пт, 26 апр.
06:29
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Как раскрыть убийство? Подробный разбор от ставропольского криминалиста

19 октября 2020, 12:44Статьи
Фото:

Можно ли совершить тяжкое преступление и скрыться, не оставить следов? Оказывается, да. Есть единственный способ, которым с ИА «Победа26» поделился следователь отдела криминалистики СУ СКР по Ставрополью Владимир Ребиков.

«У нас самая современная и сложная техника, которой зачастую на местах нет», - пояснил криминалист.
«Приезжаем на место. Как правило, всех с объекта выпроваживаем. Это важно, чтобы не принести лишних следов. Надеваем бахилы, перчатки. Осмотр начинается или с трупа, или, наоборот, с периметра к «очагу». Просматриваем так называемое место волочения потерпевшего, собираем следы и улики, восстанавливаем картину», - объяснил Владимир Ребиков.
У эксперта есть базовый чемодан, где хранятся самые важные приспособления для работы с биологическими следами. Это измерительные рулетки, лупы, кисточки для обработки объектов, растворы, дистиллированная вода для производства смывов крови, пинцеты, зеркальце для обзора в труднодоступных местах, дактопленка для отпечатков пальцев и микрообъектов.  
«Есть два вида гемотестов - на обнаружение крови человека и спермы. Они похожи на тесты на беременность. Берем часть фрагмента вещества, разводим в буферообменнике, дальше - на полоску. Есть две полоски - то кровь человека, или сперма», - пояснил криминалист. 
«Иногда перед тем, как уйти, убийца замывает, уничтожает следы. Что ты не делай, при тщательном осмотре улики все равно найдутся - кровь затекает во все микрощели. В паркет, на линолеум, впитывается в деревянные ножки стульев», - пояснил криминалист.  
 С помощью техники находятся засохшие или замытые следы. Зачастую преступники делают себе хуже, когда подтирают отпечатки химическими составами. Попытка зачистить место преступления, напротив, сыграет против подозреваемого в ходе следствия.  На уровень сложнее Чаще всего злоумышленники скрывают орудия преступления. Например, в неразборном бачке унитаза, как было во время последнего выезда Владимира Ребикова. Тогда в ход идёт технический эндоскоп. Он представляет собой длинный «хобот» с камерой на одном конце и дисплеем на другом. Устройство помогает просмотреть любое труднодоступное место.
«Ищем за батареями, на чердаках, в отверстиях полов. Например, раскрываем преступление многолетней давности. Дом могли купить другие люди, сделать ремонты. Чтобы не ломать стены или полы, делаем небольшие отверстия и изучаем», - пояснил криминалист.
Искать орудия убийства в стенах - не самое страшное. Иногда трупы замуровывают в фундаменте. Или, как было недавно в Ставрополе - заливают бетоном. 
«Два охранника выпивали на стройке, после чего у них произошёл конфликт на бытовой почве. Один зарезал другого. Испугался, что попадёт в тюрьму, и закопал тело в котловане дома. А чтобы не нашли - залил бетоном. Спустя пару недель пропавшего объявили в розыск. Следователя привлёк свежий залитый бетон. Начали интересоваться - кто залил? Никто не знает. Сторож этот уже убежал. С помощью георадара обнаружили в бетоне тело, разворотить глыбу помог застройщик», - рассказал криминалист. 
«Одна антенна посылает сигнал под землю, другая принимает. Луч обрисовывает границы закопанного объекта. Например, пустоты человеческого черепа. Так ищем тела, схроны боевиков. Это бочки или ящики с оружием. На моём опыте такое было в 2015 году в Георгиевском округе, когда террористы планировали нападение на отдел полиции», - рассказал криминалист.
«Искали разные ведомства и структуры. Кладбище, много могил, но все - не те. В итоге под тропинкой был обнаружен труп этого жулика. Он был захоронен не в общих могилах, как в поступившей нам информации, а в стороне, за местом, протоптанном людьми», - пояснил криминалист.
«Двое предпринимателей поссорились, после чего один подорвал другого. С самого начала мы знали, что это был взрыв. Газоанализатор быстро определяет, что стало причиной инцидента. Показывает наличие в воздухе частиц тротила, гексогена. Устройство берём как на взрывы, там и на пожары», - пояснил Владимир Ребиков .
«Нам говорят причину и место, откуда мы начинаем проводить осмотр - изымать все предметы объекты, необходимые для экспертного заключения. Как правило, тело найти легко. Это кости, фрагменты ткани и мяса. Но тут много зависит от температуры горения. Если горят нефтяные заводы, фирмы химические - бывает ничего не остается», - пояснил криминалист.
«Еще значительно упростили жизнь приборы, которые позволяют вытащить из смартфона любые удалённые файлы даже при наличии паролей для вхождения в систему. Также на местности применяем квадрокоптеры для осмотров в труднодоступных зонах», - пояснил Владимир Ребиков.
С опытом приходит и мастерство работы с устройствами, говорит специалист. Удаётся выработать методики, которые не описаны в инструкциях, найти новые функции. Прогресс не стоит на месте, и преступления требуют иного подхода, чем, скажем, 50, 30 или даже несколько лет назад.
«Работа криминалиста где-то даже творческая. Не бывает такого, чтобы преступник не оставил ни одной улики. Пока человек не научится летать, он будет оставлять следы. Это единственный способ. Хотя даже и в таком случае я не уверен, что криминалисты не сумеют найти новые подходы», - заключил Владимир Ребиков.