с восьми месяцев можно готовить мясные блюда. Выбирайте не аллергенные продукты: индейку, кролика или нутрию. Разнообразить рацион питания необходимо, чтобы у малыша сформировались новые пищевые навыки», — пояснила специалист.
Вегетарианство — это осознанный выбор
Мария Г. более 10 лет придерживается вегетарианской диеты, но хочет, чтобы её ещё маленькая дочь Злата сама выбрала, как питаться.
«Я и супруг придерживаемся здорового питания. Нам так больше нравится. Но для дочери я делаю исключение. Если ей хочется мяса, рыбы и даже сосисок — всегда пожалуйста. Просто мы этого не едим. Она подрастёт, и сама сделает свой выбор. Кстати, быть мясоедом значительно экономичнее для семейного бюджета», — поделилась вегетарианка со стажем.
Мать пятерых детей Анна Алексеева тоже не ограничивает их в питании. Более того, старается его максимально разнообразить.
«Так случилось, что у всех моих деток была лактозная недостаточность. Грудью я кормила, но не долго. Но не представляю, как можно до полутора лет кормить ребёнка только молоком. У нас были смеси и ранний прикорм. Всегда советовались со специалистами, когда и чем именно можно кормить ребенка. Делали овощные, фруктовые, мясные и рыбные блюда. Старались чтобы питание было разнообразным. Сейчас у моих детей все хорошо. Лактозную недостаточность давно сняли. Едят всё, что хотят, но стараемся придерживаться здорового питания — исключаем фастфуд и полуфабрикаты», — поделилась многодетная мама.
Без прикорма не обойтись, согласна и мама троих детей Ольга Долматова:
«Одну дочь кормила грудью до 2,5 лет, вторую — до 1,8, третью — до 1,5 лет. Но все малышки с четырёх месяцев уплетали яблочное пюре. Прикорм вводили постепенно. В семь месяцев стала готовить блюда из печени птицы. Питание у детей должно быть полноценным и не зависеть от каких-то убеждений взрослых», — считает Ольга.
А пока Светлана придерживалась собственной диеты, малышка недополучала всех необходимых для полноценного развития веществ. Девочка мало двигалась, не ходила, была очень вялой и могла только лежать. Разъяснительные беседы не оказывали на Светлану никакого влияния. Тогда в дело и вмешались органы опеки и попечительства.
«Мы созвали внеочередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних. С мамой беседовали, убеждали, но лечить дочь она отказалась категорически. Так как была реальная угроза жизни и здоровью несовершеннолетней, в рамках статьи 77 Семейного кодекса РФ, ребёнка у матери забрали», — рассказал начальник отдела опеки и попечительства управления образования администрации Кисловодска Айна Бейбулатова.
По словам уполномоченного по правам ребёнка в Ставропольском крае Светланы Адаменко, такая мера возможна при наличии угрозы для жизни или здоровья несовершеннолетнего.
«Органы опеки и медработники неоднократно предлагали маме исправить ситуацию, обследовать ребёнка и давали ей шанс. Когда масса тела достигла критических состояний, были приняты меры госзащиты ребёнка», — добавила детский омбудсмен.
Только после этого Элину смогли направить на лечение в больницу. Девочке сделали переливание крови и таким образом спасли. Малышку выписали в удовлетворительном состоянии, сейчас её здоровью ничто не угрожает. Более того, девочка набралась сил и сделала свои первые шаги. В данный момент она находится в детском доме, а в суде рассматривают дело о лишении родительских прав Светланы Кондрашкиной.
Опека и усыновление — в чём разница?
Когда стало известно, что одинокую маму-веганку могут лишить материнских прав, в соцсетях появились посты в защиту женщины. Их авторов возмутило, что информацию о малышке без решения суда внесли в банк данных на усыновление. Мол, не имели права. Корреспондент «Победы26» выяснил, законны ли такие действия и могут ли ребёнка усыновить.
Анкета малышки действительно есть на официальном сайте Усыновите.ру. Здесь же указано, что возможная форма устройства — опека. Кстати, соцработники сначала предложили взять шефство над Элиной ближайшим родственникам — бабушке и старшей сестре. Но у каждой из потенциальных опекунов нашлись свои причины, чтобы не брать на себя ответственность за судьбу девочки.
Руководитель отдела развития семейных форм устройства детей оставшихся без попечения родителей Наталья Фирсова, подчеркнула: опека и усыновление — принципиально разные вещи.
«Да, фото девочки действительно есть на этом сайте, но это не значит, что её усыновят или отдадут в ближайшее время в другую семью. Для этого необходимо решение суда», — пояснила специалист ведомства.
Анкета девочки появилась на сайте, потому что есть акт об отобрании ребёнка из семьи, составленный органами местного самоуправления.
«Этот документ позволяет поставить ребёнка в региональный банк на усыновление. Но пока у девочки нет статуса оставшейся без попечения родителей, нет соответствующего решения суда, девочку нельзя усыновить или отдать в приёмную семью. Если к региональному оператору (Банк данных) обратятся желающие взять девочку, им сообщат, что это невозможно, пока идёт судебное разбирательство», —пояснила Наталья Фирсова.
Более того, даже после лишения родительских прав матери или отцу дают полгода на «работу над ошибками». Так что у Светланы Кондрашкиной есть все шансы вернуть дочь. Правда, придётся соблюсти ряд требований, которые ей огласят на суде. Очередное заседание по делу Светланы Кондрашкиной состоится 18 марта.